Коммерческая тайна и способы её защиты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:49, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке у любой организации есть различного рода информация, которая не должна распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. Защита такой информации необходима не только для успешного развития самой организации, а также для становления в стране подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Таким образом, одним из элементов рыночных отношений являются отношения по защите коммерческой тайны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут коммерческой деятельности организации……………………………………………4
1.1.Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях……………………………….4
1.2.Каналы противоправного овладения коммерческой тайной……9
1.3.Механизм защиты коммерческой тайны…………………………..12
2.Организационно-экономическая характеристика ИП фирмы "Аупперле Г.М.Б.Х."….................…16
3.Система защиты коммерческой тайны на ИП фирма "Аупперле Г.М.Б.Х. "…………………………......21
3.1.Организационная работа по защите коммерческой тайны..........................21
3.2.Технические меры защите коммерческой тайны .............................23
3.3.Специальные меры защиты коммерческой тайны...................................................24
4.Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны.....................26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников.............................................................31

Файлы: 1 файл

Курсовая работа- Основы ком-ой деятельности.doc

— 382.00 Кб (Скачать файл)

По возможности, следует  построить профили сотрудников. Для психологического профиля это совокупность показателей, описывающих личностные качества, тип поведения, ценностные приоритеты. Также можно составить профиль работы в информационной системе (порядок работы с приложениями и сетевыми ресурсами, Интернетом). В том случае, если имеется информация о существенном изменении каких-либо параметров поведения сотрудника, есть смысл как минимум побеседовать с ним или обратить на этого человека пристальное внимание.

Подводя итоги, следует  отметить, что защита специальными мерами ценной информации должна осуществляться как против конкурентов, так и преступных элементов, пытающихся овладеть ею. Меры защиты зависят от тех способов и приемов, которые применяют похитители. Использование для защиты секретов частных фирм самых сложных электронных устройств позволяет только сдерживать их утечку, но не останавливать этот вид деятельности, широко получивший в мировой практике название промышленный (коммерческий) шпионаж. В экономической литературе, исследующей развитие предпринимательской деятельности, обращается внимание на поддержание этики честной коммерческой деятельности. В ходе же конкурентной борьбы как неотъемлемого элемента рыночного хозяйствования использование промышленного шпионажа нельзя отнести к этическим видам деловых взаимоотношений предпринимателей. Однако рыночно-конкурентная деятельность немыслима, как показывает зарубежная практика, без экономического, производственного, научно-технического и других видов шпионажа. Самый благоприятный общественно-экономический климат для развития предпринимательства не сможет предотвратить банкротства, если в результате удачной шпионской акции будут похищены секретные для фирмы (компании) сведения. Шпионаж - это тень рыночно-конкурентной деятельности, двигатель для одних фирм и тормоз для других.

В дополнение к сказанному, на каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать [6]:

  1. учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий (особенно опытных образцов)
  2. порядок делопроизводства с документами, содержащими предпринимательскую тайну (правила циркуляции, учета, хранения, уничтожения и др.)
  3. контроль за средствами копирования и размножения документов
  4. защиту коммерческой информации в средствах связи и вычислительной техники
  5. охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений
  6. контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

Заключение

 

В данном курсовом проекте  рассматривались вопросы по коммерческой тайне предприятия и ее защите. Разрабатывались методики по приему на работу будущего персонала, помогающее установить и выявить степень профессиональной пригодности и надежности личности.

Принимая во внимание белорусскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

  1. законодательный, основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. при обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы (МВД, ФСБ, прокуратуру, суд) для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.
  2. физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.
  3. организационный, он включает:
  1. введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной, соблюдением правил доступа и пользования этой информацией
  1. разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства
  2. соблюдение правил пользования информацией (не выносить за пределы служебных помещений, не оставлять без присмотра во время обеда, включить сигнализацию при уходе)
  3. наличие постоянно действующей системы контроля за соблюдением правил доступа и пользования информацией (контроль может быть визуальный, документальный и др.).
  1. технический. используются такие средства контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, средства идентификации, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.
  1. работа с кадрами. Предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала. с обязательным учетом анкетных данных и проверочных результатов тестирования следует регулярно проводить инструктажи персонала о необходимости соблюдения правил пользования конфиденциальной информацией и об ответственности за нарушения.

Разработка данной методики курсового проекта позволяет  дать профессионально грамотный  анализ в сфере работы подбора  кадров и помогает избежать такие  проблемы - как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Гражданский кодекс РБ. − М.: Инфра − М.
  2. Закон РБ от 06.09.1995 №3850-12 «Об информатизации».
  3. Постановление  Совета Министров РБ 06.11.1992г. №670. «Об утверждении Положения о коммерческой тайне».− 56с.
  4. Долгополов, Ю.Б., «Предпринимательство и безопасность». М.: Универсум, 2007. − 421 с.
  5. Кавеладзе, И.Т., «Практика защиты коммерческой тайны в США (руководство по защите вашей деловой информации)”, М.: Эко-консалтинг, 2005. − 514 с.
  6. Казакевич, О.Ю.,  [ и др.]; Предприниматель в опасности: способы защиты. Практическое руководство для предпринимателей и бизнесменов. - М.: Юрфак МГУ, 2006. − 687 с.
  7. Коновалов, В.Д. Психологические тесты – 1, М.: Светотон, 2006. − 208 с.
  8. Конев, И.Р., Беляев В.В. «Информационная безопасность предприятия».  Спб: БХВ − Петербург, 2008. − 500 с.
  9. Лапуста, М.Г. «Справочник директора предприятия», М.: «ИНФРА-М», 2010.− 185 с.
  10. Раевский, Г. В. «Угрозы экономической безопасности предприятия и задачи службы безопасности по их нейтрализации», журнал «Частный сыск» №4, М: Ось, 2008. − 115 с.
  11. Степанов, Е. П. «Кроты" на фирме (персонал и конфиденциальная информация) // Предпринимательское право. 2010, №4. −
  12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3.
  13. Закон Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. № 2181-XII «О товарных знаках и знаках обслуживания».
  14. Закон Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. N 160-3 «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы».
  15. Кодекс Республики Беларусь об Административных Правонарушениях.
  16. Постановление Правления Белкоопсоюза от 18 февраля 2002 г. №69 «Об утверждении примерного положения о коммерческой тайне организации потребительской кооперации».
  17. Таможенный кодекс Республики Беларусь от 4 января 2007 г.
  18. <span c

Информация о работе Коммерческая тайна и способы её защиты