Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 23:19, курсовая работа
Цель- повышение эффективности работы организации при правильном управлении конфликтами, возникающими в ней.
Задачи :
- рассмотреть теоретические аспекты конфликта;
- дать общую характеристику объекту исследования:
- выявить наличие и вид конфликта на анализируемом предприятии;
- разработать мероприятия, направленные на разрешение конфликта.
Введение……………………………………………………………………...……...3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами……………….……...5
1.1. Роль управления конфликтами в современной организации………….....…5
1.2. Типы конфликтов в организации……………………………………….........11
1.3. Стратегии поведения в конфликте………………………………………..…15
Глава 2. Управление конфликтами в организации( на примере ЧОП «Легион»)…………………..………………………………………………............19
2.1 Структура системы управления конфликтами в организации……...……...19
2.2. Модели поведения в конфликтной ситуации персонала ЧОП «Легион»…………………………...……………………………………………....21
2.3. Роль руководителя в управлении конфликтами…………………….…..….24
Глава 3. Совершенствование системы управления конфликтами (на примере ЧОП « Легион»)……………………………………………………...……….........30
3.1. Организационный механизм управления конфликтами и стрессами………………………………………………………………………......30
3.2. Пути разрешения конфликтных ситуаций в исследуемом предприятии
………………………………………………………………………………...…….39
Заключение ……………………………………………………………………......43
Библиографический список…
Управление конфликтом. Для управления конфликтом необходимо использовать все управленческие механизмы воздействия.
В мировой конфликтологии сформировался весьма обширный набор рекомендаций по управлению конфликтными ситуациями. Опираться следует на следующие рекомендации:
1) признать существование конфликта и наличие противоположных целей, методов у оппонентов, определить объект и субъект конфликта;
2) определить возможность переговоров и их целесообразность, договориться о возможности проведения переговоров и уточнить, каких именно переговоров: с посредником или без него и кто может быть посредником, равно устраивающим обе стороны;
3) согласовать процедуру переговоров, определить, где, когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить сроки, место, процедуру ведения переговоров, время начала совместной деятельности;
4) выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта, в совместно используемых терминах (что является предметом конфликта, а что – нет), предварительно выработать совместные подходы к проблеме, выявить позиции сторон, определить точки наибольшего разногласия и точки возможного сближения позиций;
5) разработать варианты решений;
6) принять согласованное решение;
7) реализовать принятое решение на практике.
Перейдем к рассмотрению управления стрессами. Стресс сегодня знаком почти каждому: от школьника, служащего, домохозяйки, строительного рабочего и продавца вплоть до самого высокого начальника: каждый «измучен стрессом», имеет «сплошной стресс сутки напролет» и т.д. Дадим определение стресса. [ 23 ]
Стресс – комплекс физических, химических и иных реакций человека на стрессоры в окружающей среде, действие которых выводит из равновесия его физиологические и психические функции. Стрессы могут быть позитивными и негативными.
Позитивный стресс приводит к тому, что мы работаем лучше и более креативно. В этом случае все наши органы восприятия проясняются и готовы к работе. Такой позитивный стресс не только не опасен, нет, но даже полезен. Он способен повысить работоспособность. Негативный стресс, напротив, лишает человека сил и создает большие проблемы для индивида и организации.
Причины стресса формируются с воздействием двух групп факторов:
а) организационные факторы:
1) перегрузка работника во время рабочего дня приводит к возникновению беспокойства, чувства безнадежности и др.;
2) слишком малая нагрузка работника во время рабочего дня способствует появлению беспокойства относительно своей ценности, своего профессионализма;
3) неинтересная работа;
4) ролевой конфликт возникает, когда работнику предъявляют противоречивые требования;
5) неопределенность ролей при нечетком формулировании заданий и полномочий по использованию ресурсов;
6) плохие условия труда;
7) плохая информированность;
8) неопределенность положения работника, неизвестность в ожидании решения руководства.
