Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 02:11, курсовая работа
В последнее десятилетие ученые во многих странах отмечают изменение роли кадровых служб в организациях. В нашей стране роль кадровых служб изменилась коренным образом в связи с изменением экономических и социально-политических отношений. Изменилось и требование к уровню образования кадров: у работника должно быть «основательное образование», которое позволит ему за короткий срок освоить рабочее место, нести ответственность за порученное дело.
Введение……………………………………………………………..…………...3
1. Принципы подбора и расстановка кадров ИКС…………………………...7
1.1. Набор персонала………………………………………………...............7
1.2. Подбор персонала………………………………………………………..10
1.3. Оценка результатов деятельности……………………………….........17
1.4. Подготовка руководящих кадров……………………………………...26
1.5. Продвижение по службе……………………………………………….27
2. Методика экспертной оценки кандидата на должность…………………30
3. Способы контроля за сотрудником……………………………………….39
Заключение……………………………………………………………………...45
Список используемой литературы……………………………………………47
Приложение……………………………………………………………………..49
При проведении подбора персонала ИКС часто пользуются специально разработанными формами заявлений, которые служат материалом для предварительного рассмотрения, классификации и последующего учета кандидатов. Часто, до или сразу же после заполнения вышеуказанной формы проводится небольшое интервью, чтобы решить вопрос о целесообразности более глубокого тестирования данного кандидата. В таких экспресс-интервью обычно затрагиваются вопросы о заинтересованности в работе, ожиданиях по поводу карьеры и заработной платы, предпочтительном территориальном расположении места работы, возможностях кандидата приступить к работе в определенные сроки и т.п.
1.2. Подбор персонала
На этом этапе при формирования кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора. В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, может основываться на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными. Эффективный отбор кадров представляет собой одну из форм предварительного контроля качества человеческих ресурсов.
К основным принципам подбора персонала информационно-консультационной службы относятся следующие:
Основными целями подбора персонала ИКС являются найм требуемого числа компетентных сотрудников при наименьших затратах. Данный процесс включает в себя формирование достаточно большой группы кандидатов с целью отбора из них наиболее квалифицированных для занятия вакантных должностей. Не существует одного "наилучшего" способа подбора кадров. Они могут быть привлечены разными путями, в зависимости от специфики должности.
К четырем наиболее широко применяемым методам сбора информации, требующейся для принятия решения при отборе, относятся: испытания, анкетирование, собеседования и центры оценки.
Испытания.
Поведенческие науки
Анкеты,
хотя они и не относятся к истинным
средствам определения
Собеседования.
Собеседования до сих пор являются
наиболее широко применяемым методом
отбора кадров. Даже работников неуправленческого
состава редко принимают на работу
без хотя бы одного собеседования. Подбор
руководителя высокого ранга может
потребовать десятков собеседований,
занимающих несколько месяцев. Вместе
с тем, исследования выявили целый
ряд проблем, снижающих эффективность
собеседований как инструмента
отбора кадров. Основа этих проблем
имеет эмоциональный и
В собеседовании
со стороны компании участвуют, как
правило, несколько человек. Участие
психолога обусловлено
Некоторые общие рекомендации эффективного проведения собеседования сводятся к следующему:
Собеседование
обычно является заключительным этапом
процесса подбора персонала службы.
Его цель — выявить, насколько
хорошо будет справляться с работой
прошедший предварительный
При данном
подходе к организации
Это не означает,
что собеседование не может проводиться
в гибкой форме. Вопросы должны задаваться
в логической последовательности, но
кандидатам должна быть предоставлена
возможность разъяснять свои ответы.
Вопросы при собеседовании
Собеседования предназначены для интеграции всей предварительно собранной информации (анкета-заявление, экспресс-интервью, тестирование, информация от третьих лиц и др.). Накопленная информация может быть противоречивой, поэтому проводящим собеседование важно выяснить действительное положение дел для принятия обоснованного решения. Проводящие собеседование должны сравнивать кандидатов по отношению к квалификационным требованиям, а не к другим кандидатам.
