Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:22, курсовая работа
Курсовая работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме кадровой политики в организации. На сегодняшний день реализация кадровой политики не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться.
Введение 2
Теоретическая часть 5
1.1. Основные подходы к определению кадровой политики 5
Этапы построения кадровой политики 14
Практическая часть 19
2.1. Краткая характеристика и анализ персонала в
ООО «Чистовик» 19
2.2. Исследование кадровой политики предприятия 24
2.3. Мероприятия по совершенствованию кадровой
политики 33
Заключение 41
Список литературы 44
Для предприятий, проводящих постоянный мониторинг персонала, множество отдельных программ кадровой работы (оценка и аттестация, планирование карьеры, поддержание эффективного рабочего климата, планирование и т.д.) включаются в единую систему внутренне связанных задач, способов диагностики и воздействия, способов принятия и реализации решений. В рамках подобной мега-программы в организации могут быть решены не только кадровые задачи, но и реализованы способы диагностики управленческой ситуации, практически отработаны способы принятия и осуществления управленческих решений. В таком случае можно говорить о существовании кадровой политики как инструменте управления предприятием.
В построении кадровой политики можно выделить 4 основные фазы:
В зависимости от фазы построения, а также уровня планирования можно выделить кадровые программы разного типа, ориентированные на решение оперативных, тактических или стратегических задач. Программы включают в себя различные кадровые мероприятия, отдельные направления работы и проекты, направленные на повышение качества персонала, развитие его способности решать задачи, диктуемые этапом развития организации.
Существуют такие стадии развития организации, на которых преимущественно реализуется стратегия:
- предпринимательская (стадия формирования);
- динамического роста (стадия интенсивного роста);
- прибыльности (стадия стабилизации);
- ликвидационная (стадия кризиса);
В зависимости от типа кадровой политики мероприятия будут иметь различный характер. В кадровых политиках открытого типа упор ставится на привлечение профессионалов со стороны, работу с внешней средой, а в кадровых политиках закрытого типа – на усиленную работу внутри организации, например проведение программ адаптации сотрудников; культивирование «философии фирмы»; разработка нетрадиционных способов найма.
Безусловно, содержание кадровых программ, описанных выше, определяется и представлением о траектории развития организации в целом, и тем целевым выбором, который обычно делают собственники или высшее руководство.
Рассмотрев теоретические аспекты кадровой политики можно перейти к практическому рассмотрению кадровой политики организации, на примере крупных российских компаний.
2.1. Краткая характеристика и анализ персонала
в
ООО «Чистовик»
Для проведения практического исследования по изучаемой проблеме и решения поставленных задач было выбрано торговое предприятие, работающее в сфере розничной торговли непродовольственными товарами (бытовой химией) на потребительском рынке г. Уфы.
Значительному кругу населения (потребителей) это предприятие известно как магазин «Бытовая химия», который предоставляет широкий ассортимент качественной продукции, оптимальный уровень цен, высокий уровень обслуживания и надежность для партнеров.
Общество с ограниченной ответственностью «Чистовик» является коммерческой организацией, осуществляющей торгово-закупочную деятельность. На основе Устава, зарегистрированного Администрацией г. Уфы, учредителями ООО «Чистовик» являются физические лица. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, оно вправе осуществлять любую деятельность, не запрещенную законодательством.
Общества
с ограниченной ответственностью получили
наибольшее распространение в России.
Обществом с ограниченной ответственностью
является коммерческая организация, созданная
одним или несколькими лицами,
уставной капитал которой разделен
на доли определенных учредительными
документами размеров. Участники
общества с ограниченной ответственностью
не отвечают по его обязательствам,
но несут риск убытков, связанных
с деятельностью общества, в пределах
стоимости вложенных ими
Участник общества с ограниченной ответственностью вправе свободно произвести отчуждение своей доли или ее части любому другому участнику. Однако такие действия в отношении третьих лиц ограничены правом преимущественного приобретения другими участниками общества и даже могут быть запрещены Уставом.
Управление
деятельностью общества с ограниченной
ответственностью осуществляет его
высший орган – общее собрание
участников и исполнительный орган
– коллегиальный или
Участник общества в любой момент может выйти из него, независимо от согласия других участников. В этом случае ему должны быть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставном капитале.
ООО «Чистовик» отвечает по обязательствам своим имуществом. Учредитель не несет ответственности по обязательствам компании, равно как ООО «Чистовик» не отвечает по обязательствам Учредителя.
Торговая фирма «Чистовик» арендует торговые площади 1-го магазина.
Общая площадь магазина составляет 19 кв. м.
