Конкуренция в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного проекта является изучение механизма конкуренции в инновационной деятельности и разработка инновационного проекта с целью совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «МегаФон».
Объектом исследования курсового проекта является ОАО "МегаФон".
Предметом исследования является механизм конкуренции в инновационной деятельности на предприятие ОАО «МегаФон»

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность рассматриваемой  темы заключается в том, что все предприятия и организации в большей или меньшей степени сталкиваются с такой проблемой как конкуренция, поэтому чтобы выжить в таких условиях, а так же развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, а так же принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий  из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих  на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.

По определению  рынок – это организованная структура, где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели. Там в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения  производителей устанавливаются и  цены товаров, и объемы продаж. Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция – это центр тяжести  всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями  по поводу установления цен и объемов  предложения товаров на рынке. Это  конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция  между потребителями как взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве  на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба – это динамический процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для  улучшения своих позиций на рынке  компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и  платежей, также важной составляющей конкурентной борьбы является ввод в  производство инновационной продукции  повышенного качества, отвечающей наиболее широкому спектру запросов потребителей.

Целью данного проекта является изучение механизма конкуренции в инновационной деятельности и разработка инновационного проекта с целью совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «МегаФон».

Объектом исследования курсового проекта является ОАО "МегаФон".

Предметом исследования является механизм конкуренции в инновационной деятельности на предприятие ОАО «МегаФон»

При этом необходимо решить ряд задач:

  • раскрыть теоретические основы взаимосвязи конкуренции и инновационной деятельности;
  • проанализировать организационно-правовую и экономико-хозяйственную деятельность организации;
  • провести анализ инновационной деятельности предприятия;
  • разработать инновационный проект с целью совершенствования конкурентоспособности ОАО «МегаФон».

В качестве информационной базы, для выполнения курсового проекта использовалась Устав ОАО «МегаФон», бухгалтерская отчетность ОАО "МегаФон" за 2008-2010 гг., положение о Правление ОАО «МегаФон», положение о Совете Директоров ОАО «МегаФон», положение об Общем Собрание Акционеров ОАО «МегаФон», организационная структура ОАО «МегаФон», методические указания и учебные издания, интернет.

Структура курсового проекта включает следующие разделы: введение, основную часть, заключение, список литературы и приложения.

Во введение раскрывается актуальность и значимость курсового проекта. Определяются основные характеристики курсового проекта - проблема, цель, объект, предмет, задачи. Излагается информационная база.

В основной части, которая состоит из двух глав, рассматривается следующее:

  • В первой главе теоретические основы взаимосвязи конкуренции и инновационной деятельности;
  • Во второй главе анализируются инновационная деятельность в ОАО «МегаФон» и разрабатывается инновационный проект для ОАО «МегаФон» с целью совершенствования его конкурентоспособности.

       В заключение курсового проекта суммируются все выводы по проделанной работе.

В приложениях  демонстрируются материалы для  анализа организационно-правовой, экономико-хозяйственной и  инновационной деятельности предприятия ОАО «МегаФон».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы взаимосвязи  конкуренции и

инновационной деятельности

    1. Понятие конкуренции и основные ее виды

Конкуренция – свойственная товарному производству борьба между предпринимателями  на рынке за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, за получение наивысшей прибыли.

Исследования  конкурентоспособности предлагаемых товаров и услуг – одно из основных звеньев исследований в рыночной экономике, позволяющее выявить  сильные и слабые стороны предлагаемых товаров и услуг.1

Конкуренция – это состязательность хозяйствующих  субъектов, когда их самостоятельные  действия эффективно ограничивают возможность  каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров  на соответствующем товарном рынке.2

Конкуренция в экономике выполняет ряд  функций, наиболее важные из которых  – определение рыночной стоимости  товаров, сведение конкретного труда  к общественно необходимому. Она  содействует выравниванию индивидуальных стоимостей и соответственно дифференциации размеров прибыли на основе различий в производительности труда и  управлении производством. В межотраслевом  аспекте конкуренция формирует  среднюю норму прибыли, ведет  к перераспределению дохода между  отраслями, регулирует пропорции производства, осуществляет экономический отбор, поощряет сильнейших.

В период перехода к рыночной экономике конкуренция  должна способствовать предпринимательской  деятельности, интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускоренное внедрение  научно-технического прогресса в  производство, более полное удовлетворение потребностей в разнообразной высококачественной продукции и услугах, охранять потребителей от диктата производителей, бороться с монополией.

Конкуренция является важной предпосылкой в перегруппировке  ресурсов, упорядочении цен; стимулом выступает мощный фактор более выгодных условий производства и сбыта  товаров. Для современной конкуренции  характерны техническое превосходство, качество и надежность продукции. Конкуренция  должна заинтересовывать предпринимателей, нацеливать производство на удовлетворение рыночного спроса, а через него - на меняющиеся потребности, повышение  качества продукции, услуг. Состязающиеся  между собой предприятия различных  форм собственности должны пойти  по пути увеличения многообразия предложений  на рынке.

