Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:49, курсовая работа
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке у любой организации есть различного рода информация, которая не должна распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. Защита такой информации необходима не только для успешного развития самой организации, а также для становления в стране подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Таким образом, одним из элементов рыночных отношений являются отношения по защите коммерческой тайны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут коммерческой деятельности организации……………………………………………4
1.1.Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях……………………………….4
1.2.Каналы противоправного овладения коммерческой тайной……9
1.3.Механизм защиты коммерческой тайны…………………………..12
2.Организационно-экономическая характеристика ИП фирмы "Аупперле Г.М.Б.Х."….................…16
3.Система защиты коммерческой тайны на ИП фирма "Аупперле Г.М.Б.Х. "…………………………......21
3.1.Организационная работа по защите коммерческой тайны..........................21
3.2.Технические меры защите коммерческой тайны .............................23
3.3.Специальные меры защиты коммерческой тайны...................................................24
4.Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны.....................26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников.............................................................31
1) административно-
• морально-этические нормы;
• воспитательные;
• соответствующий режим секретности;
• внутренний распорядок;
• пропускной режим;
• обучение, инструктаж персонала;
• установление норм, регулирующих локальные взаимоотношения: приказы, распоряжения, инструкции, договоры и т.д.;
2) технические средства
защиты коммерческой
• физические средства защиты: замки, решетки, механические и электронные
средства охраны помещений;
• акустические, радиотехнические, магнитометрические системы охраны;
• программные продукты, системы защиты ПЭВМ;
3) криптографические меры защиты (шифровка, кодирование).
Важно помнить, что невозможно защитить всю информацию, по различным направлениям деятельности, да это и не нужно. Главная задача - определить ключевую информацию и создать надежную систему ее защиты.
Система защиты коммерческой тайны обойдется дорого и ее создание должно быть поручено профессионалам. Не каждое предприятие (организация) имеет возможность создать такую систему. Поэтому необходимо осуществлять хотя бы минимально возможный комплекс мер, к которым относятся:
• работа с кадрами. Специалисты считают, что сохранность секретов на 80 % зависит от правильного подбора кадров;
• формирование нормативной базы (приказы, инструкции, договора, соглашения);
• ограничение доступа к секретной информации;
• воспитание кадров (обучение правилам хранения и защиты информации, стимулирование и т.д.);
• соблюдение порядка обращения с секретными документами (на любых носителях);
• охрана помещения, условия работы в них, «политика чистых столов», т.е. в отсутствие работника на его столе не должно быть никаких документов;
• обеспечение запрета
на несанкционированное
• соблюдение правил ведения переговоров, обеспечивающих недопущение утечки информации;
• умение правильно рекламировать и давать в прессу информацию, не
допускающую разглашение секретов (реклама по методу «черного ящика»,
сообщить результат, а не как он получен);
• защита информации аналитической службой предприятия (организации).
2.Организационно-экономическая характеристика ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»
Субъект хозяйствования ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» зарегистрировано Государственным комитетом по внешним экономическим связям в качестве юридического лица 17 февраля 1993г.
В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» прошло общереспубликанскую перерегистрацию субъектов хозяйствования и было зарегистрировано решением Министерства иностранных дел № 280 от 18.05.2000 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100367981.
Согласно уставу (приложение А) учредителем
и собственником имущества
Юридический адрес предприятия: г. Минск, ул.Хмелевского, 31 – соответствует фактическому расположению предприятия.
На основании заявления
Предприятие вправе от своего имени
заключать договора, приобретать
имущественные и личные неимущественные
права и нести обязанности, быть
истцом и ответчиком в суде. Предприятие
имеет самостоятельный баланс, расчетный,
валютные счета в банках, печати, штампы,
бланки со своим наименованием, товарные
знаки и другие реквизиты. Решения о создании
филиалов, открытии представительств
и других обособленных подразделений
принимает учредитель предприятия. Согласно
внесенным изменениям в Уставе на основании
решения представителя учредителя от
06.07.2005 № 2 ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» имеет
совместную деятельность с Фирмой « Аупперле
Г.М.Б.Х. Мюльакер Международная Экспедиция-Логистика-Торговля-
В 2004 году ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» приобрело свое помещение по адресу ул.Хмелевского, д.31 по акту купли-продажи между ОАО «Луч» и ИП «Фирмой АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.»:
1) здание главного
2) здание производственного
3) склад колодок;
4) склад для хранения материалов и оборудования;
5) здание проходной.
Уставный фонд предприятия составляет 77 008 (семьдесят семь тысяч восемь) долларов США.
Уставный фонд сформирован за счет:
а) денежного вклада в размере 20 000 (двадцать тысяч) долларов США;
б) неденежного вклада на сумму 34 008 (тридцать четыре тысячи восемь) долларов США (оргтехника, мебель, сантехника, автозапчасти и т.д.);
в) неденежного вклада на сумму 23 000 (двадцать три тысячи) долларов США:
- автомобиль марки Мерседес-
- металлический санитарный контейнер для охранников с душем, умывальником, туалетом, стоимостью 2 000 (две тысячи) долларов США;
- металлические несущие конструкции: двутавры, стоимостью 1 600 (одна тысяча шестьсот) долларов США;
- автомобиль марки Мерседес-Бенц, год выпуска 1996, стоимостью 8 400 (восемь тысяч четыреста) долларов США.
Денежная оценка имущества, вносимого в качестве взноса в уставный фонд предприятия, подлежит независимой экспертизе.
