Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 19:49, курсовая работа
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы на рынке у любой организации есть различного рода информация, которая не должна распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. Защита такой информации необходима не только для успешного развития самой организации, а также для становления в стране подлинно рыночной экономики, основанной на свободной конкуренции. Таким образом, одним из элементов рыночных отношений являются отношения по защите коммерческой тайны.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Коммерческая тайна как неотъемлемый атрибут коммерческой деятельности организации……………………………………………4
1.1.Понятие коммерческой тайны и порядок отнесения информации к коммерческой тайне в организациях……………………………….4
1.2.Каналы противоправного овладения коммерческой тайной……9
1.3.Механизм защиты коммерческой тайны…………………………..12
2.Организационно-экономическая характеристика ИП фирмы "Аупперле Г.М.Б.Х."….................…16
3.Система защиты коммерческой тайны на ИП фирма "Аупперле Г.М.Б.Х. "…………………………......21
3.1.Организационная работа по защите коммерческой тайны..........................21
3.2.Технические меры защите коммерческой тайны .............................23
3.3.Специальные меры защиты коммерческой тайны...................................................24
4.Эффективность работы предприятия по защите коммерческой тайны.....................26
Заключение……………………………………………………………………..29
Список использованных источников.............................................................31
По степени секретности она может быть:
• строго конфиденциальной, утеря ее может повлечь банкротство (например, ноу-хау). Маркируется грифом «КТ», с указанием количества экземпляров;
• конфиденциальной, обеспечивающей устойчивую прибыль
(например, сведения о клиентах, кредитовании, прогнозах и т.п.). Маркируется грифом «конфиденциально»;
• не подлежащей огласке, разглашение которой наносит вред положению организации на рынке (например, информация о поставщиках, условиях поставки, рынках и каналах сбыта, имеющих место разногласиях, конфликтах и т.д.).
Маркировка на таких документах наносится в правом верхнем углу следующим образом:
Перечень состоит из непрерывно меняющихся сведений, длительность и степень ценности которых зависит от конкретных условий. Временной диапазон ценности может быть от нескольких минут (на биржах, переговорах) до многих лет (рецептура продуктов, компоненты духов, секреты художественных росписей). Поэтому перечень информации, составляющей коммерческую тайну, должен определяться экспертной комиссией.
Вводится порядок работы с закрытой информацией. Руководитель организации утверждает «Положение (инструкцию) по защите коммерческой тайны, с которым под личную подпись должны быть ознакомлены лица, имеющие к ней доступ».
1.2. Каналы противоправного овладения коммерческой тайной
В условиях развития рыночных
отношений возрастает риск, связанный
со стремлением конкурентов
Каналами распространения являются средства обмена информацией между субъектами деловых и личных отношений, которые целесообразно разделить на формальные и неформальные (рис. 1.2).
К формальным относятся деловые встречи, совещания, переговоры; обмен официальными документами (договорами, технической документацией); средства передачи официальной информации (почта, телефон, телеграф, факс, компьютерные сети и т.д.).
Рис. 1.2- Каналы возможной утечки информации, составляющей коммерческую тайну
К неформальным следует отнести: личное общение; выставки, семинары, конференции, презентации; средства массовой информации (газеты, радио, телевидение, интервью).
Источниками разглашения коммерческой информации, составляющей коммерческую тайну, являются: люди, документы, публикации, реклама, технические носители, технические средства обеспечения производственной и трудовой деятельности, в том числе - вычислительная техника, продукция, промышленные и производственные отходы.
Действия, приводящие к
незаконному овладению
• разглашение информации;
• утечка;
• несанкционированный доступ (рис. 1.3).
Рис. 1.3- Направления неправомерного овладения коммерческой тайной организации
Способами разглашения коммерческой тайны могут быть:
• сообщение, передача, предоставление ее лицам, не допущенным к ней;
• пересылка;
• публикации (открытые и закрытые);
• утеря;
• разглашение на конференциях, переговорах, симпозиумах и др.
Утечка коммерческой тайны - неправомерный выход охраняемых сведений за пределы организации, предприятия или круга лиц, которым она была доверена.
Она может происходить через:
• сотрудников организации. Еще издревле «обычной практикой в Древнем
Риме стало принуждение чужих рабов выдавать секреты хозяина. В Риме был принят специальный закон, предусматривающий за подобные действия (Servi corrupti) наказание в виде штрафа размером в двойную стоимость причиненных убытков». Невыполнение работниками принятых на себя обязательств и разглашение коммерческой тайны в процессе переговоров, деловой переписки, перехода на другую работу;
• подкуп работников;
• публичные выступления;
• кулуарные беседы;
• реклама, пресса, печатная продукция;
• работники госучреждений, допущенные к коммерческим секретам, посредники и партнеры, совместные организации.
Способы несанкционированного доступа представлены на рис. 1.4.
Рис. 1.4- Способы несанкционированного доступа к коммерческой тайне
Социологические опросы
свидетельствуют, что среди способов
незаконного овладения
В настоящее время очень широко используются технические средства проникновения, что требует специальных мер защиты.
1.3. Механизм защиты коммерческой тайны
Защита информации предполагает предотвращение утечки, хищения, утраты, несанкционированного доступа, копирования, уничтожения, искажения, модификации (подделки), блокирования информации и т.п.
Механизм защиты коммерческой тайны должен включать следующие блоки.