б) личностные факторы, сопровождающие любые перемены:
1) положительные события (свадьба, назначение на новую должность, очень крупная покупка, беременность и др.);
2) негативные события (развод, заболевание, отказ руководства от повышения в должности, увольнение с работы, финансовые потери и т.д.). [ 22 ]
Ученые выяснили, что от установки каждого человека зависит то, насколько быстро и сильно он реагирует на стресс. Честолюбивому человеку стресс и нагрузка вредят значительно больше, чем тому, кто более отстраненно воспринимает завышенные требования и ожидания. Решающим является то, чувствует ли себя человек в напряженной ситуации под давлением или же воспринимает ее скорее как вызов, как возможность доказать, чего он на самом деле стоит. У каждого человека свои критерии определения чего-либо как напряжения и давления. Некоторые только-только входят во вкус и заметно расцветают тогда, когда другие чувствуют себя совершенно измученными и дестабилизированными. Кто-то особенно чувствителен в определенных областях и именно здесь чрезвычайно быстро реагирует на стресс физическими симптомами. Известная мера напряжения нам необходима и даже полезна. Например, в ситуациях явной опасности важно, чтобы организм работал быстро и надежно, выбрасывая большую дозу адреналина и обеспечивая тем самым способность к реакции, необходимой в данный момент. Стресс помогает быстро реагировать в критической ситуации. И в менее опасные моменты часто полезно быть в особенном тонусе, чтобы быстро воспринимать и использовать важную информацию. Например: в ситуации экзамена или проверки, в случае важного разговора с коллегами или начальством, на дороге, при телефонных разговорах с клиентами, в случае общения с различными инстанциями и городскими службами, если речь идет о финансовых вопросах или отношениях. Даже в ситуациях, которые мы не стали бы связывать с понятием стресса, наш организм часто реагирует тем же напряжением, каким он реагирует в перечисленных выше ситуациях.
Именно ситуации, требующие приложения всей вашей энергии, учат вас гибкости и подталкивают к разработке иных стратегий. Но если вы будете стремиться решать новые задачи, справляться с новой нагрузкой при помощи старых стратегий, вы очень быстро натолкнетесь на собственные пределы. И почувствуете себя измученными и обессиленными, т.е. окажетесь в состоянии стресса.
Чем скорее вы решитесь отвечать на вызовы и справлять с задачами, которые ставить перед вами окружающий мир, тем стабильнее будет ваше здоровье и работоспособность. Эта уверенность в своих силах будет поддерживать вас тем больше, чем последовательнее вы будете стараться не предъявлять себе требований. Здесь большое значение имеют техники снятия стресса. [ 13 ]
Огромное количество организаций уделяют большое внимание тренингам по управлению стрессами. Дело в том, что их сотрудники просто обязаны уметь справляться с подобными ситуациями. Ведь если они позволят стрессу победить себя, эффективность их труда станет гораздо ниже. А когда у сотрудников плохая производительность, то и организация теряет все свои преимущества на рынке. Эффективное управление стрессами сводится к следующему: изменяйте те вещи, которые можете изменить и принимайте те, которые вы изменить не в силах.
В современном деловом мире невозможно переоценить важность умения справляться со стрессовыми ситуациями. Далее приведем некоторые рекомендации, которые помогают уменьшить стресс:
1. Следите за своим здоровьем. Регулярные и энергичные физические упражнения являются одним из лучших шагов к благополучию. Спорт не только укрепляет ваши дух и тело, но также освобождает вас от огромного количества расстройств.
2. Находите время для развлечений. Если вы никогда не развлекаетесь, то неудивительно, что вас одолевают стрессы. Задумайтесь над тем, что целую четверть, а то и треть своей жизни вы проводите на работе.
3. Научитесь говорить «нет». Как гласит древняя мудрость: «Можно быть хорошим для нескольких человек некоторое время, но нельзя быть хорошим для всех постоянно».
4. Расслабляйтесь. Расслабление является чрезвычайно важной частью любой программы по управлению стрессом. Когда вы расслабляетесь, то даете своему мозгу шанс отдохнуть. У вас появляется благоприятная возможность подзарядить свои «батарейки», пока они еще не выработались до конца.
5. Управляйте своим рабочим графиком. Если вы не будете управлять своим расписанием, то оно быстро найдет способ управлять вами.
6. Модернизируйте свой труд. Зачем делать работу сложнее, чем она должна быть?
7. Ищите во всем положительные стороны. Будьте оптимистом. Вы будете удивлены, насколько улучшится ваше отношение к работе, коллегам и к самому себе.
8. Не бойтесь уступать. Перестаньте бороться с переменами. Вместо того чтобы пытаться плыть против течения, научитесь уступать неотвратимым переменам и даже жить с ними.
9. Не относитесь к переменам как к личной проблеме. Помните, что они затрагивают не только вас.
