Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - выработка рекомендаций по формированию конкурентной стратегии предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк".
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать общую характеристику бизнеса, миссию и цели ОАО "Кировский завод "Маяк";
- изучить макро- и микроокружение ОАО "Кировский завод "Маяк", конкурентную среду в отрасли;
- сформировать стратегию конкурентного развития для предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк";
- определить эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1. Краткое описание и характеристика предприятия 5
2. Анализ экономической и финансовой деятельности предприятия 8
3. Анализ внешней среды предприятия 18
4. Постановка целей 22
5. Конкурентный анализ предприятия 24
6. Портфельный анализ 29
7. Стратегия предприятия 33
8. Внедрение и реализации стратегии 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения
Анализ
внешней среды для предприятия
Из приложения видно, что на предприятие наиболее сильно влияют экономическая и научно-техническая среда, так как по стране наблюдается рост промышленного производства, в частности выпускается новое оборудование, новые технологии в оборудовании, применение различных средств с сфере животноводческого комплекса, рост доходов населения в целом по стране, таким образом, услуги данного предприятия становятся более востребованными, так как население может позволить себе данные расходы, а не обходиться своими силами.
Чтобы избежать
негативного воздействия
Если
предприятие способно сочетать в
себе «силу + возможности», смело может
применять стратегию
Сильные стороны:
- большой опыт работы – избегание ошибок;
- квалифицированная команда – стремление к улучшению работы;
- удовлетворенность
Слабые стороны:
- техническая оснащенность предприятия, так как внедрение инноваций в данную отрасль, уровень государственной поддержки, возможности технических и технологических изменений, темпы обновления техники и технологии является очень важным фактором в развитии предприятия;
- растущее
усиление конкуренции на рынке,
Угрозы:
- выход
в регионы крупных и
Для производства насосов вакуумных и других товаров гражданского назначения нужны довольно большие цеха со специальным оборудованием.
Применяя
на предприятии разумное сочетание
современных принципов и
Товарный знак предприятия известен по всему миру. Наиболее ходовым товаром на рынке потребителей являются насосы для доильных установок и агропромышленного комплекса. Их отличительная особенность - неприхотливость, простота конкуренции и относительная дешевизна. Отличительные технические показатели насосов и низкая по сравнению с иностранными конкурентами цена привлекают внимание потребителей из многих стран мира. Сегодня ОАО "Кировский завод "Маяк" имеет взаимовыгодные контракты на поставки оборудования в СНГ и страны ближнего зарубежья. Вся продукция ОАО "Кировский завод "Маяк" сертифицирована.
Основными потребителями продукции предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк" являются: ОАО "Акмаш-холдинг", ОАО "Агроснабтехсервис", ЗАО "Байкал", ООО "ВТД"и другие заводы:
- ТОО "Алтей", г. Нижний Новгород;
- ЗАО "Ракурс", г. Ижевск;
- ЗАО "Маяк", г. Новосибирск;
- ООО "Фоктореал Брукс", г. Нижний Новгород.
ОАО "Кировский завод "Маяк" действует на рынке монополистической конкуренции, состоящего из большого числа независимо действующих продавцов и покупателей данного товара, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен связано с предложением потребителям разных вариантов товаров, отличающихся друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением.
ОАО "Кировский завод "Маяк" использует следующие типы рынков:
1) по сфере
общественного производства - рынок
товаров материального
2) по характеру
конечного использования - рынок
товаров производственного
3) по сроку использования - рынок товаров долговременного пользования;
4) по территориальному охвату - внутренний рынок;
5) по объему реализации - основной рынок.
Продукция ОАО "Кировский завод "Маяк" пользуется устойчивым, причем большим спросом. В современных рыночных условиях в целях конкурентоспособности предприятие выпускает продукцию высокого качества.
Продукция ОАО "Кировский завод "Маяк" хорошо зарекомендовала себя благодаря высоким качественным показателям, которые неоднократно подтверждались и отмечались на различных выставках, ярмарках путем награждения золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, дипломами, грамотами.
Конкурентоспособность выпускаемой продукции ОАО "Кировский завод "Маяк" во многом обусловлена философией развития фирмы, которая заложена в выработанной коллективным мнением мотивирующей формулировке:
- стратегическое мышление;
- ориентация на потребителя;
- постоянные изменения.
4. Постановка целей
Стратегической целью ОАО "Кировский завод "Маяк" является увеличение объемов сбыта продукции, что возможно за счет следующих конкурентных преимуществ товара: ценовое преимущество, качество товара. Достижение этих целей возможно за счет модернизации производства. То есть модернизация производства приведет к снижению себестоимости и к улучшению качества продукции.
В последующие годы совет директоров будет уделять первостепенное внимание вопросам улучшения качества корпоративного управления, повышения прибыльности компании, а также устойчивой, надежной и конкурентоспособной политике на основных рынках сбыта (продукции, работ, услуг).
В области совершенствования
- оптимизация процесса управления бюджетом предприятия, усиление контроля за финансовыми потоками, взвешенная и осмотрительная работа с привлекаемыми финансовыми ресурсами;
- оптимизация
структуры управления
- совершенствование
внедрения локальных систем
- функционирование и непрерывное совершенствование системы качества;
- обеспечение финансово-экономической стабильности работы предприятия;
- оптимизация налогообложения, выполнение программы экономии энергоресурсов, снижение энергоемкости и металлоемкости изготовляемой продукции;
- продолжение работ по созданию центров ответственности по контролю над затратами, в том числе с применением информационной системы "Галактика";
- развитие
системы ротации и обучения
персонала с целью повышения
эффективности
Общей функцией для всех подразделений ОАО «Кировский завод «Маяк» является: обеспечение реализации целей изложенных в:
- «Политике ОАО «Кировский завод «Маяк» в области качества»;
- «Политике ОАО «Кировский завод «Маяк» в области охраны труда»;
- «Экологической политике ОАО «Кировский завод «Маяк»
Дальнейшее развитие Общества связано с ростом объемов производства, в том числе наращивание объемов за счет увеличения перспективных разработок; освоения новых изделий и поиск новых изделий для максимальной загрузки производственных мощностей предприятия. При этом деятельность предприятия будет направлена на снижение себестоимости и повышение качества выпускаемой продукции, оптимизацию мощностей и численности персонала, совершенствование технологических процессов и рост производительности труда.
5. Конкурентный анализ предприятия
ОАО "Кировский завод "Маяк" специализируется на выпуске товаров для сельского хозяйства. С 1966 года завод производит насосы вакумные различных типов, а с 1978 года резервуары- охладители молока.
Продукция, выпускаемая ОАО "Кировский завод "Маяк", находит широкое применение на животноводческих фермах, обеспечивая процессы машинного доения и первичной обработки молока.
Проведем анализ основных конкурентов предприятия. На территории бывшего СССР находились 4 крупных завода по производству доильной техники: ПО «Кургансельмаш» - Россия, ОАО "Кировский завод "Маяк" - Россия. Резекненский завод доильных установок – Латвия, Челно-Вершинский завод доильных установок – Россия, Самарская обл.
Из крупных производителей доильной техники сейчас на территории России работают 3 завода: ОАО "Кировский завод "Маяк", ОАО «Кургансельмаш», Челно-Вершинский завод доильных установок, Самарская обл.
Кроме того присутствует несколько мелких предприятий, комплектующих доильные установки деталями и узлами отечественных и зарубежных производителей. Отдельные из них представляют интересы следующих зарубежных фирм: ОАО «Брацлав» - Украина, «Ларта» - Латвия, «Гомельагрокомплект»- Беларусь, «Де Лаваль» - Швеция, «САГ» - Дания, «Вестфалия», «Импульса» - Германия, «Интерпульс» - Италия, «Афиким» - Израиль, «Бабсон», «Боуматик» - США.
Доильные установки востребованы в 64 областях и регионах России, кроме того в Белоруссии, Казахстане, Латвии, на Украине.
На данный момент ОАО "Кургансельмаш" - завод доильных установок является основным конкурентом на территории России. Исторические этапы развития предприятия обусловливают наличие большого опыта и определенных навыков при разработке и производстве продукции сельскохозяйственного машиностроения. Следование за основными тенденциями в данной отрасли способствовало тому, что на сегодняшний день предприятие является лидером регионального машиностроения в своем направлении, а также занимает одну из ключевых позиций на отечественном рынке производителей доильного оборудования. Достижению этих результатов способствовали постоянное совершенствование производства, освоение новых видов продукции и расширение географии поставок. Основными потребителями продукции ОАО "Кургансельмаш" являются крупнейшие торгово-закупочные компании и предприятия АПК Краснодарского, Ставропольского, Алтайкого краев, Курганской, Тюменской, Новосибирской и других областей РФ областей. С каждым годом все больше и больше поставок предприятие осуществляет в страны ближнего зарубежья - Украину, Беларусь, Казахстан и др. Предприятие постоянно расширяет ассортимент производимой продукции, повышает ее качественные и потребительские характеристики. Наличие комплекса технологического оборудования для выполнения полного цикла работ по производству продукции от заготовки до готового изделия дает возможность предприятию сократить затраты на производство и предложить продукцию по невысоким ценам. Сквозной контроль качества, используемый на предприятии, позволяет своевременно выявить и быстро устранить малейшие недостатки на любой стадии производственного процесса и не допустить отгрузки бракованной продукции.
По своим характеристикам машины ОАО "Кировский завод "Маяк"выгодно отличаются от продукции, выпускаемой другими предприятиями СНГ.
Применение специального технологичного оборудования, нержавеющих сталей, пластмасс, разрешенных для контакта с молоком, других современных материалов для изготовления основных деталей обеспечивает высокий технический уровень насосов. Товары ОАО "Кировский завод "Маяк" отличаются высокой надежностью конструкции, удобством технического обслуживания, что обеспечивает их высокую работоспособность в течение всего срока эксплуатации.
Таблица 6 - Распределение долей рынка между производителями вакуумного насосного оборудования для сельхопредприятий
Наименование |
Страна регистрации |
Доля на рынке, % | ||
2008 год |
2009 год |
2010 год | ||
Маяк |
Россия |
27 |
28 |
28 |
Кургансельмаш |
Россия |
17 |
16 |
17 |
Челно-Вершинский завод |
Россия |
11 |
14 |
14 |
Брацлав |
Украина |
22 |
23 |
22 |
Ларта |
Украина |
11 |
11 |
11 |
Гомельагрокомплект |
Беларусь |
2 |
2 |
2 |
Как видно из таблицы предприятие ОАО "Кировский завод "Маяк" занимает самую большую долю на рынке.
Таблица 7 - Факторы конкурентоспособности
Наименование фактора |
Рейтинг |
Завод "Маяк" |
Кургансельмаш |
Челно-Вершинский завод |
Брацлав |
Ларта |
Удобство расположения |
0,1 |
7 |
8 |
9 |
3 |
3 |
Цена |
0,3 |
8 |
7 |
6 |
7 |
7 |
Качество продукции |
0,3 |
6 |
9 |
7 |
7 |
6 |
Быстрота обслуживание |
0,15 |
6 |
9 |
7 |
8 |
7 |
Послепродажное обслуживание |
0,15 |
6 |
4 |
3 |
3 |
5 |
Итого |
1 |
6,7 |
7.55 |
6,3 |
6,15 |
6 |
Лучшая конкурентная позиция у предприятия «Кургансельмаш». Анализируемое предприятия находится на втором месте. Таким образом, для эффективной работы предприятия необходимо тщательно изучить и анализировать конкурентную среду, в которой действует предприятие.
Основными конкурентными преимуществами данного предприятия является:
- использование
нового
- имеется
возможность снижения издержек
за счет высокой
Преимущества по отношению к российским конкурентам насосов и других видов продукции: