Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 16:58, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ формирования кадровой политики организации и применении ее на практике в конкретных организациях. Объектом исследования является предприятие АО НК «КазМунайГаз». АО «НК «КазМунайГаз» (КМГ) — казахстанская национальная нефтяная компания. Полное наименование — Акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз». АО НК «КазМунайГаз» обеспечивает 65% транспортировки нефти, 100% транспортировки газа, 50% танкерных перевозок, которые осуществляются в Республике Казахстан. АО НК «КазМунайГаз» самостоятельно занимается реализацией нефти, продуктов переработки нефти и газа и защищает интересы государства в экспортной политике в области торговли этими продуктами.
- стоимость организации рабочего места и расходы на обеспечение необходимых условий для работы (покупка мебели, оборудования и инструментов, спецодежды, услуг коммуникации и т. п.). При разработке кадровой политики предприятие должно определить, какого качества и по какой цене кадровый ресурс ей необходим. Например, организация должна расставить приоритеты в области закрытия рядовых должностей за счет:
- выпускников ВУЗов с
зарплатой ниже
- профессионалов, с зарплатой на уровне средней по рынку и выше, плюс «вместительный» социальный пакет;
- комбинации молодых и
опытных специалистов с
6.Законность. Некоторые
руководители (в основном частных
предприятий) считают, что
7.Гибкость. Поскольку
гибкость и способность к
8.Научная обоснованность.
При разработке кадровой
- оперативное укомплектование организации кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения ее бесперебойного функционирования, своевременного освоения новой продукции;
- формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива организации при минимизации затрат (экономия в разумных пределах издержек, связанных с наймом работников, подготовкой кадров, с учетом не только расходов в текущем периоде, но и на последующую переподготовку и повышение квалификации);
- стабилизация коллектива благодаря учету интересов работников, предоставлению возможностей для квалификационного роста и получения других льгот;
- формирование более высокой мотивации к высокопроизводительному труду;
- рациональное использование рабочей силы в соответствии с квалификацией и специальной подготовкой.
Основным содержанием
кадровой политики являются, во-первых,
обеспечение рабочей силой
высокого качества, включая планирование,
отбор и наём, высвобождение (выход
на пенсию, увольнения), анализ текучести
кадров и др.; во-вторых, развитие
работников, профориентация и
Таким образом, кадровая политика направлена на формирование такой системы работы с кадрами, которая ориентировалась бы на получение не только экономического, но и социального эффекта при условии соблюдения действующего законодательства, нормативных актов и правительственных решений.
Исследуя реализуемую
в конкретных организациях кадровую
политику, выделяют два основных критерия
ее типизации. Первый критерий связан
с уровнем осознанности правил и
норм, которые лежат в основе реализуемых
кадровых мероприятий, и непосредственного
влияния управленческого
1 . Пассивная кадровая
политика. Само представление о
такой политике кажется
2. В русле реактивной
кадровой политики руководство
организации осуществляет
3. Превентивная кадровая
политика проводится в тех
случаях, когда руководство
4. Активная кадровая политика
состоит в том, что
5. При рациональной
кадровой политике руководство
организации обладает
6. При авантюристической
кадровой политике руководство
организации не имеет ни
Еще один критерий для дифференциации типов кадровой политики — принципиальная ориентация на собственный или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики: открытую и закрытую. Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация «прозрачна» для потенциальных сотрудников на любом уровне управления: сюда можно прийти и начать работать как в самой низовой должности, так и в должности высшего руководителя. Здесь готовы принять на работу любого специалиста, обладающего соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей структурах. Такой тип кадровой политики характерен для телекоммуникационных компаний или автомобильных концернов. Подобная кадровая политика приемлема для новых организаций, ведущих агрессивную политику завоевания рынка, ориентированных на быстрый рост и стремительный выход на передовые позиции в своей отрасли. Закрытая кадровая политика обусловлена тем, что организация ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа ее сотрудников. Она типична для организаций, ориентированных на создание определенной корпоративной атмосферы, формирование особого духа причастности, а также, возможно, работающих в условиях дефицита кадровых ресурсов (Таблица-1).
Таблица 1 - Сравнительная характеристика двух типов кадровой политики
Кадровые мероприятия |
Тип кадровой политики | ||
открытая |
закрытая | ||
1 |
2 |
3 | |
Набор персонала |
Ситуация высокой конкуренции на рынке труда |
Ситуация дефицита рабочей силы, отсутствие притока новых кадров | |
Адаптация персонала |
Возможность быстрого включения в конкурентные отношения, внедрение новых для организации подходов, предложенных новичками |
Эффективная адаптация за счет института наставников («опекунов»), высокой сплоченности коллектива, включение в традиционные подходы | |
Обучение и развитие персонала |
Часто проводится вне организации, что способствует заимствованию и последующему внедрению нового |
Часто проводится внутри организации, что способствуетформированию единого взгляда,общих технологий, адаптировано к работе организации |
Продолжение таблицы 1
Продвижение персонала |
Затруднена возможность роста, так как преобладает тенденция набора персонала |
Предпочтение при назначении на вышестоящие должности всегда отдается сотрудникам организации, проводится планирование карьеры |
Мотивация и стимулирование |
Предпочтение отдается вопросам стимулирования (внешней мотивации) |
Предпочтение отдается вопросам мотивации (удовлетворению потребности в стабильности, безопасности, социальном принятии) |
Внедрение инноваций |
Постоянное инновационное воздействие со стороны новых сотрудников, основной механизм инноваций - контракт, определение ответственности сотрудника и организации |
Необходимость специально инициировать процесс разработки инноваций, высокое чувство причастности, ответственности за изменения за счет осознания общности судьбы человека и организации |
Примечание - |
Каждой компании присуща своя стратегия развития |
Информация о работе Кадровая политика на примере АО НК «КазМунайГаз»