Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 23:09, курсовая работа
Целью настоящей работы стало изучение кадровой политике на примере конкретного предприятия.
Для достижения данной цели был поставлен ряд задач, а именно:
Дать характеристику человеческим ресурсам и процесс управления ими;
Рассмотреть понятие кадровой политики;
Исследовать специфику кадровой политике в банковской сфере;
Охарактеризовать деятельность коммерческого банка;
Исследовать основные принципы и направления кадровой политики банка;
Дать рекомендации по результатам исследования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА – ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ 5
1.1. Понятие трудовых ресурсов и специфика процесса управления ими 5
1.2. Характеристика кадровой политики предприятия 8
1.3. Специфика кадровой политики в банковской сфере 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «МИНБ» 21
2.1 Трудовой потенциал персонала ОАО «МИнБ» 21
2.2 Анализ основных функций управления персоналом в ОАО «МИнБ» 25
2.3 Направления совершенствования управления персоналом в ОАО «МИнБ» и их социально-экономическая эффективность 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 44
Осуществление кадровой политики в передовой компании обычно базируются на следующих принципах:
Качественная профессионально-
Кадровая политика есть всегда у любой организации хотя бы потому, что никакая разумная деятельность немыслима без основных принципов, определяющих конкретные действия.
До недавнего времени преобладал подход к персоналу как к издержкам производства, а издержки, как известно, необходимо минимизировать. В последнее время появилось понимание, что персонал – это ценный ресурс, источник богатства организации, капитал, и его необходимо наращивать в него надо инвестировать, чтобы получить прибавочную стоимость.
Подход к персонала как к ресурсу означает:
В зависимости от того, какой концепции управления персоналом придерживается руководство организации, будет строиться система управления персоналом. Влияние выбора концепции управления персоналом на кадровую политику представлено в таблице 1 [2].
Таблица 1 – Зависимость кадровой политики от концепции управления персоналом
Концепция |
Персонал-издержки |
Персонал-капитал |
Политика в отношении организационных стандартов и личностного фактора |
Четко отлажены организационная структура, система должностных обязанностей и требований к персоналу, кандидат должен строго соответствовать организационным требованиям, а работник –столь же строго выполнять свои обязанности |
Отдается предпочтение
творчеству и инициативе, организация
готова гибко подходить к управлению
людьми, брать с собственным « |
Политика вознаграждения |
Жесткая система оплаты, не зависящая от достижений работника |
дифференцированная оплата труда, каждый может заработать столько, сколько сумеет |
Политика найма |
Наем дешевых, пусть и не очень квалифицированных работников |
Наем дорогих. но высококвалифицированных работников |
Таблица 1. Продолжение | ||
Политика в области карьеры персонала |
Поиск руководителей вне организации по принципу «чужие лучше» |
Поиск руководителей в организации по принципу «свои надежнее» |
Политика стабилизации внутри организационного рынка труда |
Поиск людей, полностью удовлетворенных существующими в организации условиями работы |
Минимизация текучести, разработка программ мотивации |
Политика оценки достижений |
Формализованная оценка персонала |
Индивидуальный подход к оценке персонала |
Кадровая политика различается по следующим основаниям: осознанность и последовательность, либерализм или жесткость, дифференцированность. Рассмотрим каждую их характеристик более подробно.
Осознанность и последовательность. Кадровая политика может осознаваться руководством и целенаправленно выстраиваться в соответствии с политиками маркетинга и инвестиций, а может вестись хаотично, без четкого понимания, что и зачем делается; при этом следует понимать, что политика может и должна меняться с развитием организации, изменением ее положения на рынке и другими факторами.
Либерализм или жестокость. Либеральная, демократичная, социально ориентированная политика означает не отсутствие дисциплины, а примат личностного начала над организационным. В таких организациях каждый – сначала человек, потом уже работник. Отсюда значительные различия в оплате труда, дисциплинарных требованиях и других организационных ограничениях. Жесткая кадровая политика предполагает, что главное – организация, ее интересы, устои и правила. Работник же обязан вписаться в них. Отсюда строгая дисциплина, много письменных регламентов, инструкций, приказов, а также высокие (в значительной степени формальные) требования при отборе новых работников.
Дифференцированность. Кадровая политика организации может декларировать равноправие всех работников, а может, наоборот, быть избирательной по отношению к слоям и группам, рынкам труда. Целенаправленная и осознанная политика обычно дифференцирована.
Подводя итог исследованию понятия кадровая политика, обобщим все вышесказанное. Кадровая политика организации – это совокупность принципов, методов, форм, организационного механизма по выработке целей и задач, направленных на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала, на создание квалифицированного и высокопроизводительного сплоченного коллектива, способного своевременно реагировать на постоянно меняющиеся требования рынка с учетом стратегии развития организации и стратегии управления ее персоналом.
