Конфликты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, выстраивая совместную деятельность с партнёрами и клиентами. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к межличностным конфликтам. Тема споров и способов решения конфликтных ситуаций является, несомненно, актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………
3
1 Понятие конфликта……………………………………………………………….………..
6
Определение конфликта…………………………………………………………..
6
Типы конфликтов………………………………………………………………….
8
Причины конфликта……………………………………………………………….
14
1.4 Динамика конфликта………………………………………………………………
19
1.5 Последствия конфликтов………………………………………………………….
21
2 Управление конфликтной ситуацией……………………………………………………..
23
2.1 Роль руководителя в управлении конфликтами…………………………………
23
2.2 Пути разрешения конфликтов……………………………………………………
24
2.3 Методы управления конфликтами……………………………………………….
25
2.3.1 Структурные методы……………………………………………………...
25
2.3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов………………………..
27
2.3.3 Разрешение конфликтов с помощью формул……………………………
28
3 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «НН-Медиа»…………………..
30
3.1 Общая характеристика ООО «НН-Медиа»…………………….………………...
30
3.2 Анализ конфликтов в ООО «НН-Медиа»….………………………………….....
31
3.3 Способы разрешения и предотвращения конфликтов в ООО «НН=Медиа»…
34
Заключение…………………………………………

Файлы: 1 файл

мене.docx

— 94.83 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………

3

1 Понятие конфликта……………………………………………………………….………..

6

    1. Определение конфликта…………………………………………………………..

6

    1. Типы конфликтов………………………………………………………………….

8

    1. Причины конфликта……………………………………………………………….

14

1.4 Динамика  конфликта………………………………………………………………

19

1.5 Последствия конфликтов………………………………………………………….

21

2 Управление конфликтной ситуацией……………………………………………………..

23

2.1 Роль  руководителя в управлении конфликтами…………………………………

23

2.2 Пути  разрешения конфликтов……………………………………………………

24

2.3 Методы управления конфликтами……………………………………………….

25

2.3.1 Структурные методы……………………………………………………...

25

2.3.2 Межличностные стили разрешения конфликтов………………………..

27

2.3.3 Разрешение конфликтов с помощью формул……………………………

28

3 Анализ конфликтных ситуаций на предприятии ООО «НН-Медиа»…………………..

30

3.1 Общая характеристика ООО «НН-Медиа»…………………….………………...

30

3.2 Анализ конфликтов в ООО «НН-Медиа»….………………………………….....

31

3.3 Способы  разрешения и предотвращения  конфликтов в ООО «НН=Медиа»…

34

Заключение…………………………………………………………………………………..

37

Список  использованной литературы……………………………………………………….

40


 

 

Введение

Большую часть времени  человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчинёнными, общаясь с сослуживцами, выстраивая совместную деятельность с партнёрами и клиентами. При таком плотном  графике общения возникает масса  причин, по которым люди не совсем правильно  понимают друг друга, что и приводит к межличностным конфликтам. Тема споров и способов решения конфликтных  ситуаций является, несомненно, актуальной.

Если создавшаяся ситуация угрожает достижению поставленных целей  хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Конфликт - это  отсутствие согласия или резкое обострение противоречий и столкновение взглядов между двумя или более лицами в процессе решения проблемы.

Безусловно, конфликт – это  форма выражения противоречия, но в его проявлении и разрешении есть общая информационно-познавательная функция. Любой конфликт сигнализирует  о наличии проблемы, требующей  решения, стимулирует познание интересов, ценностей, позиций сталкивающихся сторон. Разногласия и дискуссии, как формы конфликтного поведения, способствуют поиску новых решений. В ходе взаимных столкновений стороны  лучше узнают друг друга, усваивают  полезный опыт, находя, при желании, возможные точки соприкосновения  взглядов и интересов. Есть мнение, что в процессе конфликта раскрывается подлинная картина того, что представляет собой каждая сторона, какие ценности она отстаивает.

Таким образом, конфликты  являются движущим механизмом процессов  развития, модернизации и способствуют распаду исчерпавших себя образований. Они - гарантия прогресса, поскольку  предполагают вскрытие и преодоление  противоположностей интересов, ценностей, позиции.

 К сожалению, не  многие менеджеры пользуются  лишь конструктивными сторонами  конфликта. Но есть руководители, которые понимают конфликт как  момент обновления и развития.