10. Корректируйте свои взгляды. Иногда бывает очень легко потерять представление о реальном положении дел.
11. Не будьте жертвой. Перестаньте быть жертвой перемен и, вместо этого, станьте их самым большим поклонником.
12. Контролируйте свой гнев. Злость по поводу тех вещей, которые изменить не в ваших силах, ослабляет вас и отвлекает от задач, с которыми вы можете справиться.
13. Не волнуйтесь по пустякам. Если же вам крайне хочется поволноваться, то хотя бы приберегите ваше волнение для чего-то действительно важного. [ 26 ]
По мнению Е. Мелибруды, В. Зигерта и Л. Ланга, конструктивное разрешение конфликта зависит от следующих факторов:
- адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных;
- открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации;
- создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. [ 19 ]
В своих направлениях по совершенствованию работы с персоналом OOO ЧОП «Легион», я старалась рассмотреть конфликтные ситуации в исследуемом объекте и по возможности привести примеры их возможного решения, отталкиваясь от 3-х факторов, приведенных выше.
В связи с тем, что почти все работники предприятия - бывшие сотрудники МВД(где специфика работы выражена очень ярко), одна из главных проблем – повышенная нервозность. Данная нервозность, несомненно, будет отражаться на результатах работы предприятия в целом(к примеру, может сузиться круг клиентов предприятия, вследствие чего упадет рентабельность предприятия). Как было описано выше, Руководитель ведет наблюдение за работой каждого сотрудника и, если выясняется, что человек не имеет желания работать качественно и эффективно, его увольняют. Прежде чем работника уволить, с ним необходимо провести беседу, и узнав в чем заключается проблема, попробовать решить ее либо самому, либо с помощью психолога. Необходимость психолога объясняется следующими факторами:
Именно психолог может оказать квалифицированную помощь;
На психолога будет возложены задачи по выявлению, предотвращению и профилактике конфликтов;
Штатный психолог будет наиболее четко ориентироваться в сложившихся ситуациях;
Вести фиксацию конфликтных ситуаций в коллективе;
Участвовать в подборе персонала и в формировании групп по объектам (по типу темперамента, по складу ума, личностным характеристикам);
разрабатывать систему мониторинга по конфликтным ситуациям.
Следующая проблема заключается в том, что иногда директор предприятия сгоряча или не подумав, наказывает не виновных в инциденте сотрудников. Принимая решения такого рода, необходимо тщательно его продумывать.
Если же руководитель понимает, что сам до конца не может разобраться в ситуации, считаю целесообразным созыв собрания. В нем могут участвовать управленческий персонал и возможный виновник инцидента.
Также существует проблема недомолвок между директором и подчиненными. Коллектив предприятия считает, что директор принимает неверные решения в плане распределения фонда оплаты труда, премий, не поощряет инициативу работников и не отмечает отличившихся. Общение сотрудников с директором осуществляется посредством его заместителя, следовательно, информация, поступающая от подчиненных может исказиться в сути, или же не дойти до руководителя вообще.
Соответственно, считаю возможным периодически проводить собрания, которые помогли бы выявить накопившиеся недовольства и пожелания рабочего коллектива, а также выяснить как именно хотели бы улучшить условия труда работники, и предпринять все усилия для решения обозначенных проблем.
Тем самым, это поможет предотвратить скрытые конфликты.
Но даже если руководитель считает предложение или просьба подчиненного совершенно не выполнима, то он обязан сначала выслушать сотрудника, и, в случае отказа, аргументировать свое решение. Или же оказать помощь в доработке предложения.
Так как в результате анализа выяснилось, что работники испытывают потребность в одобрении и поощрении, имеет значение отметить отличившихся на бумаге. Примером может служить выдача грамот, фотография на доске почета. Или же можно предоставить дополнительные отпускные дни в качестве награды, выдавать премию, вручать путевки в санатории и присваивать звание «лучший работник года».
В исследуемом предприятии необходимо сплотить коллектив, дать работникам предприятия почувствовать себя частью большого и дружного коллектива. Для этого необходимо периодически проводить корпоративные мероприятия: спортивные соревнования, совместное проведение праздничных мероприятий с выездом всего коллектива за город и т. п.
Как удалось выяснить, неформальным лидером конфликта является один из охранников. Необходимо провести «обезоруживание» выявленного неформального лидера - отметить старание и работу лидера путем награждения его грамотой и денежной премией или ценным подарком на общем собрании коллектива.