Цель кадровой политики организации
- обеспечение своевременного обновления
и сохранения количественного и
качественного состава кадров и
его развития в соответствии с
потребностями организации, требованиями
действующего законодательства, состоянием
рынка труда, которое достигается
посредством обоснованного
Главным объектом кадровой
политики предприятия является –
персонал (кадры). Кадры – наиболее
ценная и важная часть производительных
сил общества. В целом эффективность
предприятия зависит от квалификации
служащих, их расстановки и использования,
что влияет на объем и темпы
прироста вырабатываемой продукции, использование
материально-технических
Специфика кадровой политики в каждой отрасли проявляется по-своему. В связи с этим целесообразно рассмотреть основные черты кадровой политике в банковской сфере.
Являясь самостоятельным хозяйствующим субъектом, действуя на принципах самофинансирования и самоокупаемости, банк производит и реализует особый продукт, оказывает самые разнообразные услуги клиентам.
Возможность многообразия банковской деятельности делает их сущность «...действительно неопределенной»13. Банк как учреждение, имеющее свою специфику, выстраивает и особую схему управления персоналом.
Структуру любого коммерческого банка можно разделить на две составляющие: первая – это подразделения, сотрудники которых обеспечивают реальные поступления в виде дохода (кредитный отдел, отдел ценных бумаг, валютный отдел и т.д.); вторая – это подразделения, персонал которых создает условия для продуктивной работы первых (канцелярия, архив, служба безопасности, АХО, служба автоматизации и т.д.).
В соответствии с этим содержание труда в банковской сфере имеет свои особенности (табл. 2)
Таблица 2 - Особенности содержания труда в банковском учреждении
Характер особенностей |
Содержание особенностей |
Непосредственно связанные с процессом управления персоналом |
Труд носит изначально коллективный характер, поскольку практически все операции и услуги невозможно осуществить одним специалистом |
Высокая степень ответственности за проведенные операции и принятые решения, поскольку работа связана с деньгами клиентов | |
Трехуровневая система управления
персонала. Первый - Правление банка
и его Председатель, второй - профессиональные
подразделения по работе с персоналом
руководителей подразделений | |
Влияние специфических (особых и экстремальных)
факторов в процессе труда из-за
высокой степени | |
Постоянное обновление и усложнение спектра проводимых операций, внедрение новых компьютерных технологий и т.д. | |
Косвенно связанные с процессом управления персоналом |
Переориентация рынка |
Наличие в рамках одного банковского учреждения совершенно разных по функциям и отраслевой принадлежности секторов, отделов, подразделений | |
Высокий уровень внутрибанковской специализации и разделения труда | |
В основе банковской работы находится
квалифицированный | |
Наличие сверхурочных работ в период пиковых нагрузок |
Таким образом, в соответствии
с особенностями содержания труда
формируются и особенности
Таблица 3 - Система особенностей управления персоналом в банковском учреждении
Признак |
Сущность особенности |
Содержание, причины проявления |
Организация труда |
Тенденция приема на работу на длительный срок |
Сложность банковской работы, где умения приходят лишь с опытом |
Смена отделов (функций) |
Необходимость получения нужной квалификации
и формирования условий координации
между подразделениями и | |
Технология управления |
Коллегиальность принятия решений |
Большое количество людей вовлечено в подготовку ключевых решений. Интерактивный метод проведения совещаний |
Прибыль (результат) - не самоцель |
Выступает как вознаграждение банку,
если он продолжает производить истинные
ценности для своих клиентов, способствовать
профессиональному росту | |
Управление как цикл взаимосвязанных процессов |
Звенья цикла: кадровая политика, кадровое планирование, формирование кадрового резерва (выдвижения и ротация), маркетинг персонала, рекрутмент, адаптация, обучение, оценка и аттестация, карьерный менеджмент, мотивация и стимулирование, нормирование. Отвечает современным требованиям к системе управления персоналом | |
Равновесие количественных и качественных методов управления |
Оснащение банка современными информационными и компьютерными средствами позволяет принимать решения на основе полного анализа фактов и самих решений (их соответствие миссии) | |
Межличностные отношения |
Слаженность и согласие в работе управляющих |
Определение главных целей и стиля работы на основе их соответствия философии банка |
Развитая культура общения |
Групповое принятие решений с привлечением фасилитатора (организатора процесса совместной работы) | |
Целостная ориентация |
Отношение с людьми не только формальные: руководители сотрудничают с подчиненными, работники всех уровней - со своими коллегами (условия, где невозможно обезличенность) | |
Эгалитарность |
Работники действуют по своему усмотрению, работает автономно, без контроля, потому что пользуется доверием. Вместо иерархического контроля - самоконтроль, обеспечивающий заинтересованность, лояльность и повышенный уровень мотивации |
Информация о работе Кадровая политика и менеджмент человеческих ресурсов