Конкурентоспособность продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 15:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - определить пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»
Методы исследования - сравнительный анализ, синтез, метод экспертных оценок, бальный метод
Исследования и разработки - проведен анализ и комплексная оценка продукции ОАО «Кричевцементношифер». Предложены мероприятия по усовершенствованию конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер».

Содержание работы

Введение………….……………………………………………………..4
1. Конкурентоспособность продукции как фактор рыночного превосходства ………………………………………..……………..………...5
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности продукции...........5
1.2 Факторы конкурентоспособности продукции…………………...7
1.3 Методы оценки конкурентоспособности продукции …………...9
2.Общая характеристика ОАО «Кричевцементношифер»………...19
2.1 Общие сведения о ОАО «Кричевцементношифер»…………….19
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Кричевцементношифер»…………………………….20
2.3Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………….........................................21
3.Пути повышения конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»…………………………………………………...28
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»……………………………………………28
3.2 Экономическая эффективность выбранной стратегии повышения конкурентоспособности ..…32
Заключение……………………………………………………………..35
Список использованных источников…………………………………37

Файлы: 1 файл

КСП.doc

— 749.00 Кб (Скачать файл)

Новый масштабный инвестиционный проект, который осуществляется с привлечением кредитов Эксимбанка Китая и совместно со специалистами  китайской компании СIТIС. Компания уже принимала участие в реализации других проектов в рамках инвестиционной программы Беларуси по модернизации цементных заводов. Так, в конце апреля прошлого года совместно с китайскими партнерами была введена в эксплуатацию технологическая линия в ОАО "Красносельскстройматериалы" мощностью 1,8 млн т цемента в год. На Белорусском цементном заводе (Костюковичи) аналогичная линия запущена в июле 2012-го.

На предприятии  уже введен в эксплуатацию новый  карьер на месторождении "Каменка": здесь работают два шагающих экскаватора, идет заготовка мела и мергеля. Также планируется запустить в работу пылеугольное отделение. А новая вращающаяся печь для обжига клинкера, которая уже смонтирована, будет работать преимущественно на пылеугольной смеси, которая значительно дешевле импортируемого газа.

 

 

2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности ОАО «Кричевцементношифер»

 

 

Для наглядности  и возможности дальнейшего анализа  основные технико-экономические показатели можно представить в виде следующей  таблицы:

Таблица 2.1 – Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «Кричевцементношифер»

 

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

2

3

4

5

Объем производства продукции (цемент) в фактических  ценах соответствующих лет

98,8

90,5

214,4

 

 

209,7

в натур. выражении, тыс. тонн

1374

1456

1526

 

1632

Среднесписочная численность, всего, тыс.чел

698

632

615

 

 

650

 

Окончание таблицы 2.1

1

2

3

4

5

Среднесписочная численность ППП, тыс.чел

664

604

587

 

593

Инвестиции  в основной капитал, млн р.

132

160

207

 

Задание

650

Отчет

462

226

1001

 

1309

Снижение (-), рост (+) материалоемкости продукции

       

Задание

-1,5

-3

-1

-3

Отчет

25,1

-7,5

-1,5

-2,3

Показатель  по энергосбережению

-11,5

-12

   

Задание

   
 

-6

-9,6

Отчет

-7,7

-16,2

-6,2

-13,2

Экспорт товаров

       

Задание

131

125

124

146

Отчет

80,1

104,2

127,5

116,9

Импорт товаров

113,1

112

-

 

Задание

115

Отчет

90,1

110,4

121,4

146,3

Уд. вес продукции  на рынок РБ в общем объеме производства

74,7

94,9

80,2

 

87,3

Уд. вес продукции  произведенной по давальческой схеме.

55,3

65,1

69,8

 

74,2


Примечание  – Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

 

 

2.3 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»

 

 

На основе вышеизложенного  проведем оценку конкурентоспособности  продукции ОАО «Кричевцементношифер» методом экспертной оценки.

Конкурентоспособность оценивалась по четырем основным факторам: марка, скорость схватывания, цена, комкование.

 Весомость  факторов:

• марка– 4 балла;

• скорость схватывания– 3 балла;

• цена – 2 балла;

• комкование – 1 балл.

Оценки экспертов  представлены в нижеследующей таблице.

 

Таблица 2.2 – Экспертная оценка факторов конкурентоспособности продукции ОАО «Кричевцементношифер»

Эксперт

Оценка экспертов, баллов

     марка

срок схватывания

    цена

  Комкование

1

5

4

2

3

2

4

3

5

4

3

4

2

4

3

4

5

5

3

4

5

5

3

4

4

Сумма баллов

23

17

18

18

Средний балл

4,6

3,4

3,6

3,6


 Примечание – Источник: собственная разработка.

 

Подставив в  формулу (1) данные из таблицы 2.2, получим:

 

Ксп=(5+4+4+5+5)/5/5*4+(4+3+2+5+3)/5/5*3+(2+5+4+3+4)/5/5*2+(3+4+3+4+4)/5/5*1= 3,68+2,04+1,44+0,72=7,88.

 

Таким образом, экспертная группа оценила конкурентоспособность продукции в 7,88 балла из 10, то есть у предприятия имеются значительные резервы (21,2%) повышения конкурентоспособности продукции по всем направлениям.

