Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
Поведение менеджера в условиях конфликта имеет, по существу, два независимых измерения:
напористость, настойчивость
характеризуют поведение
-кооперативность, характеризует поведение, направленное на учет интересов других лиц (лица) для того, чтобы пойти навстречу удовлетворению их (его) потребностей.
Сочетание этих параметров
при разной степени их
Избегание, уклонение (слабая
напористость сочетается с низкой кооперативностью).
При этой стратегии поведения
действия менеджера направлены на то,
чтобы выйти из ситуации не уступая,
но и не настаивая на своем, воздерживаясь
от вступления в споры и дискуссии,
от высказываний своей позиции. В
ответ на предъявленные ему требования
или обвинения такой
Принуждение (противоборство) — в этом случае высокая напористость сочетается с низкой кооперативностью. Действия менеджера направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, применения власти, принуждения. Противоборство предполагает восприятие ситуации как победу или поражение, занятие жесткой позиции и проявление непримиримого антагонизма в случае сопротивления партнера. Такой руководитель заставит принять свою точку зрения любой ценой.
Сглаживание (уступчивость) — слабая напористость сочетается с высокой кооперативностью. Действия руководителя в ситуации конфликта направлены на сохранение или восстановление хороших отношений, на обеспечение удовлетворенности другого лица путем сглаживания разногласий. Ради этого он готов уступить, пренебречь своими интересами, стремиться поддерживать другого, не задевать его чувств, учитывать его аргументы. Его девиз: «Не стоит ссориться, так как все мы — одна счастливая команда, находящаяся в одной лодке, которую не следует раскачивать».
Компромисс, сотрудничество - высокая напористость сочетается с высокой кооперативностью. В этом случае действия менеджера направлены на поиск решения, полностью удовлетворяющего как его интересам, так и пожеланиям другого лица в ходе открытого и откровенного обмена мнениями о проблеме. Он пытается урегулировать разногласия, уступая в чем-то в обмен на уступки другой стороны, в процессе переговоров ищет промежуточные «средние» решения, устраивающие обе стороны, при которых никто ничего особенно не теряет, но и не приобретает.
Встречаются и другие
способы разрешения
- координация — согласование тактических подцелей и поведения в интересах главной цели или решения общей задачи. Такое согласование между организационными единицами может производиться на разных уровнях управленческой пирамиды (вертикальная координация), на организационных уровнях одного ранга (горизонтальная координация) и в виде смешанной формы обоих вариантов. Если согласование удается, то конфликты разрешаются с меньшими затратами и усилиями;
- интегративное решение проблемы. Разрешение конфликта основывается на предположении о том, что может существовать такое решение проблемы, которое устраняет все конфликтные элементы и приемлемо для обеих сторон. Считается, что это одна из наиболее успешных стратегий поведения менеджера в конфликте, так как в этом случае он ближе всего подходит к разрешению условий, изначально породивших этот конфликт. Однако подход к конфликту по принципу решения проблемы часто очень трудно соблюдать. Это связано с тем, что во многом он зависит от профессионализма менеджера. Кроме того, в этом случае для разрешения конфликта требуется много времени. В таких условиях менеджер должен иметь хорошую технологию — модель для решения проблем;
- конфронтация как путь решения конфликта — вынесение проблемы на всеобщее обозрение. Это дает возможность свободно обсуждать ее с привлечением максимального количества участников конфликта (по существу, это уже не конфликт, а трудовой спор), вступать в конфронтацию с проблемой, а не друг с другом, чтобы выявить и устранить все недостатки. Цель конфронтационных заседаний — свести людей вместе на невраждебном форуме, который способствует общению. Публичное и откровенное общение — одно из средств управления конфликтом.
Табл.2 Модели развития конфликта
Прежний опыт взаимодействия позитивный опыт опыт неопределенных опыт неопределенных
Участников конфликта
отношение к новой
ситуации
взаимодействие
цель
изменение общения
неформальные компоненты
в общение
восприятие противостоящей
стороны
средства воздействия
Каков же главный момент динамики мирного разрешения конфликта? Это нахождение пунктов согласия (компромисса), введение его в конструктивные рамки и налаживание переговорного процесса. Надо отметить, что на современном этапе развития российского общества именно конструктивный диалог и техника ведения переговоров являются самым слабым местом на всех уровнях. Переход к рыночно регулируемой экономике, демократическому правовому государству немыслим без установления баланса интересов и соответственно без переговоров. Они – это важнейшая составная часть процесса разрешения разного рода конфликтов.
2. Описание методик и
стратегических средств
Итак, всем понятно, что конфликты всегда существовали, существуют и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих взаимоотношений.
Возможность возникновения
конфликтов существует во всех
сферах. Конфликты рождаются на
почве ежедневных расхождений
во взглядах, разногласий и противоборства
разных мнений, нужд, побуждений, желаний,
стилей жизни, надежд, интересов
и личностных особенностей. Они
представляют собой эскалацию
каждодневного соперничества и
противостояния в сфере
Существуют ли какие-то возможности конструктивного и успешного решения конфликта?
Ключ решения этой
проблемы состоит в том, чтобы
взглянуть на конфликт, как на
задачу, которая должна быть решена:
в первую очередь определить
причину конфликта, а затем
- применить соответствующую
Методами контроля
конфликтной ситуации может
С чего начать?
Процесс в целом
начинается с рассмотрения
Полезно иметь представление
о некоторых общих причинах
конфликтов между людьми, которые
являются результатом
После обнаружения
скрытых причин и источников
конфликта следующим шагом
2.1 Рационально-интуитивная модель овладения конфликтной ситуацией
При соответствующем
опыте действия в конфликтных
ситуаций потенциальные
Идеальным с этой
точки зрения является
В серьезные конфликты
всегда вовлечены эмоции
После подавления эмоций
появляется возможность
Итак, основной способ
применения рационально-