Кадровая политика и менеджмент человеческих ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы стало изучение кадровой политике на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, а именно:
Дать характеристику человеческим ресурсам и процесс управления ими;
Рассмотреть понятие кадровой политики;
Исследовать специфику кадровой политике в банковской сфере;
Охарактеризовать деятельность коммерческого банка;
Исследовать основные принципы и направления кадровой политики банка;
Дать рекомендации по результатам исследования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА – ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 5
1.1. Понятие трудовых ресурсов и специфика процесса управления ими 5
1.2. Характеристика кадровой политики предприятия 8
1.3. Специфика кадровой политики в банковской сфере 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «МИНБ» 21
2.1 Трудовой потенциал персонала ОАО «МИнБ» 21
2.2 Анализ основных функций управления персоналом в ОАО «МИнБ» 25
2.3 Направления совершенствования управления персоналом в ОАО «МИнБ» и их социально-экономическая эффективность 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44

Файлы: 1 файл

кадровая политика и менеджмент чел ресурсов.docx

— 129.66 Кб (Скачать файл)

Осуществление кадровой политики в передовой компании обычно базируются на следующих принципах:

  • максимальное использование внутренних возможностей для формирования кадрового потенциала, способного решать текущие и перспективные задачи;
  • мотивация каждого работника компании к профессиональному росту и развитию творческих способностей;
  • создание условий для своевременного приобретения необходимой квалификации и повышения разряда;
  • социальная ответственность компании за каждого своего работника;
  • опережающее обучение и постоянное повышение квалификационного уровня всех категорий персонала.

Качественная профессионально-квалификационная подготовка персонала служит фундаментом  повышения производительности труда  и эффективности производства. Основными  слагаемыми экономического эффекта  являются:

  • повышение производительности труда;
  • своевременное замещение рабочих мест подготовленными работниками;
  • опережающее получение соответствующей профессионально-квалификационной подготовки12.

Кадровая политика есть всегда у любой организации  хотя бы потому, что никакая разумная деятельность немыслима без основных принципов, определяющих конкретные действия.

До недавнего  времени преобладал подход к персоналу  как к издержкам производства, а издержки, как известно, необходимо минимизировать. В последнее время  появилось понимание, что персонал – это ценный ресурс, источник богатства  организации, капитал, и его необходимо наращивать в него надо инвестировать, чтобы получить прибавочную стоимость.

Подход к персонала  как к ресурсу означает:

  • индивидуальный подход ко всем работникам, осуществляемый в пределах совмещения их интересов и интересов организации;
  • осознание проблемы дефицита квалифицированного и высококвалифицированного персонала, что приводит к конкретной борьбе за знания, навыки, способности на рынке труда;
  • переход к человеческим ресурсам означает отход от представлений о персонале как «даровом капитале», освоение которого не требует от руководства ни финансовых, ни трудовых, ни организационных, ни временных, ни прочих затрат.

В зависимости от того, какой концепции управления персоналом придерживается руководство  организации, будет строиться система управления персоналом. Влияние выбора концепции управления персоналом на кадровую политику представлено в таблице 1 [2].

Таблица 1 –  Зависимость  кадровой политики от концепции управления персоналом

Концепция

Персонал-издержки

Персонал-капитал

Политика в отношении  организационных стандартов и личностного  фактора

Четко отлажены организационная  структура, система должностных  обязанностей и требований к персоналу, кандидат должен строго соответствовать  организационным требованиям, а  работник –столь же строго выполнять свои обязанности

Отдается предпочтение творчеству и инициативе, организация  готова гибко подходить к управлению людьми, брать с собственным «интеллектуальным  багажом» и создавать по них специальные  рабочие места, соответствующие  их личностным особенностям

Политика вознаграждения

Жесткая система  оплаты, не зависящая от достижений работника

дифференцированная  оплата труда, каждый может заработать столько, сколько сумеет

Политика найма

Наем дешевых, пусть  и не очень квалифицированных  работников

Наем дорогих. но высококвалифицированных работников

Таблица 1. Продолжение

Политика в области  карьеры персонала

Поиск руководителей  вне организации по принципу «чужие лучше»

Поиск руководителей  в организации по принципу «свои  надежнее»

Политика стабилизации внутри организационного рынка труда

Поиск людей, полностью  удовлетворенных существующими  в организации условиями работы

Минимизация текучести, разработка программ мотивации

Политика оценки достижений

Формализованная оценка персонала

Индивидуальный  подход к оценке персонала


 

Кадровая политика различается по следующим основаниям: осознанность и последовательность, либерализм или жесткость, дифференцированность. Рассмотрим каждую их характеристик более подробно.

Осознанность  и последовательность. Кадровая политика может осознаваться руководством и целенаправленно выстраиваться в соответствии с политиками маркетинга и инвестиций, а может вестись хаотично, без четкого понимания, что и зачем делается; при этом следует понимать, что политика может и должна меняться с развитием организации, изменением ее положения на рынке и другими факторами.

Либерализм или  жестокость. Либеральная, демократичная, социально ориентированная политика означает не отсутствие дисциплины, а примат личностного начала над организационным. В таких организациях каждый – сначала человек, потом уже работник. Отсюда значительные различия в оплате труда, дисциплинарных требованиях и других организационных ограничениях. Жесткая кадровая политика предполагает, что главное – организация, ее интересы, устои и правила. Работник же обязан вписаться в них. Отсюда строгая дисциплина, много письменных регламентов, инструкций, приказов, а также высокие (в значительной степени формальные) требования при отборе новых работников.