Оценим  конкурентоспособность продукции  данного предприятия по методике 11111 – 55555. В качестве оцениваемых факторов будем придерживаться следующих: предел прочности, марка, цена, срок схватывания. Оценки факторов представлены в таблице 2.3.

 

Таблица 2.3 – Оценка факторов конкурентоспособности  продукции 

                       

Эксперт

Оценка экспертов, баллов

предел прочности

марка

цена

срок схватывания

1

2

3

4

5

1

3

5

4

4

2

4

5

5

4

3

4

5

4

3

Окончание таблицы 2.3

1

2

3

4

5

4

3

5

4

4

5

4

5

5

4

Сумма баллов

18

25

22

19

Средний балл

3,6

5

4,4

3,8


Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Подсчитав индивидуальные показатели конкурентоспособности  продукции, получила следующие результаты:

-по фактору «предел прочности» = 3+4+4+3+4= 18;

-по фактору «марка» = 5+5+5+5+5 = 25;

-по фактору «цена» = 4+5+4+4+5 = 22;

-по фактору «срок схватывания» = 4+4+3+4+4 = 19.

Средняя конкурентоспособность  продукции ОАО «Кричевцементношифер» по всем факторам составила 21 балл, что выше средней конкурентоспособности по Беларуси (она составляет 15 баллов (33333)). Таким образом, продукцию данного предприятия можно оценить как достаточно конкурентоспособную на белорусском рынке.

Также был применен бальный метод оценки.

В качестве исследуемого товара был выбран портландцемент 500 Д0 (25 кг) производства ОАО «Кричевцементношифер», УП «ИНТЕКОСТРОЙ», ОАО «Белорусский цементный завод». Оценка проводилась по следующим показателям:

- ассортимент;

- доставка продукции потребителю;

-экологичность;

- цена.

При оценке указанных  показателей использовалась нижеследующая  шкала:

5- полное соответствие;

4- удовлетворительно;

3- не совсем  соответствует;

2- не соответствует;

1- совсем не  соответствует. 

Полученные  в ходе оценки данных показателей  баллы были занесены в таблицу.

 

 

 

Таблица 2.4 – Оценка конкурентоспособности бальным методом

 

Показатель

Коэф. Весомости

Значения оценок показателей по изделиям

Кричевцементношифер

Интекострой

ОАО«Белорусский цементный завод»

1. ассортимент

0,2

4

3

3

2. доставка продукции потребителю

0,3

2

2

5

3.экологичность

0,2

3

3

3

4. Цена

0,3

4

3

4

Сдеднее значение:

 

3,25

2,75

3,75


Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Обработанные  с учетом коэффициента весомости  данные представлены в следующей таблице.

 

Таблица 2.5 – Значения оценок с учетом коэффициентов весомости показателей

Показатель

Значения оценок показателей по продукту

Кричевцементношифер

интекострой

ОАО «Белорусский цементный завод»

1. ассортимент

0,8

0,6

0,6

2.доставка продукции  потребителю

0,6

0,6

1,5

3.экологичность

0,6

0,6

0,6

4. Цена

1,2

0,9

1,2

Интегральная  оценка:

3,2

2,7

3,9


Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Следующим шагом  по максимальной интегральной оценке был выбран эталон – портландцемент 500 Д0 ОАО «Белорусский цементный завод» (интегральная оценка составила 4,4) и рассчитаны уровни конкурентоспособности товаров-аналогов – портландцемент 500 Д0 ОАО «Кричевцементношифер» и УП «Интекострой»

 

Таблица 2.6 – Интегральные потребительские оценки товаров

Товары – аналоги

Уровень КСП

«Кричевцементношифер»

4,2

«Интекострой»

3,2

«Белорусский  цементный завод»

4,4


Примечание  – Источник: собственная разработка.

 

Таким образом, исходя из проведенной оценки выявлено, что наиболее конкурентоспособным продуктом является портландцемент 500 Д0 ОАО «Белорусский цементный завод», затем следует ОАО «Кричевцементношифер» и замыкает список УП «Интекострой».

Основной причиной высокой конкурентоспособности продукции ОАО «Белорусский цементный завод» является использование усовершенствованных методик работы с персоналом и детальных проработок рынков сбыта.

Портландцемент производства ОАО «Кричевцементношифер» обладает также достаточной конкурентоспособностью на рынке, но уступает эталону в заботе о доставке товара потребителю и вместе с тем опережает его в ассортименте.

И, в свою очередь, образец УП «Интекострой» обладает средними показателями по всем заявленным критериям оценки, что обеспечило ему третье место по результатам исследования.

Рассмотрим  конкурентоспособность вышеуказанных  товаров-аналогов с точки зрения построения многоугольника конкурентоспособности используя данные полученные в методе 3. В качестве нормативов выступили показатели эталонного образца (выявленного в предыдущем методе).

Рисунок 2 – Многоугольник конкурентоспособности

Примечание  – Источник: собственная разработка

 

Данный многоугольник  наглядно иллюстрирует вышеописанное распределение преимуществ между товарами-аналогами по заданным показателям.

Таким образом, на основании рассмотренного в данной главе можно сделать следующие  выводы:

1. ОАО «Кричевцементношифер» специализируется в основном на производстве товаров для белорусского рынка и лишь незначительная часть для экспорта;

Информация о работе Конкурентоспособность продукции