Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:06, курсовая работа
Роль торговли чрезвычайно велика. Она оказывает влияние на объем и структуру производства товаров, улучшение их ассортимента и повышение качества. Торговля активно воздействует на потребителей, воспитывает разумные потребности и их вкусы, широко пропагандирует новые товары. Она связана с денежным обращением и финансовой системой страны.
Введение 3
1 Социально-экономическая роль торговой фирмы на рынке потребительских товаров 5
1.1 Сущность, роль и задачи торгового обслуживания 5
1.2 Содержание элементов и показатели оценки качества торгового обслуживания 12
2 Характеристика уровня обслуживания покупателей в магазине 22
2.1 Оценка эффективности метода продаж 22
2.2 Анализ уровня торгового обслуживания 28
3 Пути повышения качества торгового обслуживания 32
Заключение 41
Список использованных источников 43
В таблице 2 представлены основные экономические показатели деятельности магазина. Весь оборот розничной торговли ИП «Дорошкевич» за 2012 год составил 14 865 тыс.р. Рост товарооборота в размере 109,87% обеспечен за счет увеличения в 1,4 раза продажи в 4-м квартале текущего года. Годовой товарооборот приходящийся на 1 м.кв. площади торгового зала так же увеличился на 12,6 тыс.р.
Равномерность товарооборота можно проанализировать, используя данные таблицы 3:
.
Таблица 3 – Информация о доле каждого квартала в годовом товарообороте магазина, в %
Кварталы |
Фактически за прошлый год |
Отчетный год |
Отклонение | ||
План |
Факт |
От плана |
От факта | ||
1 |
25,55 |
26,57 |
26,29 |
+ 0,47 |
- 0,28 |
2 |
24,71 |
24,43 |
24,36 |
- 0,35 |
- 0,07 |
3 |
24,36 |
22,49 |
22,92 |
-1,44 |
+ 0,43 |
4 |
25,38 |
26,51 |
26,43 |
+ 1,05 |
- 0,08 |
Всего за год |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
_ |
_ |
Товарооборот магазина «Магнолия» распределяется неравномерно. Наиболее напряженный был четвертый квартал, наименее напряженный – третий квартал. Это объясняется тем, что покупательский спрос в третьем квартале снижается. А в четвертом квартале рост покупательского спроса, это связано с тем, что к концу года потребители покупают отложенного спроса в магазинах.
Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей в магазине «Магнолия» должны быть определенные товарные запасы, т.к. они предназначены для обеспечения повседневной, бесперебойной торговли. Поэтому запасы товаров в магазине постоянно и равномерно пополняются.
Под товарооборачиваемостью понимается время обращения товаров со дня их поступления до дня реализации, а также скорость оборота товаров. Анализ средних товарных запасов и товарооборачиваемость в целом по магазину «Магнолия» представлен в таблице 4. Анализируя данные табл.4, можно сделать следующие выводы: товарооборот фактический увеличился на 143,4 тыс.р. по сравнению с планом, что свидетельствует о положительной торговой деятельности магазина, об удовлетворительном спросе покупателей.
Таблица 4 – Информация о средней товарооборачиваемости и товарных запасах по магазину «Магнолия» за отчетный год, тыс.руб.
Показатели |
План |
Фактически за 2012 год |
Отклонение от плана |
% выполне- ния плана |
Розничный товарооборот тыс. руб. |
14 721,6 |
14 865,00 |
+143,4 |
103,8 |
Среднегодовые товарные запасы тыс. руб. |
133,97 |
135,27 |
+1,3 |
100,97 |
Товарооборачиваемость в днях (время обращения товаров) |
3,29 |
3,27 |
-0,02 |
- |
Товарооборачиваемость в количестве оборотов (скорость обращения товаров) |
109,89 |
109,9 |
+0,01 |
100 |
Однодневный товарооборот тыс. руб. |
40,72 |
41,37 |
+0,65 |
101,6 |
Средние товарные запасы в отчетном году увеличились на 1,15 тыс.р. по сравнению с планом. Розничный товарооборот увеличился на 3,8 % что составило 143,4 тыс. руб.
