Конкуренция в инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данного проекта является изучение механизма конкуренции в инновационной деятельности и разработка инновационного проекта с целью совершенствования конкурентоспособности предприятия ОАО «МегаФон».
Объектом исследования курсового проекта является ОАО "МегаФон".
Предметом исследования является механизм конкуренции в инновационной деятельности на предприятие ОАО «МегаФон»

Файлы: 1 файл

курсовая 2.docx

— 109.70 Кб (Скачать файл)

Кроме внутренних и внешних факторов следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние на уровень конкурентоспособности  организации (элементы).

С учетом всего вышеизложенного система  основных факторов конкурентоспособности  предпринимательской организации  может быть представлена трехуровневой  структурой, первый уровень которой  представляют элементы конкурентоспособности  организации, а второй и третий уровни – собственно внешние и внутренние фактор (Рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Конкурентоспособность  инновационной организации

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности  инновационной организации обеспечивает адекватность анализа и выявления  причин неконкурентоспособности инновационной  организации, обеспечивает адекватность анализа и выявления причин неконкурентоспособности  хозяйствующих субъектов.

Среди внутренних факторов конкурентоспособности организации  важная роль принадлежит технологическому фактору, который включает в себя технический уровень продукции  и собственно технологию производства. Конкурентоспособность технологии – базовая категория по отношению  к конкурентоспособности предпринимательской  организации. Она во многом зависит  от конкурентных возможностей взаимодействующих  средств производства и рабочей  силы, зависит также от внешних  факторов (технологического процесса в масштабах страны и за рубежом, развитости рынка инноваций, развития науки).

Основной  формой конкуренции в инновационной  сфере является научно-техническое  превосходство новой продукции, которое определяется превосходством научных достижений инженерно-технических  работников (интеллектуальной собственности). Наука имеет ценность как выражение  интеллектуального труда. Конкурентоспособность  продукции можно оценить уровнем  новейших изобретений и результатом  научного поиска.

В целях  обеспечения конкуренции между  инновационными организациями в  решении закрепленных за ними научно-технических  проблем следует осуществить  в отраслях народного хозяйства  переход к проектированию на конкурентной основе образцов новой техники, технологии, материалов, имеющих важнейшее народнохозяйственное значение, проводить открытые конкурсы по решению важнейших научно-технических  задач с участием зарубежных ученых и организаций при обязательном условии внедрения полученных результатов  в производство, целесообразно создавать  научно-технические консультативные  и внедренческие организации  для оказания содействия в использовании  новейших достижений науки и техники, изучить передовой опыт в развитых странах по совершенствованию экономического механизма научно-технического прогресса.

Конкуренция заставляет инновационных предпринимателей идти на рынок инноваций, участвовать  в его формировании:

  • развивать собственную научную и научно-техническую экспериментальную базу для проведения НИОКР
  • заключать договора на проведение НИОКР сторонней организацией
  • приобретать лицензии на право производство продукции (оказании услуг)
  • покупать готовую продукцию, технологии, ноу-хау и другую интеллектуальную собственность
  • инвестировать в предпринимательскую деятельность.14

Вывод:

Конкуренция в инновационной деятельности –  экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях  обеспечения лучших возможностей сбыта  продукции, удовлетворения разнообразных  потребностей покупателей.

Следствием  конкуренции на рынке любой продукции, в том числе и инновационной, является, с одной стороны, обострение производственных и рыночных отношений, а с другой – развитие науки, появление  новых решений и вариантов  производства продукции, совершенствование  имеющихся технологий производства, приток инвестиций в наиболее прогрессивные  отрасли.

 

 

ГЛАВА 2. Конкуренция в инновационной деятельности на примере ОАО

«МегаФон»

2.1. Организационно-правовая  и экономико-хозяйственная 

        характеристика ОАО «МегаФон»

Анализ организационно-правовой деятельности ОАО «МегаФон»

В соответствии с Уставом ОАО «МегаФон» (Приложение 4) можно

сказать о организационно-правовой форме данной организации следующее:

Открытое  акционерное общество «МегаФон» образовано в соответствии с решением  Общего собрания акционеров Общества, в результате переименования и изменения типа закрытого акционерного общества «Северо-Западный GSM», созданного по решению его учредителей на основании действующего законодательства Российской Федерации и Договора о создание Общества от 01 июня 1993 г.

