Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»
Методы исследования - сравнительный анализ, синтез, метод экспертных оценок, бальный метод
Исследования и разработки - проведен анализ и комплексная оценка продукции ОАО «Кричевцементношифер». Предложены мероприятия по усовершенствованию конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер».

Содержание работы

Введение………….……………………………………………………..4
1. Конкурентоспособность продукции как фактор рыночного превосходства ………………………………………..……………..………...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции...........5
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции…………………...7
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………...9
2.Общая характеристика ОАО «Кричевцементношифер»………...19
2.1 Общие сведения о ОАО «Кричевцементношифер»…………….19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Кричевцементношифер»…………………………….20
2.3Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………….........................................21
3.Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»…………………………………………………...28
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………………………………28
3.2 Экономическая эффективность выбранной стратегии повышения конкурентоспособности ..…32
Заключение……………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………37

Файлы: 1 файл

КСП.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

Надежность  поставки предусматривает, что каждое изделие требуемого качества и в  нужном количестве должно оказаться  в заданном месте в заданное время. В случае нарушения условий поставки товар может морально устареть и тем самым быть причиной того, что потребитель может отказаться от товара. А это приведет к снижению товарооборота и конкурентоспособности товара.

7. Сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам предпродажного обслуживания относятся:

- условия приобретения товара и форма его оплаты;

- демонстрация товара;

- подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

 

 

8. Рыночный фактор. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

Итак, привлекательными для различных потребительских сегментов могут быть различные свойства товара, качество и цена потребления, а также другие факторы, например организация бесплатного сервисного обслуживания и др. [10, с. 131].

 

1.3 Методы  оценки конкурентоспособности

 

Как правило, в  конкурентоспособности продукции  выделяют две основные группы свойств. К первой группе можно отнести параметры, в которых отражена полезность вещи; ко второй – параметры, определяющие издержки потребителя на удовлетворение этой потребности.

По параметрам данного рода в основном и происходит оценка конкурентоспособности товара на рынке. Однако перечень факторов, подлежащих учету при оценке уровня конкурентоспособности товара на рынке, постоянно расширяется.

На данный момент при оценке конкурентоспособности  продукции учитываются следующие  факторы:

1. Фактор качества товаров, который проявляется не только в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой производительности (полезного эффекта) товара и росте затрат на эксплуатацию и ремонт.

2. Фактор ценообразования. Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие на движение материальных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния. Правильно установленная цена, разумная ценовая тактика, обоснованная ценовая стратегия составляют необходимые компоненты успешной деятельности любого предприятия.

3. Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности осуществляется исходя из удовлетворения новых потребностей человека или удовлетворения уже существующих потребностей принципиально другим способом.

4. Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет роста масштаба производства можно снизить себестоимость продукции и повысить ее качество.

5. Фактор условий эксплуатации товара. Сохранение качества зависит от правильной эксплуатации товара, соблюдения рекомендаций по уходу за товаром. Важным фактором покупательских предпочтений являются продолжительность срока эксплуатации. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства.

6. Сбытовой фактор. Удачная конструкция и технология изготовления нового товара не обеспечивают его конкурентоспособности без эффективного сбыта. Сбытовой фактор характеризуется рекламным обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки.

Рекламное обеспечение  получает высокую оценку, если улучшенные свойства товара предполагают хорошие возможности для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия.

Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на цену потребления и  сохранность товара. Так, если при транспортировании продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность.

Надежность  поставки предусматривает, что каждое изделие требуемого качества и в  нужном количестве должно оказаться в заданном месте в заданное время. В случае нарушения условий поставки товар может морально устареть и тем самым быть причиной того, что потребитель может отказаться от товара. А это приведет к снижению товарооборота и конкурентоспособности товара.

7. Сервисный фактор действует на стадии предпродажного и послепродажного обслуживания. К факторам предпродажного обслуживания относятся:

    • условия приобретения товара и форма его оплаты;
    • демонстрация товара;
    • подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

К факторам послепродажного  обслуживания относятся:

    • упаковка и доставка купленных товаров;
    • подгонка изделий по фигуре и др.

8. Рыночный фактор. Рыночный фактор характеризуется следующими критериями: тип рынка, емкость, стабильность и перспективность, подготовленность рынка.

Привлекательными для различных потребительских сегментов могут быть различные свойства товара, качество и цена потребления, а также другие факторы, например организация бесплатного сервисного обслуживания и др.