Лучший способ предупредить конфликт - не допустить его. Руководить — значит приводить сотрудников  к успехам и к самореализации. Если под конфликтом понимать каждое критическое выступление, каждую дискуссию или расхождение во мнениях, то концепция управления без конфликтов была бы не просто утопией, она не выдержала бы никакой критики. У каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями жизнедеятельности. Каждый стремится достичь чего-то своего или пробует что-либо делать по-своему. Но часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт, он дезорганизует людей, переводит их в состояние, когда им начинают управлять эмоции, а не разум.

Одной из функций менеджера, как человека, работающего с людьми, является умение предотвращать возникновения конфликтных ситуаций, сглаживание их последствий, разрешение споров, умение подвести людей из вражды интересов к сотрудничеству и взаимопониманию.

Но часто управленцы, которые  не могут сосредоточиться или  владеть собой в конфликтной  ситуации, встать на объективную позицию, сами инстинктивно пытаются или предотвратить  конфликт или отложить его, что не дает полного решения проблем  в деловом коллективе.

Отметим, что в ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению их авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать  как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, всегда рассматривались и рассматриваются  как весьма негативные явления.

Руководить без конфликтов возможно, если научиться такому управлению, при котором в целенаправленном сотрудничестве с другими устраняется  все деструктивное. Это трудная  задача.

В зависимости от того, насколько  эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными  или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или  создаст их.

Деятельность зарубежных фирм, практика работы отечественных  организаций, особенно в условиях изменения  форм собственности, показывает, что  современным руководителям и  управляющим персоналом необходимы знания  и навыки по управлению конфликтами  и их прогнозированию.

Целью данной курсовой работы является раскрытие понятия конфликта, природы его возникновения в организациях, а также описание методов управления конфликтной ситуацией.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- рассмотреть понятие  конфликта, их причины, типы, динамику  и последствия;

- изучить природу конфликтов  в организации;

- представить возможности  управления конфликтными ситуациями  и возможные пути их решения;

- рассмотреть различные  методы управления конфликтами;

- проанализировать конфликтные ситуации и пути их решения на примере ООО «НН-Медиа».

 

 

1 Понятие конфликта

1.1 Определение  конфликта

Как и у многих понятий, в теории управления, у конфликта  имеется множество определений. В психологии под конфликтом понимают "столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или  взглядов оппонентов или субъектов  взаимодействия". В связи с  этим можно дать определение конфликту  как одной из форм человеческого  взаимодействия, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные и субъективные, в различной степени осознанные противоречия между людьми, с попытками из разрешения на фоне проявления эмоций.

Западными социологами и  философами конфликты признаются важнейшими факторами социального развития. Английский философ и социолог Г. Спенсер (1820-1903) считал конфликт "неизбежным явлением в истории человеческого  общества и стимулом социального  развития".

Конфликт чаще всего ассоциируется  с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью. В результате бытует мнение, что  конфликт - явление всегда нежелательное, что его необходимо, по мере возможности, избегать, и что его следует  немедленно разрешать, как только он возникает. Такое отношение часто  прослеживается в трудах Уорда, Веблена, Росса, Смолла, Левина, авторов, принадлежащих к школе научного управления, административной школе и разделяющих концепцию бюрократии по Веберу. Считалось, что эффективность организации в большей степени опирается на определение задач, процедур, правил, взаимодействия должностных лиц и разработку рациональной организационной структуры. Такие механизмы, в основном, устраняют условия, способствующие появлению конфликта, и могут быть использованы для решения возникающих проблем. Немецкий философ-идеалист и социолог Г. Зиммель, называя конфликт "спором", считал его психологически обусловленным явлением и одной из форм социализации.

Авторы, принадлежащие к  школе "человеческих отношений", тоже были склонны считать, что конфликта  можно и нужно избежать. Они  признавали возможность появления  противоречий между различными группами руководителей. Однако они обычно рассматривали  конфликт как признак неэффективности  деятельности организации и плохого управления. По их мнению, хорошие взаимоотношения в организации могут предотвратить возникновение конфликта.

Один из основателей чикагской  школы социальной психологии Р. Парк включил конфликт в число четырех  основных видов социального взаимодействия наряду с соревнованием, приспособлением  и ассимиляцией (от лат. видоизменять). С его точки зрения, соревнование, являющееся социальной формой борьбы за существование, будучи осознанным, превращается в конфликт, который благодаря ассимиляции призван привести к прочным взаимным контактам, к сотрудничеству и способствовать лучшему приспособлению.

