Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 12:38, курсовая работа
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами компании. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к спорам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями.
В нижеследующей схеме
приведены вопросы и
Вопрос, стратегии:
I.Являются ли эмоции причиной конфликта или препятствуют ли они его разрешению? Если да, то:
а). Каковы эти эмоции
1). Раздражение?
2). Недоверие?
3). Страх?
4). Другие эмоции
II.Каковы скрытые причины конфликта?
III.Вызван ли конфликт непониманием?
VI.Вызван ли конфликт тем обстоятельством
а).Техника охлаждения эмоций обеих сторон, чтобы вы смогли выработать решения (соглашения)
1) Техника охлаждения
или рассеивания раздражения,
такая. Как сочувственное
2) Техника преодоления недоверия или открытого и продуктивного обсуждения его.
3) Техника уменьшения страха, открытого и продуктивного обсуждения его
4) Техника самоуспокоения и успокоения других людей
Рассмотрение реальных нужд и желаний
Техника преодоления непонимания посредством улучшения общения.
Техника определения ответственной стороны и выработка соглашения о принятии ответственности что кто-то не берет на себя ответственность за какие-то действия?
V.Какой из стилей проведения был бы лучшим в данной конфликтной ситуации?
VI.Имеются ли особые личностные факторы, которые должны быть учтены при решении конфликта?
VII.Какого рода альтернативы и решения возможны?
Оценка подходящих стилей и выбор наилучшего
Техника эффективного выражения своих нужд. Использование техники общения с особо трудными людьми
Выработка собственных
идей или побуждение других
сторон к выдвижению
а). Метод мозговой
атаки и творческой
б). Установление приоритетов среди разных возможностей
Далее рассмотрим подробнее, как и когда применять каждую из этих стратегий.
2.2 Принципиальные переговоры
Нельзя забывать о таком
механизме человеческого
В наше время все
чаще приходится прибегать к
переговорам. Но стандартная
Существует ли альтернатива позиционному подходу?
В Гарвардском проекте
по переговорам американскими
учеными разработан метод
Он состоит в том,
чтобы решать проблемы на
Метод принципиальных переговоров может быть сведен к четырем пунктам:
Первый пункт учитывает
тот факт, что все люди обладают
эмоциями, поэтому каждому трудно
общаться друг с другом. Отсюда следует,
прежде чем начать работать над существом
проблемы, необходимо отделить “проблему
людей” и разобраться с ней
отдельно. Если не прямо, то косвенно участники
переговоров должны прийти к пониманию
того, что им необходимо работать бок
о бок и разбираться с
Сделайте разграничение между участниками переговоров и предметом переговоров
Второй пункт нацелен
на преодоление недостатков,
Третий пункт касается
трудностей, возникающих при выработке
оптимальных решений под
Соглашение должно
отображать какие-то
Настаивайте на использование объективных критериев
Итак, принципиальный
метод позволяет более
3. Применение стратегий
и методов для выработки
Суммируя описанные стратегии и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей а каждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль в конструктивном разрешении конфликтов играют следующие факторы:
адекватность отражения конфликта;
открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
определение существа конфликта.
Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.
3.1 Адекватное восприятие конфликта
Очень часто в ситуации
конфликта мы неправильно
«Иллюзии собственного благородства».
В конфликтной ситуации мы нередко
полагаем, что являемся жертвой нападок
злобного противника, моральные принципы
которого весьма сомнительны. Нам кажется,
что истина и справедливость целиком
на нашей стороне и
«Поиск соломинки в глазу другого». Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.
«Двойная этика». Даже тогда,
когда противники осознают, что совершают
одинаковые действия по отношению друг
к другу, все равно собственные
действия воспринимаются каждым из них
как допустимые и законные, а действия
оппонента - как нечестные и
«Все ясно». Очень часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.
Эти и подобные заблуждения,
присущие каждому из нас в
конфликтной ситуации, как правило,
усугубляют конфликт и
3.2 Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон
Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Межу тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.
Контроль эмоциональной сферы
Когда человек “обуреваем”
эмоциями и захвачен
Японцы, например, придумали
для этого своеобразный ритуал
и мягкие подушки для битья.
Иногда даже крик или удар
по столу подушкой лучше, чем
спокойная, хладнокровная
И все-таки рискованно
обнаруживать свои чувства,
Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:
-что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
-каких реакций я жду со стороны другого?
-на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?
Преодоление страха в конфликтной ситуации
Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в этом случае.
Итак, уделите приблизительно
одну минуту на то, чтобы видеть,
слышать, ощущать этот страх,
его источник на экране перед
вашим внутренним взором. Варьируя
условия, заметьте, в какой ситуации
этот страх возрастает. Теперь
спросите себя, что вы можете
сделать для того, чтобы избавится
от этого страха. Опять же прибегайте
к логике, отвечая на этот вопрос.
Пусть ответ каким-то образом
сам появится для вас на
экране. Наконец, закончите
Преодоление конфликтов посредством общения
Любое нарушение общения
может привести к конфликту.
Иногда человек выражается
Если вы используете
в конфликтной ситуации
уделяйте внимание
неречевым свидетельствам того,
что слова говорящего
следите за тем,
чтобы у вас или у другого
человека не было скрытых
старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете;
спросите самого себя,
соответствует сказанное вашим
истинным желаниям, нуждам или
чувствам? Если не соответствует,
то ваши интересы могут