Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»
Методы исследования - сравнительный анализ, синтез, метод экспертных оценок, бальный метод
Исследования и разработки - проведен анализ и комплексная оценка продукции ОАО «Кричевцементношифер». Предложены мероприятия по усовершенствованию конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер».

Содержание работы

Введение………….……………………………………………………..4
1. Конкурентоспособность продукции как фактор рыночного превосходства ………………………………………..……………..………...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции...........5
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции…………………...7
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………...9
2.Общая характеристика ОАО «Кричевцементношифер»………...19
2.1 Общие сведения о ОАО «Кричевцементношифер»…………….19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Кричевцементношифер»…………………………….20
2.3Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………….........................................21
3.Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»…………………………………………………...28
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………………………………28
3.2 Экономическая эффективность выбранной стратегии повышения конкурентоспособности ..…32
Заключение……………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………37

Файлы: 1 файл

КСП.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

 

 Соответственно подсчет  группового показателя по экономическим  параметрам проводится по формуле:

 

Iэп= ,                                                  (9)

 

 где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;

 З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;

 Сi, С0i - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;

 Т - срок службы товара;

ai - коэффициент приведения эксплуатационных затрат к расчетному году.

 Величина срока службы  для изделий промышленного назначения  принимается равной амортизационному  периоду. Для продукции потребительского  назначения оценка срока службы  должна проводиться на основе  сведений о фактических сроках службы аналогических изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.

 Расчет интегрального  показателя конкурентоспособности  производится по формуле:

,                                                      (10)

 

 где К  - интегральный показатель конкурентоспособности  анализируемой продукции по отношению  к изделию-образцу;

 По смыслу  показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.

 Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.

 Если анализ  проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:

 

,                                                 (11)

 

 где Кср - интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;

 Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;

Ri - весомость i-го образца в группе аналогов;

N - количество  аналогов.

 Смешанный  метод оценки представляет собой сочетание дифференциального и комплексного методов. При смешанном методе оценки конкурентоспособности используется часть параметров рассчитанных дифференциальным методом и часть параметров рассчитанных комплексным методом.

 Данный подход  является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. Однако, «улучшение» характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ – решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара.

 Совокупность  качественных и стоимостных характеристик  товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

 Данное определение  конкурентоспособности является  чрезвычайно емким, так как охватывает весь спектр факторов, определяющих суть этого понятия. Как следует из приведенного определения, конкурентоспособность товара определяется тремя необходимыми элементами:

    • свойствами данного товара,
    • свойствами конкурирующих товаров,
    • особенностями потребителей.

Экономическая практика уже давно показала, что потребители на рынке не выступают единым целым – они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами и это свойство необходимо учитывать в теоретических разработках, посвященных конкурентоспособности. Именно это обстоятельство учитывается маркетологами при сегментировании рынка и позиционировании товара. Значит, для того, чтобы определить конкурентоспособность товара, мало просто сравнить его свойства со свойствами конкурентов. Необходимо изучить поведение потребителей и их реакцию на товар.

Рассмотрим еще  несколько методик оценки конкурентоспособности продукции.

Методика  оценки конкурентоспособности продукции  по системе 11111- 55555. По данной методике интегральный показатель конкурентоспособности можно оценить экспертным путем с помощью двух методов:

1)без учета  весомости факторов;

2)с учетом  весомости факторов.

По системе 11111- 55555, без учета весомости факторов, конкурентоспособность продукции  определяется как сумма баллов по каждому фактору. Эксперт (один или группа) дает оценку фактора от 1 (минимум, наихудшее значение фактора) до 5 (наилучшее значение фактора). По этой системе минимальное значение конкурентоспособности продукции будет равно 5 (1+1+1+1+1), максимальное – 25 (5+5+5+5+5).

Для повышения  точности оценки предлагается определять важность, или весомость, каждого  фактора конкурентоспособности: качеству продукции – 4 балла, ее цене – 3 балла, качеству сервиса продукции на конкретном рынке – 2 балла и эксплуатационным затратам по использованию продукции – 1 балл. Последний фактор оценен в 1 балл, так как эксплуатационные затраты во многом определяются качеством продукции и ее сервиса. Чем выше качество, тем ниже эксплуатационные затраты [11, с. 86].

Экспертная  оценка конкурентоспособности продукции. Для оценки конкурентоспособности продукции с учетом весомости факторов создается экспертная группа численностью не менее 5 человек.

Оценка может  быть как внутренней, так и внешней, проводиться независимой аккредитованной  организацией.

После формирования экспертной группы выполняется подготовительная работа, включающая издание приказа (распоряжения) об организации оценки конкурентоспособности, знакомство с  методикой управления конкурентоспособностью, сбор и обработку исходных данных для оценки. Затем строится система баллов для оценки, в соответствии с которой каждому фактору конкурентоспособности эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов. Весомость баллов равна от 4 баллов (качество) до 1 балла (эксплуатационные затраты).

Конкурентоспособность продукции, определенная экспертным путем по системе баллов, будет равна:

Kcn  = * aj ,                                                 (1)

где Kcn - конкурентоспособность продукции (значение колеблется от 2 до 10);

 n - количество экспертов,

Бij - экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности продукции;

aj - весомость j-го фактора (от 4 до 1);

5 – максимальная  оценка фактора.

Таким образом, по результатам оценки представляется возможным выявить резервы повышения конкурентоспособности продукции по всем доступным направлениям [11, с. 88].

