Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 23:17, курсовая работа
Изменения на рынке и в технологии периодически требуют переобучения кадров, посредствам которого достигаются новые стандарты эффективности.
Для того, чтобы подготовка и переподготовка кадров были эффективными, они должны быть достаточно открытыми. Работники должны видеть, что высшее руководство поддерживает повышение их квалификации лично и финансово.
Введение…………………………………………………………………….3
I Теоретическая часть………………………………………………………5
1.1 Управление персоналом в системе современного менеджмента…5
1.2. Основные понятия и концепции обучения…………………………7
1.3 Виды обучения персонала……………………………………………10
1.4 Методы обучения персонала…………………………………………13
1.5 Обучение персонала и его эффективность………………………….17
II Практическая часть……………………………………………………..21
2.1 Характеристика предприятия………………………………………...21
2.1.1 История создания предприятия…………………………………….21
2.1.2 Организационно-правовая форма деятельности предприятия….22
2.1.3 Организационная структура управления…………………………25
2.1.4 Номенклатура выпускаемой продукции………………………….27
2.2 Технология обучения персонала на предприятии……………….…28
2.2.1 Процесс повышения квалификации……………………………...28
2.2.2 Тренинг персонала………………………………………………….30
2.2.3 Обучение на рабочем месте………………………………………..31
2.2.4 Обучение вне рабочего места………………………………………34
Выводы и предложения…………………………………………………..36
Заключение………………………………………………………………...38
Список используемых источников………………………………………39
2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации) – расширение знаний, умений, навыков и способов общения в целях приведения их в соответствии с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт).
К этому виду обучения относятся:
3.Профессирнальная переподготовка (переквалификация) – получение знаний, умений, навыков и овладение способами общения для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт).
Целенаправленное
обучение квалификационных
Потребности в обучении квалификационных кадров необходимо рассматривать дифференцировано, т. е. по целевым группам или целевым лицам с тем, чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные за дачи:
Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой стороны – внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы. Профессиональная внепроизводственная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная – со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество людей и имеется соответствующая инфраструктура. Обучение квалификационных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым и наглядным способом, результат легко контролируется. В противоположность этому внепроизводственное обучение квалификационных кадров проводится, как правило, опытными преподаватели в широком диапазоне их опыта, однако потребности предприятий при этом не всегда в достаточной степени учитываются [3].
1.4 Методы обучения персонала
Далее представим методы и их особенности профессионального обучения на рабочем месте:
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Рассмотрим методы обучения персонала внерабочего места и их характерные особенности:
Остановимся
на подробной характеристике
последнего метода обучения
В последнее время существенно возникло значение методов обучения квалификационных кадров, согласно которым члены рабочих групп в регулярных встречах вне рабочего места обсуждают рабочую ситуацию и вместе занимаются поиском возможностей решения проблемы (речь идет о японском методе “кружка качества”, который применяется в США и Европе). В Германии этот метод называется “вместо учебы”. Оба метода имеют ряд одинаковых, аналогичных особенностей: рабочие группы хотят управлять самостоятельно. Производственная иерархия в рабочей группе не имеет никакого значения, результаты работы группы представляются вышестоящим инстанциям. Группы отличаются друг от друга прежде всего постановкой цели. Кружок качества тенденциозно старается подчеркнуть ориентированную на результат экономическую эффективность обучения квалификационных кадров, в то время как группа “вместо учебы” на передний план выставляет элементы обучения квалификационного работника, ориентированные на личность, т. е. выработку манеры поведения, способов общения [9].
Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относится [11]:
Говоря
об экономической и социальной
эффективности обучения
1.5 Обучение персонала и его эффективность
Научно-технический прогресс выдвигает новые требования к профессиональной подготовке и обучению персонала, которое предполагает регулярное обновление, расширение и углубление имеющихся знаний учеников, рабочих, специалистов и руководителей всех уровней.
