Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
личные конфликты
1.1 Субъекты конфликта
Возможными субъектами конфликта в организации являются:
-администрация организации;
-средний управленческий персонал;
-низший управленческий персонал;
-основные специалисты (в штате);
-вспомогательные специалисты (вне штата — по контракту);
-технический персонал;
-структурные подразделения;
-неформальные группы сотрудников.
1.2 Типы конфликтов.
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.
Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования. Например, менеджер может потребовать, чтобы исполнитель постоянно находился в офисе туристической фирмы и «работал» с клиентами на месте. В другое время он уже выражает недовольство тем, что его сотрудник тратит слишком много времени на клиентов и не занимается маркетинговой деятельностью.
Внутриличностный конфликт
может возникнуть также в
Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, пожалуй, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Каждый считает, что если ресурсы ограничены, то он должен убедить вышестоящее начальство выделить их именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может проявляться также и как столкновение личностей, т.е. люди с разными характерами, несовместимыми темпераментами просто не в состоянии ладить друг с другом.
Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Иными словами, между личностью и группой конфликт возникает тогда, когда эта личность займет позицию, отличную от позиции группы.
Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты.
Кроме того, конфликты
классифицируют еще и по
По значению для
организации конфликты делятся
на конструктивные (созидательные)
и деструктивные (
По характеру причин
конфликты можно разделить на
объективные и субъективные. Первые
(как следует из названия) порождены
объективными причинами,
По сфере разрешения
конфликтов их можно
С точки зрения причин
выделяется три типа
1. Конфликт целей. Ситуация
характеризуется тем, что
2. Конфликт взглядов, когда
участвующие стороны
3. Конфликт чувств, когда
у участников различны чувства
и эмоции, лежащие в основе
их отношений друг с другом
как личностей. Люди просто
вызывают друг у друга
1.3 Причины конфликтов.
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения.
Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и работников. Чтобы избежать конфликта, необходимо уточнить цели и задачи каждого подразделения и работника, передав соответствующие предписания в устной или письменной форме. Довольно часты столкновения линейного руководства с функциональными службами, обусловленные плохим товароснабжением, неритмичностью поставок, низкой трудовой дисциплиной, способы, предотвращения которых со всей очевидностью вытекают из характера самих недостатков.
Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей. Следствием этого является двойное или тройное подчинение исполнителей. Естественно, выполнить указания всех руководителей не хватает ни сил, ни времени. Тогда подчиненный вынужден:
- сам ранжировать поступившие приказы по степени их важности;
- требовать этого от своего непосредственного руководителя;
- браться за все подряд.
В любом случае конфликтная
ситуация налицо. Зреющий конфликт
устраняется надлежащим
Ограниченность ресурсов. Даже в самых крупных организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство решает, как правильно распределить материалы, людские ресурсы и финансы между различными группами, чтобы достигнуть целей организации. Выделение большей доли ресурсов одним будет означать не до-получение их другими членами коллектива, что вызовет их недовольство и приведет к различным видам конфликта.
Недостаточный уровень профессиональной подготовки. В этом случае возможность возникновения конфликта обусловлена профессиональной неподготовленностью подчиненного. Ему не доверяют выполнение отдельных видов работ, которые выполняет другой сотрудник. В результате этого одни работники недогружены работой, а другие перегружены ею.
Необоснованное публичное порицание одних и незаслуженная (авансированная) похвала другим сотрудникам. В результате этого появляются «доверенные лица» и «любимчики». Такое положение всегда провоцирует конфликт.
Противоречие между функциями, входящими в круг должностных обязанностей работника, и тем, что он вынужден делать по требованию руководителя. Особенно остро проявляется это противоречие тогда, когда руководитель придерживается бюрократических процедур.
Различия в манере поведения и жизненном опыте. Встречаются люди, которые постоянно проявляют агрессивность и враждебность по отношению к другим и готовы оспаривать каждое их слово. Такие люди и создают вокруг себя конфликтную ситуацию. Различия в жизненном опыте, нравственных ценностях, образовании, стаже работы, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между членами трудового коллектива.
Неопределенность перспектив роста. Если сотрудник не имеет перспективы роста или сомневается в ее возможности, то работает он без энтузиазма, а трудовой процесс становится для него тягостным и бесконечным. В таких условиях вероятность конфликта наиболее очевидна.
Неблагоприятные физические условия. Посторонний шум, жара или холод, неудачная планировка рабочего места тоже могут служить причиной конфликта.
Недостаточность благожелательного внимания со стороны менеджера. Причиной конфликта могут быть нетерпимость менеджера к справедливой критике, невнимание к нуждам и заботам подчиненных, публичный «разнос» и т.п.
Психологический феномен. Это постоянное чувство обиды и зависти (у других все лучше, другие удачливее, счастливее и т.д.).
Рассматривая названные
причины конфликтов, нельзя не
заметить, что в определенных
ситуациях источником
1.4 Функции конфликтов
Позитивные:
- разрядка напряженности между конфликтующими ;
- получение новой информации об оппоненте ;
- сплочение коллектива организации при противоборстве с внешним врагом ;
-стимулирование к изменениям и развитию ;
- снятие синдрома покорности у подчиненных ;
- диагностика возможностей оппонентов .
Негативные
- большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте
- увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе
- представление о побежденных группах, как о врагах
- чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе
- после завершения конфликта - уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников
- сложное восстановление деловых отношений (“шлейф конфликта”).
1.5 Формы работы с конфликтами и методы их разрешения.
Первый шаг в управлении конфликтом состоит в понимании его источников.
Менеджеру следует
выяснить, это простой спор о
ресурсах, недоразумение по какой-то
проблеме, разные подходы к системе
ценностей людей или это
Особую сложность для
менеджера представляет