Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 17:08, курсовая работа
В современных условиях могут "выжить" лишь те фирмы, которые осуществляют стратегическое планирование. И это в немалой степени касается и кадровой политики организации.
Политика организаций в области кадров неодинакова и зависит от условий внешней и внутренней среды.
В качестве объекта исследования выбрано предприятие ЗАО "АБИГРУПП", управляющая компания пяти холдингов группы компаний ABIGROUP. Цель курсовой работы - оценить кадровую политику и выявить доминирующие проблемы управления персоналом.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты, понятие и задачи кадровой политики организации
1.1 Открытая и закрытая кадровая политика
Глава 2. Анализ и оценка кадровой политики ЗАО "АБИГРУПП"
2.1 Экономико-организационная характеристика объекта исследования
2.2 Количественная и качественная характеристика кадрового состава ЗАО "АБИ ГРУПП"
2.3 Анализ кадровой политики и выявление проблем управления персоналом ЗАО "АБИ Групп"
Глава 3. Разработка мероприятий, направленных на улучшение кадровой политики и развитие кадрового потенциала ЗАО "АБИ ГРУПП"
Заключение
Библиографический список литературы
2.2 Количественная и качественная
характеристика кадрового
Кадровый состав предприятия
является самостоятельной экономической
категорией и представляет собой
реальные ресурсы живого труда в
их количественном и качественном выражении.
Основными факторами социально-
Одним из важнейших показателей,
характеризующих
Таблица 1. Динамика функциональной структуры кадрового потенциала ЗАО "АБИГРУПП" в 2008-2009 гг.
Категория персонала |
2008г. |
2009г. |
Отклонение, чел |
Темп роста, % |
Средняя численность персонала, чел. всего: |
262 |
292 |
30 |
111,45 |
Руководители всего: |
64 |
84 |
20 |
131.25 |
- Топ-менеджмент |
5 |
7 |
2 |
140,00 |
Категория персонала |
2008г. |
2009г. |
Отклонение, чел |
Темп роста, % |
- Средний менеджмент |
22 |
36 |
14 |
163,64 |
- Линейный менеджмент |
37 |
41 |
4 |
110,81 |
Специалисты |
178 |
191 |
13 |
107,30 |
Служащие |
13 |
12 |
-1 |
92,31 |
Рабочие |
7 |
5 |
-2 |
71,43 |
Сложившийся уровень обеспеченности
трудовыми ресурсами
Соотношение персонала по категориям работников для данного предприятия удовлетворительное и способствует решению оперативных и стратегических задач. Как и полагается управляющей компании, основную массу составляют специалисты - 65% и руководители - 28%. Очевидно, что имеется тенденция к росту численности. За последний отчетный период численность персонала выросла на 30 человек или на 10,3 %.
Рис.2. Структура персонала ЗАО "АБИГРУПП" по категориям в 2009г.,%
Компания привлекает новых специалистов и руководителей, преимущественно среднего уровня менеджмента.
Работники предприятия согласно штатному расписанию разделены по подразделениям, которое представлено в таб.2.
Таблица 2. Распределение персонала ЗАО "АБИГРУПП" по подразделениям
Подразделение |
Всего, сотрудников |
Всего, % |
Администрация |
18 |
6,16 |
Исполнительные директора |
2 |
0,68 |
Департамент внутреннего контроля |
32 |
10,96 |
Департамент информационных технологий и проектной деятельности |
78 |
26,71 |
Финансово-экономический департамент |
31 |
7, 19 |
Департамент по управлению и развитию персонала |
13 |
4,45 |
Департамент систем учета и аудита |
26 |
8,90 |
Корпоративный университет |
16 |
5,48 |
Юридическая служба |
22 |
7,53 |
Служба заказчика |
22 |
7,53 |
Служба по связям с общественностью |
4 |
1,37 |
Служба аренды коммерческой недвижимости |
8 |
2,74 |
Служба маркетинга |
9 |
3,08 |
Психологический центр |
4 |
1,37 |
Сектор охраны труда, окружающей среды и пожарной безопасности |
2 |
0,68 |
Центр транспортной логистики |
5 |
1,71 |
Штатное расписание ЗАО "АБИГРУПП" соответствует целям и задачам организации.
Целесообразно анализировать качественный состав персонала по следующим показателям: возраст, половая принадлежность, образование, стаж работы. Данные анализа по уровню образования сотрудников представлены в таб.3
Таблица 3. Распределение работников предприятия по уровню образования
Образование |
Всего, % |
Всего, чел. |
Категории работников | |||
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
Рабочие | |||
Высшее |
84 |
246 |
80 |
156 |
10 |
0 |
Среднее проф. |
9 |
27 |
3 |
23 |
1 |
0 |
Начальное проф. |
2 |
7 |
0 |
3 |
1 |
3 |
Среднее (полное) общее |
4 |
12 |
1* |
9* |
0 |
2 |
ИТОГО |
100% |
292 |
84 |
191 |
12 |
5 |
* в настоящее время
сотрудники являются
Структура персонала по уровню образования представлена на рис.3. Уровень образования сотрудников находится на достаточно высоком уровне - удельный вес специалистов с высшим образованием 84%, а среди служащих более 80% сотрудников имеют высшее образование, хотя достаточно иметь специальную профессиональную подготовку. Многие сотрудники сегодня являются студентами и получают высшее профессиональное образование.
Рис.3. Структура персонала ЗАО "АБИГРУПП" по уровню образования
Распределение работников предприятия по стажу работы представлено в таб.4. и показывает наибольший удельный вес сотрудников со стажем от 1 года до 3 лет, а так же от 3 до 5 лет.
Таблица 4. Характеристика работников различных категорий по стажу работы, чел.
Стаж (лет) |
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
Рабочие |
Всего, чел. |
до 1 года |
8 |
12 |
2 |
0 |
22 |
от 1 до 3 лет |
20 |
91 |
3 |
0 |
114 |
от 3 до 5 лет |
19 |
73 |
6 |
2 |
100 |
от 5 до 7 лет |
22 |
7 |
0 |
1 |
30 |
свыше 7 лет |
15 |
8 |
1 |
2 |
26 |
Это связано с инновационным направлением развития компании и привлечением молодых специалистов, даже без опыта работы. При этом 20% сотрудников работают в компании уже свыше 5 лет. Распределение сотрудников предприятия по категориям в зависимости от стажа работы в % соотношении отражено на рис.4.
Рис.4. Распределение работников предприятия по категориям в зависимости от стажа работы, %
Анализ по возрастному
составу сотрудников ЗАО "АБИГРУПП"
представлен в таб.5. Анализ показал,
что большинство сотрудников
организации находятся в
Таблица 5. Характеристика работников различных категорий по возрасту, чел.
Стаж (лет) |
Руководители |
Специалисты |
Служащие |
Рабочие |
Всего |
до 20 лет |
0 |
3 |
1 |
0 |
4 |
21-30 лет |
5 |
149 |
0 |
2 |
156 |
31-40 лет |
58 |
11 |
9 |
0 |
78 |
41-50 лет |
17 |
21 |
2 |
0 |
40 |
51-60 лет |
4 |
7 |
0 |
2 |
13 |
старше 60 лет |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
Результаты анализа показали,
что средний возраст
Распределение сотрудников по категориям в зависимости от возраста в процентном соотношении представлено на рис.5.
Рис.5. Распределение работников предприятия по категориям в зависимости от возраста, %
Гендерный анализ сотрудников ЗАО "АБИГРУПП" представлен в процентном соотношении на рис.6. Анализ показывает, что 61 % от общей численности персонала составляют женщины, они занимают 54 % руководящих позиций, 63% специалистов.
Рис.6. Распределение работников предприятия по категориям по половому принадлежности, %
2.3 Анализ кадровой политики
и выявление проблем
Проанализируем основные направления кадровой политики ЗАО "АБИ - ГРУПП":
· Обеспечение предприятия человеческими ресурсами (планирование потребности в персонале, поиск персонала, набор и отбор персонала);
· Использование персонала (адаптация персонала, мотивация персонала, оценка персонала, составление индивидуальных программ карьерного роста);
· Управление знаниями в компании (централизация и систематизация знаний, коллективизация знаний, интенсивность создания и использования знаний, организация системы профессионального обучения сотрудников организации).
· Корпоративная культура (создание и продвижение)
Планирование потребности в персонале должно быть направлено на решение специфических задач управления персоналом. К числу таких задач относятся:
• точное определение потребностей организации (предприятия) в персонале на плановый период;
• определение потребности в привлечении (или высвобождении) работников исходя из перспектив развития фирмы в плановом периоде;
• обеспечение рационального использования кадрового потенциала организации (предприятия);
• разработка мероприятий по развитию и обучению персонала в плановом периоде;
• определение расходов на персонал.