Дифференцированность. Кадровая политика организации может декларировать равноправие всех работников, а может, наоборот, быть избирательной по отношению к слоям и группам, рынкам труда. Целенаправленная и осознанная политика обычно дифференцирована.

Подводя итог исследованию понятия кадровая политика, обобщим все вышесказанное. Кадровая политика организации – это совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.

Цель кадровой политики организации - обеспечение своевременного обновления и сохранения количественного и  качественного состава кадров и  его развития в соответствии с  потребностями организации, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда, которое достигается  посредством обоснованного формирования кадровой политики.

Главным объектом кадровой политики предприятия является –  персонал (кадры). Кадры – наиболее ценная и важная часть производительных сил общества. В целом эффективность  предприятия зависит от квалификации служащих, их расстановки и использования, что влияет на объем и темпы  прироста вырабатываемой продукции, использование  материально-технических средств.

1.3. Специфика кадровой  политики в банковской сфере

 

Специфика кадровой политики в каждой отрасли проявляется  по-своему. В связи с этим целесообразно  рассмотреть основные черты кадровой политике в банковской сфере.

Являясь самостоятельным  хозяйствующим субъектом, действуя на принципах самофинансирования и  самоокупаемости, банк производит и  реализует особый продукт, оказывает  самые разнообразные услуги клиентам.

Возможность многообразия банковской деятельности делает их сущность «...действительно  неопределенной»13. Банк как учреждение, имеющее свою специфику, выстраивает и особую схему управления персоналом.

Структуру любого коммерческого  банка можно разделить на две  составляющие: первая – это подразделения, сотрудники которых обеспечивают реальные поступления в виде дохода (кредитный  отдел, отдел ценных бумаг, валютный отдел и т.д.); вторая – это подразделения, персонал которых создает условия  для продуктивной работы первых (канцелярия, архив, служба безопасности, АХО, служба автоматизации и т.д.).

В соответствии с этим содержание труда в банковской сфере имеет  свои особенности (табл. 2)

Таблица 2 - Особенности содержания труда в банковском учреждении

Характер

особенностей

Содержание особенностей

Непосредственно связанные с процессом  управления персоналом 

Труд носит изначально коллективный характер, поскольку практически  все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом

Высокая степень ответственности  за проведенные операции и принятые решения, поскольку работа связана  с деньгами клиентов

Трехуровневая система управления персонала. Первый - Правление банка  и его Председатель, второй - профессиональные подразделения по работе с персоналом руководителей подразделений банка

Влияние специфических (особых и экстремальных) факторов в процессе труда из-за высокой степени ответственности  за допущенные ошибки

Постоянное обновление и усложнение спектра проводимых операций, внедрение  новых компьютерных технологий и  т.д.

Косвенно

связанные с процессом управления персоналом 

Переориентация рынка банковских услуг с «рынка продавца» к  «рынку покупателя»

Наличие в рамках одного банковского  учреждения  совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений

Высокий уровень внутрибанковской специализации и разделения труда

В основе банковской работы находится  квалифицированный интеллектуальный труд, обеспечивающий успех в конкурентной борьбе

Наличие сверхурочных работ в период пиковых нагрузок


 

Таким образом, в соответствии с особенностями содержания труда  формируются и особенности организации  труда, межличностных отношений  и в целом технологий управления персоналом (табл. 3).

Таблица 3 - Система особенностей управления персоналом в банковском учреждении

Признак

Сущность

особенности

Содержание, причины проявления

Организация труда

Тенденция приема

на работу на длительный срок

Сложность банковской работы, где  умения приходят лишь с опытом

Смена отделов (функций)

Необходимость получения нужной квалификации и формирования условий координации  между подразделениями и уровнями управленческой иерархии

Технология управления

Коллегиальность принятия решений

Большое количество людей вовлечено  в подготовку ключевых решений. Интерактивный  метод проведения совещаний

Прибыль

(результат) - не самоцель

Выступает как вознаграждение банку, если он продолжает производить истинные ценности для своих клиентов, способствовать профессиональному росту сотрудников, нести ответственность за свои действия как коллективный гражданин

Управление как цикл взаимосвязанных  процессов

Звенья цикла: кадровая политика, кадровое планирование, формирование кадрового  резерва (выдвижения и ротация),  маркетинг персонала, рекрутмент, адаптация, обучение, оценка и аттестация, карьерный менеджмент, мотивация и стимулирование, нормирование. Отвечает современным требованиям к системе управления персоналом

Равновесие

количественных и качественных методов управления

Оснащение банка современными информационными  и компьютерными средствами позволяет принимать решения на основе полного анализа фактов и самих решений (их соответствие миссии)

Межличностные отношения 

Слаженность и согласие в работе управляющих

Определение главных целей и  стиля работы на основе их соответствия философии банка

Развитая культура общения

Групповое принятие решений с привлечением фасилитатора (организатора процесса совместной работы)

Целостная

ориентация

Отношение с людьми не только формальные: руководители сотрудничают с подчиненными, работники всех уровней - со своими коллегами (условия, где невозможно обезличенность)

Эгалитарность

Работники действуют по своему усмотрению, работает автономно, без контроля, потому что пользуется доверием. Вместо иерархического контроля - самоконтроль, обеспечивающий заинтересованность, лояльность и повышенный уровень мотивации

Информация о работе Кадровая политика и менеджмент человеческих ресурсов