Увеличение средних товарных запасов по этим товарам обеспечивалось за счет увеличения товарооборота и ускорения товарооборачиваемости, что свидетельствует о высокой степени удовлетворения покупательского спроса.
Приходя в магазин, каждый покупатель определяет для себя диапазон цен на товары, которые ему необходимы. Если цены в магазине соответствуют представлениям покупателей, то он остается удовлетворенным и приобретает товар. В обратном случае у покупателей могут возникнуть отрицательные эмоции и спрос покупателей на товары останется неудовлетворенным. Поэтому, магазин «Уют» при формировании цен учитывает данный фактор и использует минимально возможную торговую надбавку, для того, чтобы покупателей устраивала цена, и он получал удовлетворение при покупке товара.
Снижение уровня торговых надбавок не случайно наблюдается в работе магазина «Магнолия». Это объясняется тем, что вблизи магазина «Магнолия» находится торговый центр, имеются другие конкуренты магазина. В связи с этим нецелесообразно устанавливать высокие торговые надбавки, так как приходя в магазин покупателя интересует не только качество товаров и сервис предоставляемых услуг, но и цена товаров.
Если бы магазин не снижал уровень торговых надбавок, то потерял бы большое количество потребителей, это бы повлекло за собой снижение объемов продаж, а также уменьшение товарооборота и валового дохода соответственно, что отрицательно сказалось бы на финансовой деятельности предприятия.
В 2012 году численность
работников составила 6 человек. Рассмотрим
эффективность использования
Таблица 5 - Производительность и оплата труда работников за период 2010-2012 года
Показатели |
2010 |
2011 |
2012 |
2012 в % к 2010 |
Среднесписочная численность работников, чел |
7 |
7 |
6 |
120 |
Фонд заработной платы тыс. р. |
1092 |
1176 |
1080 |
98,9 |
Выручки от продажи продукции (товаров, работ, услуг) без НДС, тыс. р. |
12 531,66 |
13 529,63 |
14 865,00 |
118,6 |
Выручка, приходящаяся на 1 работника тыс. р. |
1 790 |
1 932,6 |
2 477,5 |
138,4 |
Среднемесячная оплата труда 1 работника тыс. р. |
13 |
14 |
15 |
115,4 |
Численность работников на протяжении трех лет меняется, в 20212 году численность персонала сократилась на 1 человека, сумма выручки, приходящаяся на одного работника возросла на 38,4% что составило 687,5 тыс. р. По сравнению с 2010 годом. Среднемесячная оплата труда на одного работника в течении трех лет увеличивалась. Сокращение численности работников на одного не повлияла на производительность труда в худшую сторону. Отмечен рост заработной платы и рост производительности труда рабочих.
2.2 АНАЛИЗ УРОВНЯ ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
Магазин самообслуживания. В обязанности продавца - консультанта входит консультирование клиента. Самая главная задача которых является, как можно лучше и качественнее дать покупателю нужную ему информацию.
Предоставить весь
необходимый товар или
При принятии положительного решения сопроводить клиента до кассы и поблагодарить его за покупку, при отрицательном, предоставить всю необходимую информацию на будущее.
Отсутствие в торговле нужных товаров, их узкий, нестабильный или несоответствующий ассортимент порождают неудовлетворенный спрос, что отрицательно сказывается на эффективности торговли.
На данный момент ассортимент магазина позволяет удовлетворить любые потребности клиентов.
Для оценки эффективности коммерческой работы (Эк.р) приобретает сопоставление прибыли с производственными затратами (издержками обращения):
Эк.р = П : ИО *100%,
где П – прибыль;
ИО – издержки обращения;
Эк.р = 454,87 : 2 763,40 *100% = 0,16 (2012 год)
460 : 2 427,22 * 100% = 0, 18 (2011 год)
Коэффициент установочной площади находится по формуле:
Ку = Sуст : Sобщ,
где Sуст – установочная площадь;
Sобщ – общая площадь;
Ку – коэффициент установочной площади.