В АБИ Групп развиты только некоторые элементы системы планирования потребности в персонале:
ü разрабатываются мероприятия по развитию и обучению персонала,
на основании заявленной потребности в обучении и развитии как сотрудниками так и их руководителями составляется план обучения на год, на основании этого плана сотрудниками корпоративного университета разрабатываются внутренние обучающие программы. В 2009 - 2010 году были разработаны следующие внутренние мастер-классы и тренинги:
• "АБИ Групп - моя компания"
• "Стресс-менеджмент"
• "Тайм-менеджмент"
• модульный тренинг "Бизнес-старт" (включает в себя 7 модулей)
• "Основные технологии рекрутига"
• "8 навыков высокоэффективных людей"
• Мастер-класс "Корпоративная культура"
• "11 моделей НЛП"
• "Планирование"
ü определяются расходы на персонал:
• обучение - каждый сотрудник АБИ Групп составляет себе индивидуальный план внешнего и внутреннего обучения на год (до 01 ноября), руководитель сотрудника утверждает этот план и направляет его в отдел обучения для согласования с генеральным директором. Отдел обучения составляет сводный план обучения в компании, утверждает его у генерального директора и вносит сумму расходов на обучение в годовой бюджет.
• Определяется фонд оплаты труда на год, с учетом плановых повышений уровня оплаты руда, возможных реструктуризационных изменений и т.п. в соответствии с планом развития организации на год.
• Формируется бюджет затрат на привлечение персонала
• Определяется фонд дополнительных социальных выплат.
• Формируется бюджет на социально-корпоративную сферу и т.п.
Остальные элементы системы планирования потребности в персонале развиты слабо и носят не системный характер.
Поиском, набором и отбором персонала в ЗАО "АБИГРУПП" занимаются специалисты отдела рекрутинга службы по управлению и развитию персонала на основании поданной руководителем заявки на подбор персонала (Приложение 1). Методы поиска и привлечения персонала, используемые сотрудниками отдела рекрутинга представлены в таблице 6.
Таблица 6. Методы поиска и привлечения персонала в ЗАО "АБИГРУПП"
Стандартный рекрутинг |
внутренний |
Анализ кадрового резерва Беседа с непосредственным руководителем, на предмет выявления сотрудника работающего в компании и который импонирует ему как кандидат на должность Информационные стенды в офисе Внутренний портал (сайт) Личные контакты с сотрудниками, на предмет выявления у них знакомых подходящих на данную должность Объявление внутреннего конкурса на замещение вакантной должности |
внешний |
1. СМИ: газеты: "Работа сегодня", Томикс "Работа для всех". "Ва-банк", местные и региональные газеты; периодические специализированные издания: "Главбух", "Автомобилист", и т.п. радио телевидение 2. Internet: Job-сайты социальные сети различные отраслевые ресурсы (форумы, сайты) 3. Городские информационные носители: транспорт информационные доски, тумбы плазменные экраны 4. Растяжки, баннеры, флаеры 5. "Ярмарки вакансий", проводимые HR-службой компании 6. Кадровые агентства 7. Городской центр занятости населения 8. Лизинг персонала 9. Рекомендации знакомых | |
Нестандартный рекрутинг |
Прямой поиск |
1. Презентации в ВУЗах 2. Адресная реклама 3. СМИ: Бизнес-издания Профильные тематические издания 4. Контакты: Сотрудники потенциально интересных компаний Профессиональные объединения (н-р, "Союз страховщиков") - для профильных вакансий высокого уровня Профессиональные выставки, презентации Бизнес-школы, центры сертификации Контрагенты (взаимодействие с потенциальными кандидатами) 5. INTERNET: Поисковики Новостные сайты и порталы Профильные и отраслевые сайты Сайты компаний Профессиональные форумы (по сферам бизнеса, профессии, специализации) Сайты профессиональных сообществ 6. Личная сеть контактов: Личные знакомства с профессионалами определенной отрасли (менеджера по персоналу, его коллег, родственников, знакомых) Знакомые из соответствующей отрасли |
Нестандартный рекрутинг |
Head Hunting |
Нужен "Вася" Квалифицированные специалисты - золотой резерв каждой компании. За счет него она развивается и добивается успеха. И именно эти "золотые" люди становятся объектом внимания хедхантеров, или "охотников за головами" (англ. "head" - голова и "hunt" - охотиться, ловить). Ценным кадрам предлагают перейти в другую компанию, заманивая высокими компенсациями, лучшими условиями, амбициозными проектами. Очевидно, что для компании известие о том, что к голове ее сотрудника приценивается хантер, - серьезный повод для беспокойства. Зато для самого специалиста интерес "охотника за головами" - показатель его признания и востребованности на рынке. |
Executive Search |
"Качественный поиск",
"поиск по заказу", "поиск
людей, принимающих решения" -
это консалтинговый проект по
привлечению в компанию топ- Прямой целенаправленный
поиск кандидатов из числа успешно
работающих специалистов является лишь
частью такого проекта - он не принесет
успеха без тщательного |