Оценка конкурентоспособной  продукции отражает соответствующие  функциональные задачи: изучение конъюнктуры (спрос, предложение, цены, емкость рынка, каналы сбыта), определение набора потребительских  и экономических показателей  конкурентоспособности (натуральные, стоимостные, относительные), выбор базы для сравнения конкурентов (анализ показателей конкурентоспособности, выбор объекта в качестве базы для сравнения, расчет интегрального показателя конкурентоспособности).

При оценке конкурентоспособности товаров могут применяться дифференциальный, комплексный и смешанный методы.

Дифференциальный  метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных (технических и экономических) параметров анализируемой продукции и потребностей (или образца-изделия) и их сопоставлении. При этом способе оценки можно установить, достигнут ли анализируемой продукцией необходимый уровень параметров в целом, по каким параметрам он не достигнут, какие из них наиболее сильно (в ту или иную сторону) отличаются от базовых.

В целом дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличие у нее  недостатков или преимуществ  по сравнению с товаром-аналогом. С его помощью трудно решать более  сложные задачи, а также разрабатывать варианты оптимального изменения продукции по критерию затрат, поскольку для этого необходимо знать важность или весомость каждого параметра с точки зрения его влияния на предпочтение потребителя при выборе товара. Тем не менее, он может использоваться на всех этапах жизненного цикла продукции при сравнении ее с образцом, в том числе гипотетическим.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности продукции основан на применении комплекса показателей (групповых, обобщенных, интегральных) или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца. При этом осуществляется подсчет групповых показателей по нормативным, техническим и экономическим параметрам и рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно потребности, образца-изделия или группы образцов. Групповой показатель по нормативным параметрам говорит о конкурентоспособности или неконкурентоспособности исследуемого образца на рассматриваемом рынке, а групповые показатели по техническим и экономическим параметрам характеризуют степень соответствия исследуемой продукции потребности покупателя по всему набору технических параметров и соотношение полных затрат потребителя на приобретение и эксплуатацию данной продукции и товара-образца. Интегральный показатель отражает различие между сравниваемыми товарами в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по их приобретению и использованию.

Если за базу оценки принимается потребность, расчет единичного показателя конкурентоспособности производится по формуле:

,                                                (1)       

где g— единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;

П— величина i-го параметра для анализируемой продукции;

Пin — величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;

n — количество анализируемых  параметров [10].

Этот метод позволяет  только констатировать факт необходимости повышения или снижения параметров товара для повышения конкурентоспособности, но не отражает влияние каждого параметра при выборе товара потребителем [1, с.261].

 Так как  параметры могут оцениваться  различным способом, то при оценке по нормативным параметрам единичный показатель принимает только два значения - 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным нормам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0. При оценке по техническим и экономическим параметрам единичный показатель может быть больше или равен единице, если базовые значения параметров установлены нормативно-технической документацией, специальными условиями, заказами, договорами. Если анализируемая продукция имеет параметр, значение которого превышает потребности покупателя, то указанное повышение не будет оцениваться потребителем как преимущество и единичный показатель по данному параметру не может иметь значения больше 100% и при расчетах должна использоваться минимальная из двух величин - 100% или фактически значение этого показателя.

 Если за базу оценки  принимается образец, расчет единичного  показателя конкурентоспособности  проводится по формулам:

 

   ,                                              (2)

 

где - единичный параметрический индекс, определённый по i-тому параметру (i=1,2,… n);

- значение i-го параметра соответственно оцениваемого изделия и базового образца [1, с.263].

 Из формул  выбирают ту, в которой росту  единичного показателя соответствуют  повышение конкурентоспособности.  Если технические параметры продукции  не имеют количественной оценки, для придания этим параметрам  количественных характеристик используются экспертные методы оценки в баллах.

Дифференциальный  метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой  продукции или наличия у нее  недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает  влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра. Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.

 Расчет группового  показателя по нормативным параметрам  производится по формуле:

,                                                     (3)

 

 где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;

qni - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле (1).

 Отличительной особенностью  данной формулы является то, что  если хотя бы один из единичных  показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.

 Расчет группового  показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится  по формуле:

 

= * ,                                              (4)

где Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;

ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность. [1, с.264].

При расчёте сводного параметрического индекса значительную проблему представляет собой весовые коэффициенты, поскольку разные потребители оценивают различные параметры товара неоднозначно.

Полученный  групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований.

  Расчет группового  показателя по экономическим  параметрам производится по формуле:

Iэп=З/Зо,                                                    (7)

 

 где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;

 З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.

 Формулы  (5) и (7) не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп.

 В случае необходимости  учета коэффициента приведения  эксплуатационных затрат формулы  (5) и (7) принимают вид:

 

З=Зс+ .                                               (8)

Информация о работе Конкурентоспособность продукции