Место нахождения Общества: Россия, 115035, г.Москва, Кадашевская набережная, д.30

Форма собственности - совместная частная и иностранная собственность

Общество  осуществляет следующие виды деятельности:

  • разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сотовых сетей связи на территории Российской Федерации, а также управление национальной сотовой телефонной сетью на территории Российской Федерации;
  • разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сотовых сетей радиосвязи в Санкт-Петербурге, Северо-Западном регионе Российской Федерации и на территории Российской Федерации;
  • предоставление услуг связи юридическим лицам и населению;
  • проектирование, производство, эксплуатация, развитие и реализация аппаратуры связи, систем автоматического контроля, информационных систем и систем обучения;
  • проектирование, производство и реализация технологического оборудования и товаров народного потребления;
  • реализация любых инвестиционных проектов, включая проекты в области международных и внутренних сетей связи;
  • организация научных и прочих исследований в области средств связи, а также внедрение и использование результатов, полученных в ходе таких исследований;
  • ремонт и техническое обслуживание средств связи отечественного и иностранного производства;
  • Приобретение, продажа, аренда, залог, ипотека и прочие операции, связанные с передачей прав собственности и прочих имущественных прав на недвижимость;
  • Посредническая и представительская деятельность;
  • Рекламная деятельность;
  • Оказание маркетинговых услуг и услуг, связанных с продвижением на рынке;
  • Строительство, реконструкция и реставрация, а также  эксплуатация офисов, жилых и нежилых помещений;
  • Оптовая, розничная и комиссионная торговля, в том числе создание дистрибьюторских сетей;
  • Экспорт и импорт любых товаров, работ и услуг.

Ликвидация  Общества:

Общество  ликвидируется по решению Общего собрания акционеров, а также по решению суда или арбитражного суда в случаях, предусмотренных законодательством  России.

Ликвидация  Общества проводится ликвидационной комиссией, назначенной Общим собранием акционеров или судом. Персональный состав ликвидационной комиссии должен быть согласован с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.

С момента  назначения ликвидационной комиссии к  ней переходят все полномочия по управлению делами Общества.

Ликвидационная  комиссия действует в порядке, установленном  действующим законодательством  Российской Федерации.

Управление  Обществом:

Общее собрание акционеров является высшим органом  управления Общества.

Общество  обязано ежегодно проводить годовое  Общее собрание акционеров. Годовое  Общее собрание акционеров проводится не ранее 2 месяцев  не позднее 6 месяцев  с момента окончания финансового  года. Проводимые помимо годового Общие  собрания акционеров являются внеочередными.

На годовом  Общем собрание акционеров решаются следующие вопросы:

  1. Об избрание Совета директоров Общества;
  2. Об избрание Ревизионной комиссии Общества;
  3. Об утверждении аудитора Общества;
  4. Об утверждении отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и убытках Общества, представляемых Советом директоров Общества;
  5. О распределение прибыли, в том числе выплате дивидендов, и распределении убытков Общества по результатам финансового года;
  6. Иные вопросы, отнесенные к компетенции Общего собрания акционеров Общества.

Совет директоров Общества осуществляет общее руководство  деятельностью Общества, за исключением  решения вопросов, отнесенных к компетенции  Общего собрания акционеров.

 К компетенции Совета директоров Общества относятся следующие вопросы:

  1. Определение приоритетных направлений деятельности Общества;
  2. Созыв годового и внеочередного Общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 8 статьи 55 Закона;
  3. Утверждение повестки для Общего собрания акционеров;
  4. Определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в Общем собрание акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции Совета директоров Общества в соответствии с положениями главы 7 Закона и связанные с подготовкой и проведением Общего собрания акционеров;
  5. Вынесение на решение Общего собрания акционеров вопросов, предусмотренных подпунктами 2, 6 и 14-18 пункта 11.6 Устава;
  6. Размещение Обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренным Законом;
  7. Определение цены имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом;
  8. Приобретение размещенных Обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Законом;
  9. Утверждение бизнес-планов и бюджетов Общества, а также принятие существенных изменений и дополнений к ним;
  10. Установление размеров вознаграждений и компенсаций, выплачиваемых Генеральному директору Общества и членам Правления;
  11. Рекомендации по размеру выплачиваемых членам Ревизионной комиссии Общества вознаграждений и компенсаций и определение оплаты услуг аудитора;
  12. Рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
  13. Использование резервного фонда и иных фондов Общества;
  14. Создание филиалов и открытие представительств Общества, включая вопросы организационно-правовой деятельности таких филиалов  и представительств, определение основных направлений деятельности филиалов;
  15. Принятие решений об участие Общества в иных организациях, включая дочерние Общества и аффинированные лица за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 18 пункта 11.6 настоящего Устава;
  16. Утверждение регистратора Общества, утверждение условий договора, заключаемого с регистратором, а также досрочное расторжение договора с регистратором;
  17. Одобрение крупных сделок, в случаях, предусмотренных главой 10 Закона;
  18. Одобрение сделок, предусмотренных главой 11 Закона;
  19. Рассмотрение и утверждение отчетов о текущем положении дел в Обществе, представляемых Генеральным директором Общества;
  20. Утверждение внутренних документов Общества, за исключением документов, утверждение которых относится к компетенции Общего собрания акционеров;
  21. Назначение и освобождение от должности директоров филиалов по представлению Генерального директора;
  22. Иные вопросы, предусмотренные Законом и настоящим Уставом Общества.

Коллегиальным исполнительным органом является Правление  Общества. Единоличным исполнительным органом Общества является Генеральный  директор.

Правление и Генеральный директор осуществляют руководство текущей деятельностью  Общества.

К компетенции  Правления Общества и Генерального директора Общества относятся все  вопросы руководства текущей  деятельностью Общества, за исключением  вопросов, отнесенных к компетенции  Общего собрания акционеров и Совета директоров Общества.

 

 

Анализ организационной структуры ОАО «МегаФон» (Приложение 5)

Организационная структура  аппарата управления15 - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

В данном случае имеет место  Дивизиональная структура управления, созданная по принципу разделения территорий региона. Для данной компании такая  структура является наиболее рациональной, т.к. ОАО «МегаФон» имеет очень  большую зону покрытия.

Сильные стороны:

  • внимание к рынку;
  • присутствие во всех субъектах РФ;
  • учет национальных особенностей в каждом из субъектов при предоставлении услуг;

Слабые стороны:

  • слабое взаимодействие дивизиона;

Анализ  и оценка организационной культуры предприятия

Формирование организационной  культуры — это попытка конструктивного  влияния на социально-психологическую  атмосферу, поведение сотрудников. Формирование организационной культуры обычно осуществляется в процессе профессиональной адаптации персонала.

Типы организационной  культуры:

  • Клановая;
  • Адхократическая;
  • Иерархическая;
  • Рыночная культура.

ОАО «МегаФон» можно отнести  к следующему типу:

Адхократическая организационная  культура (от лат. ad hoc — «по случаю»): динамичное предпринимательское и  творческое место работы. Ради общего успеха работники готовы на личные жертвы и риск. Лидеры считаются  новаторами и людьми, готовыми рисковать. Связующей сущностью организации  становится преданность экспериментированию  и новаторству. Подчеркивается необходимость  деятельности на переднем рубеже. В  долгосрочной перспективе организация  делает акцент на росте и обретении  новых ресурсов. Успех означает производство/предоставление уникальных и новых продуктов  и/или услуг. Важно быть лидером  на рынке продукции или услуг. Организация поощряет личную инициативу, творчество и свободу.

Основные элементы организационной  культуры:

Поведенческие стереотипы: Лидерство является неотъемлемой частью корпоративной культуры «МегаФона». Формирование лидерских подходов стало  одним из приоритетных направлений  в области управления персоналом.

Групповые нормы: бренд «МегаФон»  ориентирован на молодых, деятельных людей, своими руками строящих свое будущее  и будущее своей страны.

Провозглашаемые ценности: Развитие, Надежность, Партнерство, Сопричастность, Современная Россия

Философия организации: «Будущее Зависит от Тебя».

Правила игры: Планируя свое развитие, «МегаФон» уделяет большое  внимание профессиональному росту  сотрудников. Разработан единый подход к формированию кадрового актива, организован открытый внутренний конкурс  и создано единое информационное пространство для ознакомления персонала  с вакансиями внутри компании.

Организационный климат: чувство, определяемое физическим составом группы и характерной манерой взаимодействия членов организации друг с другом, клиентами или иными сторонними лицами.

Существующий практический опыт:

Забота об окружающей среде  уже прочно связана с брендом  «МегаФон». Уже не один год Компания проводит общефедеральную экологическую  акцию под названием «Зеленый субботник». Сотрудники и клиенты  МегаФона высаживают деревья, цветы, убирают  территории, благоустраивают родные города.

«МегаФон» в течение многих лет оказывает поддержку и  самостоятельно организует спортивные проекты. «МегаФон» видит черты сходства между спортом и бизнесом—это умение эффективно взаимодействовать в команде, проявлять лидерские качества, это нацеленность на результат, преодоление себя, вдохновение, честность и добросовестность.

Анализ экономико-хозяйственной  деятельности ОАО «МегаФон» (Приложения 6-11)

Таблица 1. Операционные показатели мобильного бизнеса по России.

 

2009

Млн.руб.

2010

Млн.руб.

2010/2009

%

Число активных абонентов (тыс.)

50 658

57 252

13,0%

Доля рынка по абонентам

24,2%

25,8%

1,6 п.п.

MOU (мин.)

276

285

3,3%

ARPU (руб.)

320

312

-2,5%

Информация о работе Конкуренция в инновационной деятельности