Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 15:40, курсовая работа
Конфликты в XX в. являлись основной причиной гибели людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства — все эти виды конфликтов, по самой приближенной оценке, унесли в завершившемся столетии более 300 млн человеческих жизней. Медленное, но неудержимое совершенствование и распространение оружия массового поражения, агрессия НАТО против Югославии, США — против Афганистана и Ирака, наш конфликт в Чечне, многочисленные военные конфликты последних лет свидетельствуют о возрастании опасности войн, в том числе с применением новых видов оружия массового поражения. Возможно, XXI в. поставит человечество перед альтернативой: либо он станет веком конструктивного разрешения конфликтов, либо будет последним веком в истории цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТОВ 6
1.1.Общая характеристика конфликта 6
1.2.Причины возникновения конфликтов 18
1.3.Развитие конфликта 29
1.4 Последствия конфликта 33
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ 37
2.1.Методы профилактики конфликтов в организации 37
2.2. Стили конфликтного поведения 49
2.3. Способы разрешения конфликтов 58
2.4.Методика урегулирования конфликтов 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
СОТРУДНИЧЕСТВО
ищу пути совместного решения
проблемы
КОМПРОМИСС
ищу решение, основанное на вза-
имных уступках
Значение тестирования по модели Томаса — Киллмена не исчерпывается фиксированием реакции на конфликт со стороны данного человека, свойственной ему на момент прохождения теста. Не менее существенно и то, что полученные результаты пригодны для целенаправленной корректировки его отношения к стилям поведения, способам разрешения конфликтов в дальнейшем.
Склонность конкретного лица в выборе способов разрешения конфликтов выявляется и другими приемами. В частности, можно прибегнуть к психологическому тесту, который состоит из 15 вопросов-утверждений — по три вопроса на каждый из пяти стилей конфликтного поведения (табл. 2).
Таблица 2.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В ВЫБОРЕ СПОСОБОВ
РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВСпособ разрешения
конфликтов Вопросы-
Уклонение
Приспособление
Конфронтация
Сотрудничество
Компромисс
1. Мне сложно отстаивать свою позицию, даже если точно знаю, что я прав
2.Избегаю напряженных
3. Добиваюсь эффективных
1. Для меня важно сохранить хорошие отношения, даже если приходится жертвовать своими интересами
2. Много времени уделяю
3. Если это сделает другого счастливым, даю ему возможность настоять на своем
1. Я человек принципиальный и никогда не меняю своей позиции
2. Из любого конфликта выхожу победителем
3. Продолжаю спор до тех пор, пока собеседник не примет мою точку зрения
1. Трачу много времени на поиск общих точек соприкосновения
2. Пересматриваю свою точку
3. С удовольствием проявляю
1. Отзываюсь на предложения
2. Легко соглашаюсь уступить, если и другой поступает так же
3. Часто соглашаюсь на первое же условие, если оно ведет к урегулированию во взаимоотношениях
Оценка в баллах выставляется по следующей шкале: не согласен — 1 балл, согласен — 2, скорее согласен — 3, больше согласен — 4 и полностью согласен — 5 баллов. Если сумма баллов за ответы на три вопроса превышает 10, то предпочтительность способа разрешения конфликтов считается выраженной.
Осведомленность человека о своих
склонностях в выборе способов разрешения
конфликтов, полученная в результате
теста, может послужить ему
2.4. Методика урегулирования
Методикой урегулирования конфликтов необходимо владеть каждому руководителю организации или подразделения, персоналу службы, прерогативой которой являются функции управления конфликтами (например, отдел трудовых отношений службы управления персоналом). С методикой следует ознакомить всех работников организации посредством проведения учебы.
Этап 1. Психологическая подготовка к урегулированию конфликта.
1. При возникновении конфликта в первую очередь необходимо выявить истинные мотивы конфликтующих сторон, которые тщательно скрываются или проявляются в форме претензий. Следует сформулировать истинную причину конфликта и выявить источник его возникновения.
2. Конфликтующим сторонам подчас трудно и невозможно быть объективными или, по крайней мере, одной из них, так как конфликт может быть инициирован одной из сторон либо провокационно, либо ненамеренно, либо по незнанию (низкой квалификации). В таких случаях решающую роль может сыграть непредубежденная позиция третьей стороны — непосредственного руководителя участников конфликта, специалиста по урегулированию конфликтов службы управления персоналом, друга, членов семьи, коллег по работе.
3. Конфликтная ситуация
Например, советуется с другом, коллегами, непосредственным руководителем, консультируется со специалистами службы управления персоналом. Чтобы выявить истинные причины конфликта, особенно важно трезво оценивать свои действия, быть объективным и честным, по меньшей мере, перед собой. Подобные действия конфликтующих сторон на данном этапе могут погасить конфликт в самом начале его возникновения.
4. Следует помнить, что
Этап 2. Определение истинной проблемы, вызвавшей конфликт.
1. Конфликты, как правило,
Например, вы считаете, что у вас конфликт с вашим непосредственным начальником из-за того, что он вас не повышает в должности, видя в вашем лице претендента на его место. На самом деле вас не повышают по служебной лестнице, так как в новой должности в ваше подчинение попадают работники более квалифицированные, чем вы, но не имеющие качеств, необходимых руководителю, которыми обладаете вы. Это создаст, по мнению вашего непосредственного руководителя, ненормальную морально-психологическую атмосферу в коллективе. Таким образом, вам проблемой кажется опасение вашего руководства, что вы займете его место, а на самом деле проблема состоит в том, что ваши способности как руководителя не подкреплены необходимым уровнем квалификации как специалиста. В данном примере наглядно видно, как истинная проблема скрывается за кажущейся.
2. Иногда взаимоотношения в
3. Нельзя уладить конфликт, пока
не понят смысл истинной
Этап З. Поиски возможных вариантов решения конфликта.
1. Установление истинной
2. Часто конфликтующие стороны
используют знание истинной
3. В конфликтах нет победителей,
так как они приносят потери
обеим сторонам. Конфликт можно
только урегулировать,
4. Жизнь, действительность
5. Твердость позиций
Этап 4. Разработка и выбор вариантов решения конфликта.
1. Разрабатывать варианты
2. Выбрать из разработанных
3. Привлечение к процессу
Этап 5. Процесс урегулирования конфликта.
1. Конфликт невозможно
2. Общение — это важнейший инструмент при урегулировании конфликта. После того как сообщения третьей стороны смягчили остроту конфликта противоборствующие стороны встречаются для обсуждения приемлемых вариантов его решения. Без контактов сторон и информирования о своих намерениях конфликт никогда не разрешится. С помощью общения каждое действие одной стороны доводится до противоборствующей стороны. Общение проясняет позиции сторон, делает их прозрачными и понятными: устное оно или письменное.
3. Следует помнить, что гнев,
нервозность, оскорбительный
4. Умение слушать
5. В процессе общения необходимо убедиться в том, что другая сторона вас понимает. Если поведение другой стороны не соответствует вашему предложению и продолжается эмоциональное выступление, то вас не слышат. Нужно набраться терпения и продолжать формулировать свое предложение снова и снова, привлекая к общению третью сторону, пока оно не будет понято.
Этап 6. Завершение процесса урегулирования конфликта.
1. В процессе урегулирования
конфликта стороны объективно
оценивают друг друга и
2. Для урегулирования конфликта
необходимо, чтобы обе стороны
признали, что каждый из них
является личностью, что у