Частое применение в практике получил бальный метод оценки.

Сущность данного  метода состоит в том, что после  выбора товаров-конкурентов и показателей  для их сравнения, проводиться опрос потребителей на соответствие данных показателей требованиям по определенной ранее шкале. Следующим этапом является обработка полученных результатов и расчет интегральной потребительской оценки. Затем проводится расчет уровня конкурентоспособности каждого товара-конкурента и делается вывод. Заключительным этапом является разработка путей повышения конкурентоспособности по каждому товару-аналогу.

При оценке конкурентоспособности  продукции также имеет место  такой метод как составление многоугольника конкурентоспособности товара.

Построение  производиться в несколько этапов:

• выбор показателей  конкурентоспособности исследуемых  товаров;

• установка  нормативных значений для каждого  из выбранных показателей;

• установка  коэффициентов весомости показателей;

• построение многоугольника.

Важно учесть, что при  построении данного многоугольника нормативы увеличиваются на 20%.

Таким образом, исследование теоретических основ конкурентоспособности  продукции позволило сделать  следующие выводы:

1 конкурентоспособность  - отношение рыночного господства  одних производителей над другими,  возникающее в силу обладания  ключевыми преимуществами в условиях  производства и распределения  продукта;

2 конкурентоспособность  выделяют высокую и низкую

3 выделяют конкурентоспособность товара,  фирмы, отрасли, экономики, страны;

4 конкурентоспособность  продукции - характеристика продукции,  которая отличает ее от продукции конкурентов как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на их удовлетворение;

5 изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически;

6 в конкурентоспособности продукции выделяют две основные группы свойств (связанные с полезностью товара и связанные с издержками потребителя на удовлетворение своей потребности в товаре);

7 момент при оценке конкурентоспособности продукции учитываются следующие факторы: фактор качества товаров, ценообразования, новизны товара, объема производства, условий эксплуатации товара, сбытовой фактор, сервисный и рыночный фактор;

8 посредством  оценки конкурентоспособности продукции  представляется возможным выявить  резервы повышения конкурентоспособности продукции по всем доступным направлениям;

9 для оценки конкурентоспособности продукции используют методику 11111-55555, бальный метод, метод экспертной оценки, методику построения «многоугольника конкурентоспособности товара»;

10 заключительным этапом оценки конкурентоспособности продукции является разработка путей повышения конкурентоспособности. 
2 Общая характеристика ОАО «Кричевцементношифер»

 

2.1 Общие  сведения о ОАО «Кричевцементношифер»

 

Предприятие непрерывно работает с 10 ноября 1933 года и производит различные сорта цемента, а также асбестоцементные плоские листы, именуемые в народе шифером. Мощность завода составляет 130 тысяч тонн цемента в год. Если в 2006 году было произведено миллион тонн цемента, то в течение следующего года — уже 1170 300 тонн. А годовое производство шифера в 2007 году достигло 88,8 миллиона условных плиток.

Территория  предприятия делится на две площадки. Основная промплощадка, расположенная  в г. Кричев, занимает площадь 107,188 га, вторая промплощадка (карьер «Каменка»), расположенная в д. Каменка Кричевского района, занимает площадь 241,48 га. Основным направлением производственной деятельности ОАО «Кричевцементношифер» является производство клинкера, цемента и асбестоцементных изделий (шифера). Производство цемента на ОАО «Кричевцементношифер» осуществляется «мокрым» способом.

В карьере «Каменка»  осуществляется добыча мела, после  чего он грузится в самосвалы и  подается в болтушки на размучивание. Из карьера «Каменка» меловой  шлам подается на промплощадку предприятия  гидротранспортом (по пульпопроводу) при помощи насосных перекашивающих станций. Для приема, хранения и создания запаса мелового шлама используются горизонтальные шламбассейны, из которых сырье поступает в болтушки для размучивания с глиной и огарками. Приготовленный по заданному химическому составу шлам подается центробежными насосами на обжиг во вращающиеся печи, в результате чего получается полуфабрикат – клинкер. Клинкер охлаждается в колосниковых холодильниках, дробится в молотковой дробилке и подается в бункера цементных мельниц на помол. Из цементных мельниц цемент при помощи пневмокамерных насосов подается для хранения и отгрузки в цементные силоса, а из них поступает на производство шифера, отгружается в железнодорожные вагоны или в автотранспорт. Также на предприятии установлены две упаковочные машины по тарированию цемента в бумажные мешки весом по 25 и 50 кг и одна линия по тарированию в полипропиленовые мягкие контейнеры весом до 1000 кг.

Сырьем для  производства асбестоцементных листов является цемент собственного производства и асбест, который поступает на предприятие с Киембаевского, Джетыгаринского, Баженовского месторождений.

Продукция предприятия  была неоднократно удостоена дипломов "Лучшие товары Республики Беларусь" и "Лучшие товары Республики Беларусь на рынках Российской Федерации", ей присуждена Премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества.

Ритмичная работа производственных линий и наращивание  мощностей, расширение ассортимента выпускаемой  продукции и улучшение ее качества позволяют предприятию в течение года своевременно выплачивать заработную плату, осуществлять текущие платежи за энергопотребление, производить налоговые отчисления в бюджет всех уровней. Рентабельность реализованной продукции в 2007 году составила 17,6 процента, чистой прибыли было получено 13,7 миллиарда рублей.

Информация о работе Конкурентоспособность продукции