По своей
товарной специализации это
В торговом зале магазина товар должен продавать себя сам. Единственное, что можно сделать, – это правильно выложить его. Каждый раз, обдумывая, как расположить товар, нужно задать себе вопрос, возникнет ли у посетителя желание сделать покупку. Положительный ответ на этот вопрос и определяет успех магазина.
Выкладка товара имеет большое значение для торговли по системе самообслуживания, поскольку именно она должна влиять на решение посетителя о покупке.
Грамотная выкладка гарантирует высокие продажи.
Таким образом, является необходимым провести анализ персонала, занимающихся мерчандайзингом в торговом зале, на примере магазина «Бытовая химия».
В магазине «Бытовая химия» работают в основном персонал в возрасте 20-30 лет, что изображено графически на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Возраст персонала ООО «Чистовик»
Рисунок 2.1 показывает: 25% – это сотрудники в возрасте от 23 до 30 лет;
20% – это сотрудники в возрасте 22 лет;
10% – это сотрудники в возрасте 21 и 24 года;
5% – это сотрудники в возрасте 19 и 20 лет.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в организации работают люди молодого возраста, которые являются более энергичными и целеустремленными.
Рисунок 2.2 – Образование персонала ООО «Чистовик»
Рисунок 2.2 показывает: ряд 1 – количество сотрудников с высшем образованием или 40%;
ряд 2 – количество сотрудников с не полным высшем образованием или 35%;
ряд 3 – количество сотрудников со среднеспециальным образованием или 25%.
Таким образом, можно сделать заключение о том, что в ООО «Чистовик» работают грамотные, образованные, нацеленные на результат люди.
В целом квалификационный состав работников ООО «Чистовик» соответствует должностным требованиям и обязанностям персонала торгового предприятия.
Выкладка товаров в отделе «Бытовая химия» осуществляется согласно их свойствам. По целевому назначению товары подразделяются на следующие группы:
Товары из этих групп располагают по соседству, руководствуясь элементарной логикой: ополаскиватели-кондиционеры – рядом со стиральными порошками и отбеливателями, средства для мытья посуды – рядом с губками, а те, в свою очередь – с чистящими и моющими средствами для кухни, ванной и т.д.
На уровне глаз выкладывают более дорогие товары, внизу – более дешевые и популярные. Это правило работает при горизонтальной выкладке. При блочной выкладке товар выкладывают блоками сверху вниз, ценовые группы распределяют по возрастанию слева направо или справа налево, учитывая поток покупателей. Что касается выкладки в рамках одной группы, сотрудники ООО «Чистовик» опираются на основные принципы и правила мерчандайзинга:
1) подгузники
сгруппированы по весу ребенка,
2) средства
женской гигиены также
3) мыло разделено на: самое дорогое – жидкое, которое идет в самом начале, затем – импортное и отечественное;
4) зубная
паста разделена на пасту для
детей, для взрослых и
5) средства для укладки волос разделены на пену для волос и лак для волос;
6) шампуни делятся на «детские» и «взрослые» и стоят вперемешку с бальзамами и кондиционерами для того, чтобы, приобретая шампунь покупатель сразу задумался над приобретением сопутствующих товаров;
7) стиральные порошки делятся на premium (дорогой) сегмент, medium(средний) сегмент, сегмент value for money (качество по доступной цене), economy (дешевый) сегмент;
8) средства
по уходу за лицом
9) чистящие средства разделены на средства для кухни и средства для ванной, туалета, труб.
Наиболее популярные товарные группы, пользующиеся массовым спросом, чаще располагают так, чтобы они не находились рядом друг с другом: таким образом покупателей заставляют двигаться по торговому залу.
2.2 Исследование кадровой политики предприятия
Система
управления торговой фирмой включает
в себя три уровня. Уровни менеджеров
соответствуют уровням
1. Технологический уровень - ежедневно осуществляющие операции и действия (продавцы, технический персонал, кассиры).
2. Управленческий
уровень - координируют работу
внутри организации,
3. Институционный
уровень - занимаются разработкой
долгосрочных планов, установлением
целей, изменениями политики
Эти группы соответствуют трем уровням управления: 1) низовое звено, 2) среднее звено, 3) высшее звено.
Рассмотрим характеристики каждого уровня.
Руководители низкого уровня
Руководители низового звена, или первого ранга, имеют много общего независимо от того, в какой сфере они работают. Руководители этого ранга выполняют следующие функции:
1) осуществляют контроль за выполнением заданий;
2) постоянно получают информацию о ходе выполнения заданий;
3) распоряжаются
выделенным им товарами и
4) распределяют
задания среди работников (заведующие
секциями работают совместно
с продавцами). Руководители этого
ранга замещают должности,
Как правило, этим руководителям в основном приходится общаться со своими подчиненными, что требует от них соответствующих качеств, которые должны учитываться администрацией ООО «Чистовик» при приеме на работу.