Главное условие, способствующее развитию конкуренции, – эффективное давление на нерентабельное производство, развитие рынка, борьба с монополией. У потребителей должен быть выбор, чтобы заставить производителей считаться с потребительским  спросом.

Основные виды конкуренции:

  • Добросовестная конкуренция

Эффективная конкуренция должна быть добросовестной, т.е. не ущемляющей права потребителей и не использующей методы, запрещенные  законом. Добросовестная и эффективная  конкуренция должна подкрепляться  правовыми гарантиями со стороны  государства. Государство, определяя  и обеспечивая правила взаимодействия на рынке, добивается компромисса за счет подчинения интересов предпринимателя  государства интересам потребителя.

Чистая  конкуренция наблюдается в отраслях с большим количеством конкурентов  и не требует регулирования со стороны государства, при небольшом  количестве она превращается в соперничество.3

Различают следующие виды конкуренции: чистую конкуренцию между фирмами, монополистическую, внутрифирменную, функциональную, предметную, видовую.

Чистая  конкуренция между фирмами предполагает, что фирмы, выходя на рынок, никак  друг с другом не контактируют и  свободно борются за потребителя.

Внутрифирменная конкуренция – подразделения  одной фирмы конкурируют в  области улучшения качества продукта. Результаты обнаруживаются путем сравнения  финансовых документов.

Функциональная  конкуренция возникает из-за того, что любую потребность можно  удовлетворить разнообразными способами, поэтому все спортивные товары или  все товары для развития интеллекта (игры) в одном магазине функционально  конкурируют друг с другом.

Видовая конкуренция обусловлена наличием товаров, предназначенных для одной  и той же цели, но отличающихся по каким-то существенным характеристикам (например, музыкальные центры с  различным уровнем звуковой мощности).

Предметная  конкуренция возникает в результате выпуска одинаковых товаров, имеющих  незначительные отличия.4

В конце XIX - начале XX вв. получила развитие внутриотраслевая конкуренция. Соперничество предприятий  одной отрасли за получение сверхприбыли позволяет не просто следовать в  авангарде научно-технического прогресса, а быть все время впереди. Именно механизм внутриотраслевой конкуренции  позволяет многом странам с рыночной экономикой занимать лидирующее положение  на мировом рынке.

Один  из самых острых вопросов рыночного  хозяйства – конкуренция за повышение  технического уровня и качества изготовляемой  продукции. Высокое качество обеспечивает преимущество в конкурентной борьбе за потребителя, создает перспективу на дальнейшее развитие производства. Качество труда и продукта – одновременно и цель конкурентной борьбы, и средство ее достижения. Репутация производителя тесно связана с качеством его товаров, отсюда – уважение к фирменному знаку покупателей и самих работников, многолетние традиции по укреплению престижа фирмы за счет повышения качества изделий и услуг.

  • Недобросовестная конкуренция

В предпринимательской  практике встречается недобросовестная конкуренция – любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской  деятельности действия хозяйствующих  субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, требованиям  добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить или причинили  убытки другим предпринимателям.

В российской предпринимательской практике в  настоящее время, как правило, используется так называемые методы недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция  представляет собой применение методов  и приемов, связанных с нарушением принятых на рынке норм и правил конкурентной борьбы.

Виды  недобросовестной конкуренции:

      • скрытое использование чужой торговой марки;
      • подделка продукции конкурента;
      • подкуп сотрудников конкурента;
      • продажа продукции по ценам ниже рыночных с целью подрыва позиций конкурента;
      • неоправданное повышение уровня оплаты труда с целью привлечения персонала конкурентов в свою фирму;
      • тайный сговор конкурентов на торгах;
      • экономический и промышленный шпионаж;
      • распространение ложной информации;
      • махинации с деловой отчетностью;
      • физическое уничтожение конкурента;
      • разглашение коммерческой тайны конкурента;
      • необъективная реклама.5

У фирм, к которым была применена недобросовестная конкуренция, не редко резко сужается рынок сбыта, прибыль резко снижается, уходя к производителям подделок, подделки подрывают авторитет фирмы, т.к. подделки кроме своей дешевизны  имеют еще и низкое качество, поэтому  подделки быстро выходят из строя, ухудшая  тем самым доверие потребителей к фирме, чья марка была подделана. 6

    1. Понятие конкурентоспособного товара и методы конкурентной борьбы

Товар –  центральная фигура, главное действующее  лицо на мировом рынке. В нем находят  отражение все особенности и  противоречия мирового хозяйства в  его исторической определенности. Интернационализация  хозяйственной жизни и НТП, развивающиеся  с необратимостью объективных законов, непосредственно и полнокровно  отражаются в товаре, в его потребительских  и стоимостных характеристиках, в продолжительности жизненного цикла товара, в структуре и  динамике товарных потоков.

Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности