Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:49, курсовая работа
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке у любой организации есть различного рода информация, которая не должна распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. Защита такой информации необходима не только для успешного развития самой организации, а также для становления в стране подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Таким образом, одним из элементов рыночных отношений являются отношения по защите коммерческой тайны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут коммерческой деятельности организации……………………………………………4
1.1.Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях……………………………….4
1.2.Каналы противоправного овладения коммерческой тайной……9
1.3.Механизм защиты коммерческой тайны…………………………..12
2.Организационно-экономическая характеристика ИП фирмы "Аупперле Г.М.Б.Х."….................…16
3.Система защиты коммерческой тайны на ИП фирма "Аупперле Г.М.Б.Х. "…………………………......21
3.1.Организационная работа по защите коммерческой тайны..........................21
3.2.Технические меры защите коммерческой тайны .............................23
3.3.Специальные меры защиты коммерческой тайны...................................................24
4.Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны.....................26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников.............................................................31
Министерство образования и науки РФ
НОУ ВПО «МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»
Екатеринбургский филиал
Курсовая работа по дисциплине
"Основы коммерческой деятельности"
на тему:
"Коммерческая тайна и способы её защиты"
Чудайкин М.М.
Научный руководитель
Долгополова Н.В.
Екатеринбург, 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут коммерческой деятельности организации……………………………………………4
1.1.Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях……………………………….4
1.2.Каналы противоправного овладения коммерческой тайной……9 1.3.Механизм защиты коммерческой тайны…………………………..12
2.Организационно-экономическая
характеристика ИП фирмы "Аупперле
Г.М.Б.Х."…....................
3.Система защиты коммерческой тайны на
ИП фирма "Аупперле Г.М.Б.Х. "…………………………...................
3.1.Организационная
работа по защите коммерческой тайны.........................
3.2.Технические меры защите
коммерческой тайны ..............................
3.3.Специальные меры защиты
коммерческой тайны.........................
4.Эффективность работы
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников....................
Введение
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке у любой организации есть различного рода информация, которая не должна распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. Защита такой информации необходима не только для успешного развития самой организации, а также для становления в стране подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Таким образом, одним из элементов рыночных отношений являются отношения по защите коммерческой тайны.
Актуальность исследования обосновывается тем, что, учитывая высокие темпы развития информатизации, значительно возросшую «цену» ущерба, причиняемого организациям в связи с неправомерным использованием, разглашением (утечкой) коммерческой тайны и невыполнением договорных обязательств по поводу охраны такой информации, сокращение числа нарушений в сфере обращения коммерческой тайны имеет большое экономическое значение для развития экономики .
Целью данной курсовой работы является исследование организации деятельности по защите коммерческой тайны и разработка направлений ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели предполагается решение задач:
1. Определить понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях.
2. Рассмотреть каналы противоправного овладения коммерческой тайной.
3. Рассмотреть механизм защиты коммерческой тайны.
4. Исследовать организацию деятельности предприятия по защите коммерческой тайны.
Для решения поставленных задач используется учебная и методическая литература по коммерческой деятельности, менеджменту, экономике организации, а также документация оптового торгового предприятия.
Объектом исследования является коммерческая деятельность фирмы респ. Беларусь –ИП "Аупперле Г.м.б.х."
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут
коммерческой деятельности организации
1.1. Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения
информации к коммерческой тайне в организациях
С развитием рыночных отношений в Республике Беларусь возрастает роль информации в коммерческой деятельности любой организации. Коммерческая информация в современных условиях становится товаром и средством конкурентной борьбы. В связи с этим изменяется отношение к ее защите. Предприятия все более начинают осознавать экономическую целесообразность охраны своих коммерческих интересов.
Законодательством Республики Беларусь установлено право на определенную свободу предпринимательства, защиту своих интересов во взаимоотношениях с государством и другими субъектами рыночных отношений. Право на коммерческую тайну предполагает определенные ограничения государственных возможностей вмешиваться в экономику.
Исходя из этого, сформулируем понятия «коммерческая тайна» и «коммерческий секрет». В акте о коммерческой тайне, одобренном Американской ассоциацией юристов (1979), коммерческая тайна определяется как информация, имеющая самостоятельную экономическую стоимость (используемую или потенциальную) благодаря тому, что она не является общественной, доступной другим лицам, которые могли бы ее использовать в коммерческих целях, и являющаяся объектом целесообразных при данных условиях затрат по ее защите. В Республике Беларусь понятие коммерческой тайны дается в Положении о коммерческой тайне, утвержденном Советом Министров Республики Беларусь (Приложение 1).
Коммерческая тайна - преднамеренно скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможной угрозой экономической безопасности субъекта хозяйствования.
Информация, составляющая коммерческую тайну, является собственностью субъекта хозяйствования либо находится в его владении, распоряжении и пользовании в пределах, установленных собственником и законодательством Республики Беларусь.
В реальной ситуации коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна является секретом, но не всякий секрет – тайной [14, с.65].
Коммерческие секреты - форма проявления коммерческой тайны. Они представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящихся к коммерческой тайне организации и подлежащие защите со стороны службы безопасности этой организации.
Классифицируются коммерческие секреты по природе коммерческой тайны, по принадлежности собственнику, по назначению коммерческих секретов (рис. 1.1).
Носителем коммерческого секрета является лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия, а источниками закрытой коммерческой информации являются документы, схемы, технологии, образцы, изделия, ноу-хау.
В условиях рыночного хозяйствования коммерческие секреты зачастую связаны со стратегическими интересами организации, поэтому возникает необходимость защищать их от недобросовестной конкуренции, включающей противоправные действия в виде незаконного использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, промышленного шпионажа и т.д.
Большой ущерб организациям может нанести промышленный шпионаж.
Рис. 1.1- Классификация коммерческих секретов
Промышленный шпионаж - незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицами или организациями, не уполномоченными на это ее владельцем.
Объектом промышленного шпионажа могут выступать любые материальные объекты, содержащие коммерческую тайну организации: документы, чертежи, образцы продукции, неоформленные патенты, технические проекты, информация о ценах, контрактах, поставщиках, маркетинговых исследованиях и иные сведения, представляющие предпринимательский интерес [14, с.68].
Стремление «позаимствовать» интеллектуальную или промышленную собственность конкурента – достаточно распространенное явление, поэтому нужна правовая база, обеспечивающая защиту коммерческой тайны. Основную роль в ее сохранении должны играть сами организации, а не государственные органы [16, с.153].
Методика отнесения тех или иных сведений к коммерческой тайне в Республике Беларусь пока не сформировалась. Каждая организация, ее руководитель решает этот вопрос самостоятельно. Для того чтобы такое решение было обоснованным, в том числе и экономически, следует воспользоваться наработанным в разных странах практическим опытом. На его основе представляется целесообразным предложить для использования в деловой практике следующие принципы:
• при засекречивании информации следует исходить из принципа выгоды и безопасности торговой организации. Нельзя засекречивать всю информацию: это неразумно и невыгодно. Но и пренебрежительное отношение к коммерческой тайне может нанести непоправимый ущерб. Для организации, работающей на рынке, с одной стороны, важно, чтобы о ее существовании знали как можно больше, с другой стороны, особые технологии ее и методы достижения поставленных целей, обеспечивающие конкурентные преимущества, должны охраняться. Потому в практической работе важно найти «золотую середину», гарантирующую защиту только той информации, которая того стоит;
• информация типа ноу-хау обязательно должна быть отнесена к разряду коммерческой тайны;
• информация, которая касается разработки чего-то нового (нового товара, новой технологии, способа транспортировки, продажи, рекламы и т.п.), представляет собой коммерческую тайну;
• значительная часть договоров, заключаемых организацией, относится к коммерческой тайне. В ряде случаев ситуация такова, что не только текст договора, но и сам факт его заключения представляет собой коммерческую тайну. Если это так, то либо в договоре поставки (раздел «Особые условия»), либо в специальном соглашении, приложенном к договору, должно быть оговорено, что партнер обязуется не разглашать предоставленную ему в связи с заключением договора информацию или защищать какие-то документы, переданные при этом [9, с.253].
Объектом коммерческой тайны является информация, которая может быть разделена на следующие две группы:
Деловая информация:
• некоторые финансовые сведения;
• данные о цене (стоимости) продукции, услуг, технологии; прайс-листы;
• производственные планы, планы выпуска новой продукции;
• стратегия предприятия;
• списки деловых партнеров, их намерения;
• договора, контракты, соглашения;
• информация о маркетинге;
• коммерческие предложения, квоты;
• списки персонала, сведения о нем;
• организационные схемы, структура управления, применяемые формы и методы и др.
Научно-техническая (технологическая) информация:
• научные работники, научно-исследовательские проекты;
• конструкторские разработки для производства какой-либо продукции;
• технические параметры продукции, ее химический состав, рецептура;
• заявки на патенты;
• дизайн, методы работы, ноу-хау;
• информационные технологии;
• программное обеспечение ЭВМ и др.
Работа по выделению коммерческой тайны организации включает:
• проведение анализа всех сторон деятельности организации и
составление предварительного перечня коммерческой информации фирмы, представляющей ценность;
• исключение из предварительного перечня ценной информации организации сведений, являющихся государственной тайной, так как порядок ее защиты устанавливается правительством;
• исключение сведений, являющихся чужой собственностью на законных основаниях: авторские права, патенты, торговые марки, знаки;
• исключение сведений, касающихся негативной деятельности организации или наносящих ущерб обществу, государству: загрязнение окружающей среды, нарушение действующих законов, уклонение от договорных обязательств, осуществление запрещенной деятельности, способы недобросовестной конкуренции, обман, шантаж, шпионаж и т.д.;
• выделение наиболее ценной информации организации на основе системы показателей: прироста прибыли, снижения себестоимости, затрат на защиту коммерческой тайны, годового эффекта, срока окупаемости, повышения уровня рентабельности, возможного ущерба от утечки информации, предел экономической безопасности организации, сопоставление выгоды и затрат; определение реальной ценности;
• оценка возможного ущерба при разглашении (утечке) охраняемых сведений;
• после определения окончательного перечня сведений, представляющих коммерческую тайну организации, издается приказ руководителя, к которому в качестве приложения прикладывается документ – «Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну организации с определением степени секретности» [14, с.75].