На макроуровне:
• нормы права, направленные на защиту интересов ее владельца (законы, указы, положения и т.д.).
На микроуровне:
• нормы, устанавливаемые руководителем организации (приказы, распоряжения, инструкции);
• специальные структурные подразделения, обеспечивающие соблюдение этих норм (режимные подразделения, служба безопасности предприятия и т.д.);
• действенная система мер по защите коммерческой тайны (взаимосвязь методов, способов, средств защиты).
В условиях рыночной экономики защита сведений, составляющих коммерческую тайну, является залогом сохранения лидирующих позиций организации на рынке.
В Республике Беларусь сформировались правовые основы защиты коммерческой тайны. Различные ее аспекты регулируются Законами Республики Беларусь «О патентах на промышленные образцы»; «О товарных знаках и знаках обслуживания» (Приложение 2); «О патентах на изображение и полезные модели» (Приложение 1); «Положением о коммерческой тайне», утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 670 от 6.11.1992 (Приложение 3). Основным документом в данной сфере является именно «Положение о коммерческой тайне». В этом документе определены экономические и правовые основы защиты коммерческой тайны. Его цель - способствовать установлению «добросовестной конкуренции» между партнерами по бизнесу, защищать субъектов хозяйствования от злоупотреблений.
Установленный положением и локальными документами, изданными руководителем предприятия (организации), несущим персональную ответственность за создание необходимых условий для обеспечения сохранения коммерческой тайны, порядок должен быть закреплен в коллективном договоре, Уставе предприятия (организации), в договорах с нанимаемыми работниками и хозяйствующими субъектами. Только в этом случае государство сможет обеспечить субъектам хозяйствования право на коммерческую тайну и ее защиту в судебном порядке.
Содержание работ по защите коммерческой тайны должно носить комплексный, системный и экономически целесообразный характер.
Задачи защиты коммерческой тайны организации включают:
• защиту прав и интересов фирмы и его работников;
• выявление реальных и потенциальных угроз;
• выработку и использование системы профилактических мер, предотвращающих утечку и хищение секретной информации;
• обеспечение эффективности системы защиты коммерческой тайны.
К системе защиты коммерческой
тайны организации
• система должна быть комплексной;
• должна быть гибкой, динамичной, учитывать изменения ценности информации в конкурентной среде;
• должна соответствовать законодательству страны. При несоблюдении вышеперечисленных требований и принципов риск, связанный с защитой экономической безопасности организации, при работе на рынке возрастает.
Направления работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну представлены на рисунке 1.5.
Рис. 1.5- Направления работ по защите информации, составляющей коммерческую тайну
Концепция обеспечения защиты коммерческой тайны организации включает:
1. Правовое обеспечение сохранности коммерческой тайны:
• регистрацию права на коммерческую тайну в Уставе организации;
• внесение соответствующих дополнений, касающихся охраны коммерческой тайны и взаимных обязательств сторон по данному вопросу, в коллективный договор;
•наличие в организации утвержденного руководителем Положения о коммерческой тайне;
• отражение индивидуальных обязательств по сохранению коммерческой тайны в трудовом договоре или контракте;
•заключение письменных договоров-обязательств, заявлений увольняющихся работников, имевших доступ к конфиденциальной информации, о сохранении коммерческой тайны в течение определенного срока;
• наличие соглашений о секретности с юридическими лицами, являющимися
партнерами по бизнесу и имеющими доступ к коммерческой информации
(поставщики, покупатели продукции, инвесторы и т.д.);
• наличие приказа по организации о защите коммерческой тайны;
• наличие памятки о сохранении конфиденциальной информации и ознакомление с ней под личную роспись тех, кто имеет к ней доступ.
2. Идеологическое
и методическое обеспечение сох
• воспитательная работа, формирование чувства ответственности, гордости за свою организацию, комфортности и удовлетворенности своей деятельностью;
• чтение лекций, проведение различных семинаров, практикумов, деловых игр, консультаций, личных бесед;
• четкое и своевременное
доведение необходимой
3.
Организация процесса
• отбор объектов защиты;
• выбор средств защиты, адекватных целевым задачам;
• управление обеспечением сохранности коммерческой тайны и контроль эффективности применения охранных мер.
4. Систему ограничения лиц, допускаемых к сведениям, составляющим коммерческую тайну:
• инструктаж и учет лиц, имеющих доступ к информации, составляющей коммерческую тайну;
• меры по повышению бдительности и ответственного отношения к сохранению закрытой информации.
5.
Организацию делопроизводства
• разработка инструкции, регламентирующей работу с закрытой информацией;
• ведение журналов
регистрации дел и учета
• особые меры при использовании ПЭВМ и ЛВС.
6. Формирование
тактики представления
7.
Определение порядка и
8. Создание системы контроля и исполнения всех требований и задач по обеспечению защиты коммерческой тайны организации.
Наиболее часто используемые способы защиты коммерческой тайны:
• ограничение доступа к коммерческой тайне;
• запретительные способы, касающиеся производства, хранения, продажи и т. д.;
• создание условий для хранения и работы с информацией, составляющей коммерческую тайну (сейфы, специальные помещения и т. д.);
• охранные способы (наемная охрана, собственная служба охраны);
• административные способы;
• технические средства.
Следует уделять серьезное внимание предупредительным мерам.
Средства защиты можно разделить на три группы: