Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 10:33, курсовая работа
Цель написания курсовой работы - выработка рекомендаций по формированию конкурентной стратегии предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк".
Для достижения поставленной цели в работе необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать общую характеристику бизнеса, миссию и цели ОАО "Кировский завод "Маяк";
- изучить макро- и микроокружение ОАО "Кировский завод "Маяк", конкурентную среду в отрасли;
- сформировать стратегию конкурентного развития для предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк";
- определить эффективность предлагаемых мероприятий.
Введение 3
1. Краткое описание и характеристика предприятия 5
2. Анализ экономической и финансовой деятельности предприятия 8
3. Анализ внешней среды предприятия 18
4. Постановка целей 22
5. Конкурентный анализ предприятия 24
6. Портфельный анализ 29
7. Стратегия предприятия 33
8. Внедрение и реализации стратегии 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения
- более высокое качество изготовления;
- конкурентоспособная цена;
- более широкая номенклатура;
- наличие в каждом регионе складов по торговле запчастями;
- систематическое проведение испытаний на машиноиспытательных станциях Минсельхозпрода России.
Преимущества по отношению к зарубежным конкурентам:
- адаптированность техники к российским условиям;
- более дешевые российские моющие средства, которые можно применять для промывки;
- значительно ниже цены;
- наличие складов с запчастями в каждом регионе;
- отсутствие таможенных барьеров;
- простота конструкции, а следовательно и простота обслуживания и ремонта.
Недостатки по отношению к российским конкурентам:
- выше цены по отдельным запасным частям вакуумной техники.
Недостатки по отношению к зарубежным конкурентам:
- зарубежные фирмы опережают в новых разработках;
- сужены функциональные возможности данной техники по отношению к технике ведущих зарубежных фирм;
- проигрывает внешний вид.
ОАО "Кировский завод "Маяк" отличают следующие положительные качества:
1. Рыночная
ориентация как результат
2. Постоянный
поиск путей совершенствования
структуры предприятия,
Конкурентные преимущества фирмы:
- авторитетные позиции на традиционном рынке;
- цены среднеотраслевые при высоком качестве;
- хорошее знание рынка России.
Среди потенциальных конкурентов различают:
- существующие
предприятия, которые
- новые
фирмы, вступающие в
Вырабатывая
стратегии, следует помнить, что
возможности и угрозы могут переходить
в свою противоположность. Так, неиспользованная
возможность может стать
6. Портфельный анализ
Для принятия
решений в области
Особенность
данной стратегии заключается в
намерении фирмы-производителя
Эта стратегия,
по сравнению со стратегиями
В матрице
БКГ используются два критерия для
оценки портфельной стратегии
По вертикальной оси «рост рынка» откладываются показатели темпов роста рынка, используемые БКГ в качестве переменной, характеризующей его привлекательность.
При этом
считается, что быстро растущие рынки
являются более привлекательными, так
как предприятие имеет
По горизонтальной
оси «доля рынка» откладывается
относительная доля рынка (отношение
доли рынка предприятия к доле
предприятия-лидера), которая используется
в качестве переменной, описывающей
относительную
-во-первых, означает преимущество предприятия над конкурентами по издержкам. Издержки могут быть снижены и за счет экономии при закупках, комплектующих, в процессе производства товара, а также благодаря грамотному маркетингу;
- во-вторых, преимущество обладания крупной долей рынка состоит в том, что высокая популярность продукции предприятия создает основу для заключения выгодных соглашений с покупателями, что в потенциале означает рост прибыли.
Согласно плану развития предприятия и наметившихся тенденций на рынке максимальный рост на рынке сбыта составит 42,85%. Возможное максимальное уменьшение – 16,67%.
Для построения
матрицы БКГ отложим
- горизонтальная
линия раздела будет проходить
через среднее по предприятию
значения изменения роста
- вертикальная
линия проходит через ту точку
значения относительной
По нашим данным этой точкой будет значение 1,3. Для СХЕ предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк" эти показатели соответственно:
- «Однофазные вакуумные насосы» СЕБ 1–– 15% и 0,8;
- «Двухфазные вакуумные насосы» СЕБ 2 – 42,8% и 1,8;
- «Трехфазные вакуумные насосы» СЕБ 3 – 12% и 1,5;
- «Центробежные насосы» СЕБ 4 – 10% и 0.
Рис.1. Матрица роста предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк"
Анализируя матрицу можно определить, что в портфеле фирмы имеются все четыре вида СХЕ, которые определяются по матрице БКГ:
- Двухфазные вакуумные насосы» СЕБ 2 - «Звезда»;
- «Трехфазные вакуумные насосы» СЕБ 3 – «Дойная корова»;
- «Однофазные вакуумные насосы» СЕБ 1 – «Знак вопроса»;
- «Центробежные насосы» СЕБ 4 – «Собака».
Для каждой из СХЕ набора выберем стратегию развития:
- для СЕБ 2 – стратегию поддержки конкурентных преимуществ;
- для СЕБ 1 - стратегию поддержки существующего положения;
- для СЕБ 3 - стратегию развития и интенсификации усилий;
- для СЕБ 4 – исключить из состава портфеля бизнеса фирмы.
Рис.2. Матрица роста предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк"
Так будет
выглядеть матрица роста
7. Стратегия предприятия
Для проведения анализа по матрице «Мак Кинси – Дженерал Электрик» определим значение и ранг показателей для товаров предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк" по двум факторам: «Привлекательность рынка» и «Конкурентоспособность СХЕ», результаты сведем в таблицу 8 и 9. Индикаторы привлекательности – доступность и размер рынка, темп роста рынка, длительность цикла жизни товара. Индикаторы конкурентоспособности – относительная доля рынка, издержки, методы продаж.
Таблица 8 - Фактор «Привлекательность рынка»
Показатели |
Коэффициент значимости |
Ранг |
Общая оценка 4=2*3 | |
1 |
2 |
3 |
4 | |
Емкость рынка |
0,2 |
4 |
0,8 | |
Темп роста рынка |
0,2 |
5 |
1,0 | |
Рентабельность |
0,1 |
4 |
0,4 | |
Уровень конкуренции |
0,1 |
3 |
0,3 | |
Размер необходимых инвестиций |
0,1 |
2 |
0,2 | |
Риск рынка |
0,05 |
3 |
0,15 | |
Наличие и доступность материально- |
0,2 |
4 |
0,8 | |
Государственное регулирование рынка |
0,05 |
2 |
0,1 | |
Всего |
1 |
3,75 |
Таблица 9 - Фактор «Конкурентоспособность»
Показатели |
Коэффициент значимости |
Ранг |
Общая оценка 4=2*3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Качество товара |
0,1 |
4 |
0,4 |
Абсолютная рыночная доля |
0,15 |
3 |
0,45 |
Относительная рыночная доля |
0,1 |
4 |
0,4 |
Привлекательность ассортимента |
0,15 |
4 |
0,6 |
Эффективность каналов сбыта |
0,15 |
3 |
0,45 |
Эффективность рекламной деятельности |
0,05 |
3 |
0,15 |
Уровень цены |
0,1 |
3 |
0,3 |
Финансовые ресурсы |
0,1 |
2 |
0,2 |
Производственные возможности |
0,1 |
4 |
0,4 |
Всего |
1 |
- |
3,35 |
Решение о размещении ресурсов
принимаются в процессе разработки
стратегии роста в пределах базового
рынка. При разработке стратегии
предприятия имеются
Анализируя полученную матрицу можно сказать, что:
- для товаров «Двухфазные вакуумные насосы» и «Трехфазные вакуумные насосы» можно предложить стратегию роста, инвестиций;
- для товара «Однофазные вакуумные насосы» стратегия поиска конкурентных преимуществ, развитие этой единицы.
Рис.3. Матрица "Мак Кинзи - Дженерал Электрик"
8. Внедрение и реализации стратегии
На основе стратегического плана формируется рабочая программа. В структуру рабочей программы входят мероприятия по реализации каждого из направлений маркетинговой стратегии предприятия и план мероприятий по исследованию рынка. Разработка планов мероприятий по стратегическим направлениям развития поручается соответствующим подразделениям предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк". Намечено увеличение объема продаж в будущем году на 10% по сравнению с предыдущем годом, то есть с 346017 тыс. руб. до 380619 тыс. руб. Планируемы затраты на мероприятия стратегического развития конкурентоспособности представлены в таблице 20.
Таблица 10 - Затраты на мероприятия стратегического развития предприятия ОАО "Кировский завод "Маяк"
Мероприятия |
Затраты, рублей |
Мероприятия по исследованию рынка |
25000 |
Мероприятия по развитию системы товародвижения |
250000 |
Мероприятия по продвижению |
200000 |
Итого |
475000 |
С целью получения надежной, достоверной и своевременной информации о рынке, структуре и динамике спроса, а также создания ассортимента, который наиболее полно удовлетворяет требования рынка, необходимо проведение маркетинговых исследований.
Мониторинг продаж ОАО "Кировский завод "Маяк" в денежном и натуральном выражении по группам продукции и по типоразмерам:
- на внутреннем рынке (не
- на внешнем рынке;
- всего по данному предприятию;
- отгрузки внутри предприятия с разбивкой по направлениям отгрузки.
Анализ продаж в денежном и натуральном выражении по группам продукции. Анализ рыночных тенденций – страны ближнего зарубежья, СНГ, Европа, мировые тенденции. Мониторинг деятельности конкурентов по России, регионам России и за рубежом: крупные производители, мелкие производители, (цены, товарная политика, рекламная активность). Анализ спроса на продукцию предприятия (внутренний/внешний рынок), в том числе анализ неудовлетворенного спроса. Оценка эффективности использования рекламных средств предприятия.
Специальные исследования:
1) оценка потенциальной и
2) обзор рынка сырья;