Классификация основных типов слияний и поглощений компаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 14:11, курсовая работа

Описание работы

Поэтому целью настоящей работы является выявление тенденций рынка слияний и поглощений в западных стран и России, оценка на их основе перспектив развития данных процессов в России и западных странах и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование процедур слияний и оценку их экономического эффекта.

Содержание работы

Введение 2
Классификация основных типов слияний и поглощений компаний 3
Исторические аспекты слияния компаний 9
Основные мотивы слияния и поглощений компаний 15
Механизм слияний и поглощений компаний 23
Анализ эффективности слияний и поглощений компаний 25
Механизм защиты компаний от поглощений 31
Выводы 36
Заключение 37
Список использованной литературы 38

Файлы: 1 файл

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНА.docx

— 138.03 Кб (Скачать файл)

В исторической ретроспективе  очень интересен всплеск слияний  компаний, занятых в разных видах  бизнеса, т.е. слияний конгломератного  типа. Бум крупных диверсифицированных  компаний, т.е. конгломератов, пришелся на 60-е годы, хотя крупные конгломераты создавались еще в 20-е годы. Но тогда их создание инициировалось задачами милитаризации экономики, а в 60-е  же годы формирование конгломератов  происходило на чисто коммерческой основе.

Таблица 1

Краткая характеристика наиболее значительных периодов в развитии процессов слияний и поглощений компаний

Волна слияний компаний

Краткая характеристика периода  слияния компаний

1887-1904 гг.

Большинство слияний осуществлялось по принципу горизонтальной интеграции. Практически во всех отраслях господствовали монополии, т.е. единственные доминирующие фирмы. Далее появились предприятия, которые можно считать предшественниками  современных вертикально интегрированных  корпораций. Отличительной чертой большинства  слияний в этот период явился множественный  характер: в 75% от общего количества слияний  было вовлечено по крайней мере по 5 фирм, в 26% из них участвовало 10 и более компаний. Иногда объединялись несколько сотен фирм.

1916-1929 гг.

В связи с действием антимонопольного законодательства слияние компаний в отраслях приводит уже не к господству монополии, а олигополии, т.е. к доминированию  небольшого числа крупнейших фирм. Для этой волны больше, чем для предшествующей, характерны вертикальные слияния и диверсификация.

60-70-е годы

Для этого этапа характерен всплеск  слияний фирм, занятых в разных видах бизнеса, т.е. слияний конгломератного  типа. По оценке Федеральной торговой комиссии США, с 1965 по 1975 г. 80% слияний привели к образованию конгломератов. Число чистых конгломератных слияний возросло с 10,1% в 1948-55 гг. до 45,5% в 1972-79 гг. Жесткое антимонопольное законодательство ограничило горизонтальную и вертикальную интеграцию. Количество горизонтальных слияний сократилось с 39% в 1948-55 гг. до 12% в 1964-71 гг.

80-е годы

В этот период удельный вес слияний  конгломератного типа сократился. Более  того, создание новых объединений  сопровождалось разрушением ранее  созданных конгломератов. Заметной становится тенденция враждебных поглощений. Учитывая смягчение антимонопольной  политики, в этот период наиболее распространены горизонтальные слияния.

вторая половина 90-х годов

Наиболее популярным типом слияния  компаний является горизонтальная интеграция. Характерно объединение транснациональных  корпораций. Огромный размах получили слияния и поглощения в финансовой сфере.


 

В 70-е годы активная деятельность крупных компаний по их диверсификации продолжилась и она была связана, прежде всего, со стремлением приобретения активов в сферах электроники и телекоммуникаций.

Но в 80-е годы прибыли  конгломератов стали неуклонно  снижаться. Компании, входившие в  конгломераты, показывали худшие результаты, чем независимые предприятия  в тех же отраслях, а новые поглощения приносили лишь колоссальные убытки. По расчетам Майкла Портера, в первой половине 80-х годов поглощения конгломератами компаний в несвязанных отраслях заканчивались неудачей в 74% случаев.