Американский социолог Л. Козер определяет конфликт как идеологическое явление, отражающее устремление и чувства индивидов и социальных групп в борьбе за объективные цели: власть, изменение статуса, перераспределение доходов, переоценку ценностей и т.п. Ценность конфликтов состоит в том, что они предотвращают окостенение системы, скрывают дорогу инновациям.

Конфликт как социальное действие дает, без сомнения, известный  ярко окрашенный негативный эффект. Но он выполняет важную позитивную функцию.  Конфликт служит выражению неудовлетворенности  или протеста, информированию конфликтующих  сторон об их интересах и потребностях. В определенных ситуациях, когда  негативные взаимоотношения между  людьми контролируемые, и, по крайней  мере, одна из сторон отстаивает не только личные, но и организационные интересы в целом, конфликты помогают сплотиться окружающим, мобилизовать волю, ум на решение принципиально важных вопросов, улучшить морально-психологический климат в коллективе. Более того, бывают ситуации, когда столкновение между членами коллектива, открытый и принципиальный спор желательней: лучше вовремя предупредить, осудить и не допустить неправильное поведение коллеги по работе, чем попустительствовать ему, не реагировать, опасаясь испортить отношения. Как выразился М. Вебер, "конфликт очищает". Такой конфликт позитивно влияет на структуру, динамику и результативность социально-психологических процессов и служащих источником самоусовершенствования и саморазвития личности, называют продуктивным (конструктивным) конфликтом.

Современная точка зрения заключается в том, что даже в  организациях с эффективным управлением  некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный  характер. В некоторых случаях  он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Например, человек, который на заседании комитета спорит только потому, что не спорить он не может, вероятно, снизит степень удовлетворения потребности в принадлежности и уважении и, возможно, уменьшит способность группы принимать эффективные решения. Члены группы могут принять точку зрения спорщика только для того, чтобы избежать конфликта и всех связанных с ним неприятностей даже не будучи уверенными, что поступают правильно. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

Таким образом, конфликт может  быть функциональным и вести к  повышению эффективности организации. Или он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности  организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения  конфликтной ситуации.

1.2 Типы конфликтов

Существуют четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

Внутриличностный конфликт. Этот тип конфликта не соответствует определению, данному выше. Однако, его потенциальные дисфункциональные последствия аналогичны последствиям других типов конфликта. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм — ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Например, заведующий секцией или отделом в универсальном магазине может потребовать, чтобы продавец все время находился в отделе и предоставлял покупателям информацию и услуги. Позже заведующий может высказать недовольство тем, что продавец тратит слишком много времени на покупателей и уделяет мало внимания пополнению отдела товарами. А продавец воспринимает указания относительно того, что делать и чего не делать — как несовместимые. Аналогичная ситуация возникла бы, если бы руководителю производственного подразделения его непосредственный начальник дал указание наращивать выпуск продукции, а руководитель но качеству настаивал бы на повышении качества продукции путем замедления производственного процесса. Оба примера говорят о том, что одному человеку давались противоречивые задания и от него требовали взаимоисключающих результатов. В первом случае конфликт возникал в результате противоречивых требований, предъявляемых к одному и тому же человеку. Во втором случае причиной конфликта было нарушение принципа единоначалия. Внутриличностный конфликт может также возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями. Например, женщина-руководитель давно планировала в субботу и воскресенье поехать отдохнуть с мужем, так как ее чрезмерное внимание работе стало плохо сказываться на семейных отношениях. Но в пятницу к ней в кабинет врывается ее начальник с какой-то проблемой и настаивает, чтобы она занялась ее решением в выходные дни. Или агент по продаже рассматривает взятку как крайне неэтичный способ взаимодействия, но начальство дает ему понять, что продажа должна состояться, во что бы то ни стало. Многие организации сталкиваются с тем, что некоторые руководители возражают против их перевода в другой город, хотя это сулит им, солидное повышение в должности и жаловании. Это особенно часто происходит в семьях, где и муж, и жена занимают руководящую должность или являются специалистами. Внутриличностный конфликт может также являться ответом на рабочую перегрузку или недогрузку. Исследования показывают, что такой Внутриличностный конфликт связан с низкой степенью удовлетворенности работой, малой уверенностью в себе и организации, а также со стрессом.

Информация о работе Конфликты