В разных странах кадровые собеседования имеют свою специфику:
Британский метод — основан на личной беседе кандидатов с членами кадровой комиссии. Члены кадровой комиссии (как правило, умудренные джентльмены) интересуются родословной кандидата, традициями семьи, местом, где он получил образование и т.п. Если кандидат успешно отвечает на заданные вопросы, то он быстро принимается.
Немецкий метод — основан на предварительной подготовке кандидатами значительного числа документов с обязательными письменными рекомендациями известных личностей. Экспертная комиссия из компетентных специалистов анализирует представленные документы с рекомендациями и следит за правильностью их оформления. Кандидаты на вакантные места проходят целый ряд обязательных строгих процедур, разделенных по времени.
Американский метод сводится к проверке интеллектуальных способностей, психологическому тестированию с использованием компьютеров и наблюдению за кандидатами в неформальной обстановке (например, во время званого обеда, презентации и т.п.). При этом обращается особое внимание на потенциал человека и недостатки его личности.
Китайский метод основан на письменных экзаменах и имеет исторические традиции. Кандидаты пишут ряд сочинений и поэм, доказывая знания классики, истории, легкость слога и стиля письма. Успешно сдавшие все экзамены, пишут заключительное сочинение на тему текущей политики. Выдержавшие и этот экзамен принимаются на работу, а их служебное положение зависит от полученной отметки.
По итогам собеседования делается окончательная оценка кандидатов, выбирается лучший и назначается на вакантную должность.
Центры оценки — оценивается способность к выполнению полного круга должностных обязанностей с помощью методов сложного моделирования ситуаций. Методы включают роли управляющего и участника собрания, доклады группе слушателей (устно), официальные интервью, тесты по психологии и уровню интеллекта. Чаще всего руководство малой организации ограничивается официальным интервью на основе дифференцированного подхода к каждому кандидату.
Одним из
побочных явлений субъективного
подхода к отбору является проблема
последующей адаптации
Существенной становится проблема представления данных на кандидата независимо от установки значимых лиц (вышестоящий руководитель, будущий руководитель, общие родственники или знакомые и т.д.). Перед руководителем или заказчиком всегда будет стоять вопрос, до какой степени объективности можно дойти, проводя собеседование с кандидатом и описывая его результаты? В какой мере объективны данные тестирования? Насколько объективно или адекватно дано заключение? Не стоит забывать, что в среде заказчиков есть такие, кто хотел бы получить сведения о своем потенциальном сотруднике как после ультразвуковой диагностики. Все это требует объединения усилий по разработке правил отбора и подачи заключений.
Отсюда следует, что, требуется четкое разделение профессий на те, где достаточно процедуры собеседования и те, где необходимо применять психологическое тестирование, наряду с собеседованием.
Наиболее
сложным является обоснование отказа
в приеме на работу по психологическим
или психофизиологическим основаниям
с опорой на прогноз поведения, возможной
эффективности деятельности и особенностей
межличностных отношений
Одна
из значимых проблем на сегодняшний
день — проблема подбора методик
для психологического тестирования.
Часть методов диагностики, используемых
в традиционной практике тестирования,
требует тщательного
Из выше изложенного вытекает задача создания тестовых центров, функции которых будут сводиться к разработке, подготовке и апробации конкретных методик для отбора персонала на конкретные должности и направления деятельности, а так же разработка сценариев деловых игр для процедур отбора.
На сегодняшний день нет единой стратегии по отбору персонала на одинаковые должности в разных организациях. В большинстве консультационных служб есть свои системы оценки кадров. Они варьируются от простых комментариев руководителя до различных видов официальных систем оценки. Хорошо разработанная система оценки персонала может повысить эффективность их работы, служить инструментом развития и обеспечивать основу для решений по кадровой политике службы.
1.3. Оценка результатов