В восьмидесятые годы удельный вес слияний конгломератного  типа существенно сократился. Более  того, создание новых корпораций сопровождалось разрушением конгломератов, возникших 10-20 лет назад. В этот период преобладали  поглощения конкурентов путем покупки  их акций, в том числе очень  заметными среди них стали  враждебные поглощения. С учетом смягчения  антимонопольного законодательства активизировались горизонтальные слияния. Так, случаи горизонтальных слияний можно найти, например, в  авиации: компания Northwest в 1986 году поглотила фирму Republic.

Еще раз подчеркнем, что  слияния с образованием конгломератов  сейчас наименее популярны. Однако среди  компаний, акции которых в настоящее  время обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, сорок компаний официально классифицированы как конгломераты. В их число входят и такие хорошо известные компании, как “General Electric”, американские конгломераты “Textron Inc” и “United Technologies Corp”, британский “Hanson”, голландский “Philips Electronics”, итальянский “Montedison” и т.д. Но все эти конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты, в которых они лидируют. В настоящее время они приобретают компании в ключевых сферах бизнеса и продают все неключевые активы.

В девяностые годы одной  из причин слияний стало стремление обеспечить стабильность в условиях меняющихся рынков. На Западе в результате жесткой конкуренции и неопределенности внешней среды стал популярным горизонтальный тип слияния. Так, в сталелитейной  промышленности, например, вследствие избытка предложения произошло  сокращение количества предприятий  отрасли. То же самое можно сказать  и о компаниях, предоставляющих  услуги по доступу в Интернет. В  этой отрасли неопределенность ситуации привела к слиянию фирм America Online и CompuServe. В 1997–98 годах бум слияний охватил, прежде всего, финансовые институты.

С точки зрения экспертов, причины всплеска слияний в 1998 году связаны с общими процессами глобализации в экономике, ожидаемым созданием  европейского экономического и валютного  союза. Впрочем, существуют и специфические  факторы в каждой конкретной области  бизнеса. Например, на рост числа слияний  компаний, специализирующихся на финансовой деятельности, повлиял рост спроса на услуги этих фирм, а также сближение ранее принципиально разных секторов рынка, банковского и страхового.

В 1998 году было заключено 26 200 сделок по слиянию и поглощению компаний, что на 1700 сделок превысило данные за предшествующий год и в 2,3 раза больше, чем в 1990 году. Объем заключенных сделок в 1998 году возрос по сравнению с 1990 годом почти в 5 раз.

1998 год характеризуется  рядом очень ярких примеров в области слияния компаний. Так, в ноябре 1998 года фирма Netscape Communications – пионер рынка Интернет-технологий – была куплена за 4,21 млрд. долларов крупнейшей в мире компанией, предоставляющей доступ в Интернет, – America Online (AOL). Взлет компании Netscape был, наверное, самым стремительным за всю историю США: буквально за четыре года она превратила свой рисковый проект в многомиллиардный бизнес. Начиналось все с того, что группа программистов написала программу для просмотра документов в Интернет (броузер). Компания сама создала новый рынок, который в дальнейшем начал стремительно расти во всем мире. Поначалу Netscape действовала на этом рынке в одиночку. Позже начинается так называемая “война броузеров”: программы Navigator от Netscape и Explorer от Microsoft. В результате сделки по слиянию компаний у Microsoft появился мощнейший конкурент, ведь услугами America Online пользуются 14 млн. человек. К альянсу AOL и Netscape присоединилась еще компания Sun Microsystems, давний конкурент Microsoft. В рамках трехстороннего соглашения Sun будет распространять программы Netscape для мощных компьютеров (серверов), а AOL будет использовать разработанную Sun технологию Java для создания нового поколения Интернет-услуг.

Характеризую динамику рынка  международных слияний и поглощений, необходимо отметить, что в период с 2000г. – 2009 г. отмечается значительное неравномерностью. Резкое сокращение в мировом масштабе сделок слияний  и поглощений в 2001 г. (на 48% по сравнению с 2000г.) объяснялось падением в эти годы общего уровня иностранных инвестиций. В период с 2003 г. по 2005 г. произошло значительное увеличение объема международных сделок слияний и поглощений в развитых странах. Их прирост в 2004 году составил 88% к уровню 2003 года и достиг 716 млрд. долларов, а число международных сделок стоимостью более 1 млрд. долларов повысилось на 42%, достигнув  111 млрд. долларов. В 2006 произошел небольшой спад международных сияний и поглощений, а 2007 г. стал пиковым в истории слияний и поглощений ( 300 сделок более 1 млрд. долларов. Однако далее последовало резкое сокращение в мировом масштабе сделок слияний и поглощений, что объясняется наступившим мировым кризисом и соответствующим сокращением общего объема иностранных инвестиций на 21 % с 2007 по 2008 гг. 

Представляют интерес  и являются просто хрестоматийными  слияния и поглощения, происходящие в автомобилестроительной промышленности. По прогнозам специалистов, в ближайшие  десять лет из 18 крупнейших автомобильных  компаний могут остаться только десять. Не успели остыть страсти в связи  с продажей британской автомобильной  фирмы “Rolls-Royce Motor Cars”, как произошло еще очень знаменательное событие: немецкая компания “Daimler-Benz” объединилась с американской компанией “Chrysler Corp” с образованием новой корпорации. Главная цель данного объединения на первых порах – не столько экономия на масштабе, а использование готовой сбытовой сети в сфере деятельности партнера и ликвидация двойных усилий там, где она имеется. Кроме того, “Chrysler Corp” предполагает начать производство спортивных универсалов “Мерседес-Бенц” на заводе в австрийском городе Грац. Как пишет газета “Нью-Йорк таймс”, американская компания уже выпускает на этом заводе 50 тыс. джипов “Гранд Чероки” и столько же мини-фургонов “Вояджер” ежегодно. Неравнозначные условия, сложившиеся на рынках США и Европы, разные прогнозируемые темпы роста прибыли партнеров обусловили и неравнозначные условия сделки по слиянию компаний. Первую скрипку в этом союзе будет играть “Daimler-Benz”, его акционеры могут обменять свои акции на ценные бумаги новой компании “Daimler – Chrysler” в соотношении 1:1, в то время как для акционеров “Chrysler Corp” оно установлено как 1:0,6235.

Основные мотивы слияния и поглощений компаний

Теория и практика современного корпоративного менеджмента выдвигает  достаточно много причин для объяснения слияний и поглощений компаний. Выявление  мотивов слияний очень важно, именно они отражают причины, по которым  две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. А рост капитализированной стоимости  объединенной компании является целью  большинства слияний и поглощений.

Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные мотивы слияний  и поглощений компаний (рис. 2).

Получение синергетического эффекта. Основная причина реструктуризации компаний в виде слияний и поглощений кроется в стремлении получить и усилить синергетический эффект, т.е. взаимодополняющее действие активов двух или нескольких предприятий, совокупный результат которого намного превышает сумму результатов отдельных действий этих компаний. Синергетический эффект в данном случае может возникнуть благодаря:

·  экономии, обусловленной масштабами деятельности;

·  комбинирования взаимодополняющих ресурсов;

·  финансовой экономии за счет снижения трансакционных издержек;

·  возросшей рыночной мощи из-за снижения конкуренции (мотив монополии);

·  взаимодополняемости в области НИОКР.

Рис. 2. Основные мотивы слияний и поглощений компаний.

Экономия, обусловленная масштабами, достигается тогда, когда средняя величина издержек на единицу продукции снижается по мере увеличения объема производства продукции. Один из источников такой экономии заключается в распределении постоянных издержек на большее число единиц выпускаемой продукции. Основная идея экономии за счет масштаба состоит в том, чтобы выполнять больший объем работы на тех же мощностях, при той же численности работников, при той же системе распределения и т.д. Иными словами, увеличение объема позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсы. Однако надо помнить, что существуют определенные пределы увеличения объема производства, при превышении которых издержки на производство могут существенно возрасти, что приведет к падению рентабельности производства.

Слияния и поглощения компаний могут порой обеспечивать экономию, полученную за счет централизации маркетинга, например, через объединение усилий и придание гибкости сбыту, возможности предлагать дистрибьюторам более широкий ассортимент продуктов, использовать общие рекламные материалы.

Получение экономии, обусловленной  масштабами деятельности, особенно характерно для горизонтальных слияний. Но и при образовании конгломератов, порой, возможно ее достижение. В этом случае добиваются экономии, обусловленной масштабами, за счет устранения дублирования функций различных работников, централизации ряда услуг, таких как бухгалтерский учет, финансовый контроль, делопроизводство, повышение квалификации персонала и общее стратегическое управление компанией.

Но при этом необходимо отметить, что интегрировать поглощаемую  компанию в действующую структуру  обычно чрезвычайно сложно. Поэтому  некоторые компании после слияния  продолжают функционировать как  совокупность отдельных и иногда даже конкурирующих подразделений, имеющих разную производственную инфраструктуру, научно-исследовательские и маркетинговые  службы. Даже экономия за счет централизации  отдельных функций управления может  оказаться недостижимой. Сложная  структура корпорации, прежде всего, конгломератного типа, наоборот, способна привести к увеличению численности  административно-управленческого персонала.

Слияние может оказаться  целесообразным, если две или несколько  компаний располагают взаимодополняющими ресурсами. Каждая из них имеет то, что необходимо для другой, и поэтому их слияние может оказаться эффективным. Эти компании после объединения будут стоить дороже по сравнению с суммой их стоимостей до слияния, так как каждая приобретает то, что ей не хватало, причем получает эти ресурсы дешевле, чем они обошлись бы ей, если бы пришлось их создавать самостоятельно.

Слияния с целью получить взаимодополняющие ресурсы характерны как для крупных фирм, так и для малых предприятий. Зачастую объектом поглощения со стороны крупных компаний становятся малые предприятия, так как они способны обеспечивать недостающие компоненты для их успешного функционирования. Малые предприятия создают подчас уникальные продукты, но испытывают недостаток в производственных, технических и сбытовых структурах для организации крупномасштабного производства и реализации этих продуктов. Крупные компании, чаще всего, сами в состоянии создать необходимые им компоненты, но можно гораздо дешевле и быстрее получить к ним доступ, осуществив слияние с компанией, которая их уже производит.

Мотив монополии. Порой при слиянии, прежде всего, горизонтального типа, решающую роль играет (гласно или негласно) стремление достичь или усилить свое монопольное положение. Слияние в данном случае дает возможность компаниям обуздать ценовую конкуренцию: цены из-за конкуренции могут быть снижены настолько, что каждый из производителей получает минимальную прибыль. Однако антимонопольное законодательство ограничивает слияния с явными намерениями повысить цены. Иногда конкуренты могут быть приобретены и затем закрыты, потому что выгоднее выкупить их и устранить ценовую конкуренцию, чем опустить цены ниже средних переменных издержек, заставляя всех производителей нести существенные потери.

Выгоды от слияния могут  быть получены в связи с экономией  на дорогостоящих работах по разработке новых технологий и созданию новых видов продукции, а также на инвестициях в новые технологии и новые продукты. Одна фирма может иметь выдающихся исследователей, инженеров, программистов и т.д., но не обладать соответствующими производственными мощностями, сетью реализации, необходимыми для извлечения выгоды от новых продуктов, которые ими разрабатывались. Другая компания может иметь превосходные каналы сбыта, но ее работники лишены необходимого творческого потенциала. Вместе же обе компании способны плодотворно функционировать. Через слияния могут быть также соединены передовые научные идеи и денежные средства, необходимые для их реализации.

Информация о работе Классификация основных типов слияний и поглощений компаний