Ку = 28,6 : 106,0 = 0,27 (2012 год)
26 : 106,0 = 0,24 (2011 год)
В непродовольственных магазинах самообслуживания коэффициент установочной площади должен составлять от 0,2 до 0,3 – в противном случае торговое пространство торгового зала будет использоваться малоэффективно.
Коэффициент выставочной площади находится по формуле:
Кв = Sвыст : Sобщ, (3)
где Sвыст – выставочная площадь;
Sобщ – общая площадь;
Кв - Коэффициент выставочной площади.
Кв = 77,4 : 106,0 = 0,73 (2012 год)
80 : 106,0 = 0,75 (2011 год)
Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 выставочной площади находится по формуле:
Кт = А : Sвыст, (4)
где А – ассортимент товаров всего, шт;
Sвыст – выставочная площадь;
Кт – количество товарных единиц, размещаемых на 1 м2 торговой площади коэффициент.
Кт = 7 910 : 77,4 = 102,2 (2012 год)
Кт = 6790 : 80 = 84,9 (2011 год)
Таблица 6 – Информация о технологических показателях по магазину «Магнолия» за 2011 – 2012 гг.
Фактические данные за отчетный год | ||
1. Площадь магазина м.кв. Общая площадь магазина В том числе S выкладки товаров 80 S установочная 26 | ||
2. Коэффициент установочной площади |
0,24 |
0,27 |
3. Коэффициент выставочной площади |
0,75 |
0,73 |
4. Количество товарных единиц, размещаемых на 1 м.кв. выставочной площади магазина |
84,9 |
102,2 |
По данным таблицы 6 можно сделать следующие выводы: в отчетном году магазин «Магнолия» стал рациональнее использовать площадь магазина, расширил торговый зал, что положительно влияет на уровень торгового обслуживания.
Коэффициент установочной площади приближен к нормативу, что так же свидетельствует о рациональном размещении торгового оборудования. Данный коэффициент в отчетном году выше, чем в прошлом, что свидетельствует о положительной работе руководства магазина «Магнолия», которое постоянно следит за рациональным использованием торгового оборудования.
Среднее время затрачиваемое на покупку находится по формуле :
Вп = Т : ВП = Т : N,, (5)
где Т – рабочее время продавца;
N – число покупок в магазине за день;
Вп – среднее время,
Вп = 720 : 180 = 4 (2012 год)
720 : 120 = 6 (2011 год)
Коэффициент завершенности покупки находится по формуле:
Кз = Nт : Nп, (6)
где Nт – число покупок за день;
Nп –
число человек, зашедших в
Кз –
коэффициент завершенности
Кз = 180 : 250 = 0,72 (2012 год)
120 : 190 = 0, 63 (2011 год)
Полнота ассортимента определяется с помощью коэффициента полноты, рассчитываемого путем отношения фактического количества разновидностей товара, имеющихся в продаже, к количеству разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина:
Кп = Рф : Рп, (7)
где Кп – коэффициент полноты ассортимента магазина на конкретную дату;
Рф –
фактическое количество
Рп –
количество разновидностей
Кп = 6192 : 8064 = 0, 77
Устойчивость (стабильность) характеризует постоянное наличие товара соответствующего вида (разновидности) в продаже. Коэффициент устойчивости Ку определяется по формуле:
Ку = Рф1 + Рф2 + ... + Рфn : Рн × n (8)
где Рф1, Рф2,...,Рфn — фактическое количество разновидностей (видов) товаров, из предусмотренных ассортиментным перечнем и отсутствующих в продаже в момент отдельных проверок, ед.;
Рн — количество разновидностей (видов) товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, ед.;
n — количество проверок.
В течении одного квартала
1 раз в месяц проводились
Ку = 6192 + 6387 + 7012 : 8064 * 3 = 0,81
3 Пути повышения качества торгового обслуживания
Сейчас в магазине «Магнолия» расширился и обновился ассортимент товара, что привлекает большое количество покупателей, тем самым с помощью широкого ассортимента товаров на одну и ту же группу товаров спрос покупателей удовлетворяется в полном объеме, что положительно характеризует уровень торгового обслуживания в магазине.
Информация о работе Качество торгового обслуживания в магазине, пути его повышения