Изменение размера уставного фонда производится по решению учредителя. Взнос учредителя в уставный фонд предприятия может быть внесен в денежной и неденежной форме.
Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов предприятия окажется менее размера уставного фонда, Предприятие должно объявить об уменьшении своего уставного фонда и зарегистрировать его в установленном порядке. Если стоимость чистых активов становится меньше уставленного законодательством Республики Беларусь официального размера уставного фонда, предприятие подлежит ликвидации.
В соответствии с Перечнем видов деятельности на осуществление которых требуется специальное разрешение (лицензия), и органов, выдающих эти (лицензии), утвержденным постановлением Кабинета Министров от 21.08.1995г. № 456 (с изменениями и дополнениями), Декретом Президента Республики Беларусь от 14.07.2003г. №17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» предприятием получены следующие специальные разрешения (лицензии):
В соответствии с Перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии) предприятие осуществляет следующие виды деятельности:
Основной целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива предприятия и учредителя. Основные финансово-экономические показатели хозяйственной деятельности ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» представлены в таблице 1.
Таблица 1 − Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ИП «Фирма АУППЕРЛЕ Г.М.Б.Х.» за 2010 – 2011 гг.
Показатели |
Ед. изм. |
2010 г. |
2011 г. |
Отклонение |
Темп изменения, % |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от реализации продукции, работ, услуг |
млн. руб. |
4842 |
4921 |
+78,7 |
104,3 |
Доходы от реализации |
млн. руб. |
1996 |
2183 |
+187 |
109,3 |
Продолжение таблицы 1
Налоги и отчисления, уплачиваемые из валового дохода |
млн. руб. |
59,9 |
43,66 |
-16,24 |
109,2 |
Уровень налогов и отчислений |
% |
3 |
2 |
- |
- |
Доходы без налогов и отчислений |
млн. руб. |
1936,1 |
2139,34 |
+183,24 |
109,3 |
Расходы на реализацию |
млн. руб. |
- |
281 |
+163 |
109,5 |
Себестоимость реализованных товаров |
млн. руб. |
1663 |
1513 |
-150 |
90,9 |
Управленческие расходы |
млн. руб. |
220,1 |
260,34 |
+40,24 |
108,4 |
Прибыль от реализации |
млн. р. |
53 |
85 |
+32 |
160,3 |
Рентабельность товарооборота |
% |
1,09 |
1,7 |
+0,61 |
156 |
Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям |
млн. руб. |
- |
20 |
- |
- |
Сальдо доходов и расходов по операционным операциям |
млн. руб. |
2 |
-13 |
-11 |
- |
Прибыль отчетного периода |
млн. руб. |
55 |
92 |
+37 |
167,2 |
Среднесписочная численность |
чел |
34 |
28 |
-6 |
94,5 |
Средняя выработка на 1 работника |
|||||
В действующих ценах |
млн. руб. |
142,4 |
175,7 |
+33,3 |
123,4 |
В сопоставимых ценах |
млн. руб. |
142,4 |
173,4 |
+31 |
122 |
Примечание. Источник: Приложение Б, В
Одним из основных показателей, характеризующих деятельность ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» является выручка от реализации.
Выручка от реализации за 2010 год была равна 4842 млн. руб., фактический товарооборот за 2011 год - 4921 млн. руб. Темп роста составил 100,7 %. Это произошло за счет использования разумной ценовой политики, увеличения числа посетителей.
По сравнению с 2010 годом наблюдается увеличение суммы реализованных торговых надбавок на 187 млн. руб., или на 9,3%. Величина дохода, остающегося в распоряжении организации, в динамике возросла на 183,24 млн. руб., или на 9,3 %. Уровень доходности увеличился за анализируемый период на 0,05 % к товарообороту. Уровень налогов и отчислений, взимаемых за счет дохода снизился по сравнению с прошлым годом.
Себестоимость реализованной продукции снизилась на 150 млн. руб.это положительная сторона деятельности предприятия. Расходы на реализацию за 2011 год составили 281 млн. руб. Темп прироста товарооборота без НДС составил 104,3 %, а сумма управленческих расходов возросла на 20,24млн. руб. Такая ситуация свидетельствует о повышении эффективности использования текущих затрат. ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» за 2011 год получена прибыль от реализации в сумме 85 млн. руб., что на 32 млн. руб. больше, чем за 2010 год.
Среднесписочная численность за 2011 год составила 28 человек и по сравнению с 2010 годом уменьшилась на 6 человек.
Выработка на одного работника увеличилась на 33,3 % в действующих ценах и за 2011 год составила 175,7 млн. руб. Производительность труда в сопоставимых ценах увеличилась с 142,4 до 173,4 млн. руб., или на 22%.
Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» работает довольно эффективно.
3. Система защиты коммерческой тайны на ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.»
3.1. Организационная работа по защите коммерческой тайны
В деле защиты предпринимательской деятельности от различного вида угроз значительное место занимает персонал предприятия, который может стать как объектом, так и субъектом таких угроз. Это процесс предполагает проведение превентивных и текущих мер, направленных на работу с кадрами. Важность работы с персоналом определяется тем, что в случае желания сотрудника разгласить сведения (в силу корыстных или других мотивов), являющиеся коммерческой тайной, воспрепятствовать этому не смогут никакие, даже дорогостоящие средства защиты. Западные специалисты по обеспечению экономической безопасности считают, что сохранность конфиденциальной информации на 80% зависит от правильного подбора, расстановки и воспитания персонала. При приеме на работу на ИП «Фирма Аупперле Г.М.Б.Х.» проводится трехступенчатое анкетирование.