Обучение рабочих кадров на предприятиях осуществляется в трех основных формах: индивидуальной, бригадной и курсовой.
При индивидуальном обучении к каждому обучаемому прикрепляется инструктор, назначаемый из числа квалификационных рабочих или мастеров. Инструктор обучает приемам и методам правильного выполнения конкретных операций и видов работы, правилам эксплуатации и использования оборудования и оснастки. Основная задача инструктора – помочь рабочему приобрести необходимые для данной профессии или специальности навыки. Обучение проводится в соответствии с программой обучения на отдельном рабочем месте в реальных производственных условиях.
Теоретическую часть курса обучающиеся осваивают самостоятельно, консультируясь с инструктором или работниками отдела производственного обучения. Индивидуальное обучение применяется при подготовке рабочих массовых профессий для работы на различных специальных видах оборудования, не требующей глубоких теоретических знаний.
Бригадная форма обучения применяется при обучении группы рабочих по одной специальности. Такое обучение получило наибольшее распространение на сборочных и монтажных работах. Эти учебные бригады возглавляются бригадиром-инструктором производственного обучения. С этой целью на предприятии создаются специально оборудованные кабинеты. Обучение также ведется по специальным программам [15].
Курсовая система обучения предполагает два этапа: первый – в учебных группах на специально созданной для этого учебно-производственной базе под руководством инженеров отдела производственного обучения; второй – на рабочих местах и действующих ценах предприятия под руководством мастера производственного обучения или индивидуальной под руководством инструктора.
Курсовая форма обучения хорошо сочетает изучение теоретических вопросов с выработкой трудовых навыков и применяется при подготовке рабочих широкого профиля, сложных профессий, высокой квалификации. Продолжительность обучения от трех до шести месяцев.
Курсовое обучение завершается сдачей квалификационных экзаменов.
На производстве установлены следующие виды обучения: подготовка новых рабочих, переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям, повышение квалификации рабочих. Для повышения квалификации рабочих на производстве организуются курсы повышения квалификации [10].
Назначение производственно-технических курсов – оказание помощи рабочим и расширение знаний, навыков и умений по имеющейся профессии до более высокого квалификационного разряда. Обучение на этих курсах проводится в основном без отрыва от производства продолжительностью до шести месяцев или с отрывом от производства до трех месяцев.
Учебные планы и программы разрабатываются на предприятиях. За основу принимаются учебные программы, составленные отраслевыми и региональными учебно-методическими центрами и образовтельными учреждениями. Обучение заканчивается сдачей квалификационных экзаменов или зачетов специальной комиссии, которая по итогам сдачи экзаменов принимает решение о присвоении более высокого квалификационного разряда [19].
Курсы целевого направления организуются для изучения рабочими нового оборудования, технологических процессов, изделий, материалов, средств механизации и автоматизации производства. На этих курсах также могут изучаться вопросы экономики, планирования, НОТ, повышение качества и другие вопросы организации производства. Курсы целевого назначения являются очень гибкими и динамичными, так как позволяют оперативно и целенаправленно решать вопросы подготовки кадров при освоении новых изделий, внедрении новой техники и технологии, а также организации труда во вновь созданных производственных подразделениях.
Школы передовых приемов и методов труда создаются в целях массового овладения рабочими и служащими прогрессивными приемами и методами работы по научной организации труда. Эти школы отличаются от других видов производственного обучения наглядностью и эффективностью обучения, которое ведут высококвалифицированные специалисты и рабочие. Они проводят технические консультации, делают сообщения о новых технологиях, техники и других инновациях. Таким образом, занятия в школах включают как изучение теоретических вопросов, так и практическое обучение [14].
Условиями повышения кадровой работы при переводе ее на научную основу служат процесс демократизации нашего общества, развитие экономических методов управления и отказ командно-бюрократических методов. Улучшению кадрового обеспечения перестройки управления способствуют: