Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель данной работы оценить конкурентоспособность продукции ОАО «КамАЗ» - большегрузных автомобилях «КАМАЗ». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести обзор состояния отрасли и характеристика рыночной среды большегрузных автомобилей:
2. Изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности товара: основные понятия, цели, задачи, существующие методы оценки конкурентоспособности товара;
3. Оценить конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов, составить рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика рыночной среды ОАО «КамАЗ»……………………………6
1.1. Обзор социально-экономического положения в республике Удмуртия……………………………………………………………………..6
1.2. Обзор состояния отрасли автомобилестроения……………………...10
1.3. Характеристика рынка грузовых автомобилей и обзор его текущего состояния……………………………………………………………………12
2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности товара………..21
2.1. Понятие, цели и задачи анализа конкурентоспособности товара………………………………………………………………………..21
2.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров……...22
2.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности товара…..24
2.4. Мультиатрибутивная модель как метод определения конкурентоспособности товара.…………………………………………...32
3. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………..36
3.1. Определение конкурирующих товаров, выбор параметров оценки конкурентоспособности……………………………………………………36
3.2. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов……………………………………………………38
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...50
Приложение………………………………………………………………………52
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Характеристика рыночной среды ОАО «КамАЗ»……………………………6
1.1. Обзор социально-
1.2. Обзор состояния отрасли автомобилестроения……………………...
1.3. Характеристика рынка грузовых
автомобилей и обзор его текущего состояния………………………………………………………
2. Методические подходы
к оценке
2.1. Понятие, цели и задачи анализа конкурентоспособности
товара………………………………………………………………
2.2. Показатели, определяющие
2.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности товара…..24
2.4. Мультиатрибутивная модель как метод определения конкурентоспособности товара.…………………………………………...32
3. Оценка конкурентоспособности а
3.1. Определение конкурирующих товаров,
выбор параметров оценки конкурентоспособности………………………
3.2. Оценка конкурентоспособности автомобиля
«КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов…………………………………………………
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности
автомобиля «КАМАЗ»……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложение……………………………………………………
Введение
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Данная тема актуальна, т.к. успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук.
Цель данной работы оценить конкурентоспособность продукции ОАО «КамАЗ» - большегрузных автомобилях «КАМАЗ». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести обзор состояния отрасли и характеристика рыночной среды большегрузных автомобилей:
2. Изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности товара: основные понятия, цели, задачи, существующие методы оценки конкурентоспособности товара;
3. Оценить конкурентоспособности
автомобиля «КАМАЗ» в
Объектом исследования является продукция ОАО «КАМАЗ» - крупная автомобильная компания, входящая в десятку крупнейших мировых производителей грузовых автомобилей. Всего в России и странах СНГ находится 186 субъектов дилерской сети ОАО «КАМАЗ», из них: в России - 101; странах СНГ - 52; кроме того, в странах дальнего зарубежья с «КАМАЗом» работают 34 дилера. В состав дилерской сети входят так же 121 автоцентр. Крупнейшими потребителями продукции предлагаемой ОАО «КАМАЗ» в России являются Министерство Обороны России, РАО «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК».
Перспективными рынками сбыта на экспорт для грузовых автомобилей являются страны ближнего зарубежья, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Северной Африки и Латинской Америки.
Целью данного исследования является выявление конкурентоспособности продукции ОАО «КАМАЗ».
Достижения цели осуществляется решением следующих задач:
1.Выявить основных конкурентов ОАО «КАМАЗ»;
2.Провести опрос экспертов по атрибутам продукции;
3.Построить
В ходе исследования была использована различная информация, источниками которой являются: перечень субъектов дилерской сети; отчеты
о реализации продукции «КАМАЗ» за 2007 год; объемы продаж продукции
конкурентами; данные сегментации проведенной ранее; техническая документация автомобилей КАМАЗ, в том числе стандарты, ГОСТы, Евро нормы. Методом опроса так же была получена информация, отражающая мнения потребителей. Объекты исследования представлены дилерами различных регионов. Выборка составила 10 человек на основании 1% от генеральной совокупности. Инструментом сбора информации послужила анкета, состоящая из двух вопросов.
В ходе проведенной мультиатрибутивной модели были выявлены наиболее важные для потребителей характеристики грузового автомобиля, которые в последствии оценивались с точки зрения исполнения в конкретных марках. В результате важнейшими атрибутами, по мнению экспертов, являются: мощность двигателя; цена; доступность запасных частей; послепродажное, гарантийное обслуживание и грузоподъемность. Наиболее полно удовлетворение по данным показателям имеет компания иностранного производства Mercedes и Volvo. КАМАЗ обходит основных конкурентов по трем показателям: цена, доступность запасных частей, гарантийное и послепродажное обслуживание. По всем показателям среди автомобилей, выпускаемых фирмами, входящими в страны СНГ, КАМАЗ занимает лидирующие позиции. Исключение составляет наиважнейший показатель «мощность двигателя», отбрасывающий КАМАЗ на последнее место.
1. Характеристика рыночной среды ОАО «КамАЗ»
1.1. Обзор социально-
Удмурская Республика обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Согласно рейтингам эффективности региональных социально-экономических показателей, проведенным независимыми федеральными органами, Республика Удмуртия входит в число шести лучших регионов, вместе с Москвой, Санкт-Петербургом, Ленинградской, Свердловской и Ярославской областями.
Промышленный профиль республики определяют топливная и нефтехимическая отрасли промышленности (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию (тяжелые грузовики, вертолеты, самолеты и авиадвигатели, компрессоры и нефте-газо перекачивающее оборудование, речные и морские суда, гамму легковых автомобилей), а также развитое электро- и радио- приборостроение.
В республике добывается около 32 млн. тонн нефти в год. По итогам 2009 г. компания "КАМАЗ" занимала 56,5% российского рынка грузовых автомобилей полной массой свыше 14 тонн. Каждый второй произведенный в России и СНГ грузовик – это автомобиль "КАМАЗ". В Удмуртии производится 24% российских тракторов. Республиканскими предприятиями нефтехимической отрасли выпускается около трети российского производства полиэтилена, синтетического каучука и автошин.
В 2009 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 878 млрд. руб. Объем промышленного производства за январь-декабрь 2009 г. достиг 860 млрд. рублей. По итогам 2009 года сальдированный финансовый результат предприятий промышленности составил 90 млрд. рублей, что на 12% выше уровня 2008 года. Наибольший удельный вес в общем объеме имеют добыча полезных ископаемых - 33,1%, производство транспортных средств и оборудовния - 12,3%, химическое производство - 11,9%, производство нефтерподуктов - 9,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - почти 9%.
В 2009 году объем сельхозпродукции в действующих ценах превысил 119 млрд. рублей. Произведено 412,8 тыс. тонн скота и птицы, 1910,9 тыс. тонн молока, 4,4 млн. тонн зерна, свыше 1,5 млн. тонн сахарной свеклы, 1,9 млн. тонн картофеля, 304,9 тыс. тонн овощей. Республика Татарстан, используя 2,3 процента сельхозугодий России, производит 4,8 процента ее сельхозпродукции. По состоянию на начало 2010 г. стоимость минимального набора продуктов питания в республике составляет 1736 руб., в то время как в среднем по РФ – 2131 руб.
Торгово-экономические связи Удмуртии со странами ближнего и дальнего зарубежья имеют большое значение для экономики республики – на сегодняшний день более 120 зарубежных стран осуществляют активную торговую деятельность с Республикой Удмуртия. Внешнеторговый оборот Удмуртий по итогам 2009 г., составил 13,5 млрд. долл. США (в т.ч. 11,7 млрд. долл. – экспорт, 1,8 млрд. долл. – импорт).
Основу экономики Республики Удмуртия составляют промышленность и сельское хозяйство. Наибольший удельный вес в структуре производства валового регионального продукта традиционно занимает промышленность.
Мировой финансово-экономический кризис оказал значительное влияние на экономику республики. Динамичный рост экономики Удмуртии в первом полугодии 2008-го года сменился во втором полугодии значительным замедлением. В ноябре наметилось падение промышленного производства и уменьшение темпов роста розничного товарооборота. Вместе с тем, за счет созданного в первом полугодии задела в ряде секторов экономики по итогам года наблюдается положительный рост производства. Наибольший темп роста достигнут в обрабатывающих производствах — 109,3%, их удельный вес в структуре промышленного производства составил более 60%. Значительный прирост производства в обрабатывающей промышленности достигнут в производстве транспортных средств — на 18,3%, электронного и оптического оборудования — на 14,2%, нефтепродуктов — на 12,3%, в производстве машин и оборудования — 8,8%, химическом производстве — на 5,7%.
Республика Удмуртия входит в перечень регионов, имеющих высокую локализацию валового регионального продукта в общем объеме произведенного продукта Российской Федерации. Так, Удмуртия, производя 2,72% ВВП, занимает шестое место, уступая только таким регионам как г. Москва (23,08% ВВП), Тюменская область (11,7% ВВП), Московская область (4,21% ВВП), г. Санкт-Петербург (3,64% ВВП), Свердловская область (2,94%).
В целом, несмотря на негативные тенденции конца года, в 2008 году экономика Республики Удмуртия закрепила положительные тенденции развития, наметившиеся за последние 11 лет. Реальный прирост ВРП в 2008 г. составил 7,1% (в РФ — 106%). Объем валового регионального продукта Республики Удмуртия на душу населения составил 247 тыс. рублей, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 21,7%. По объему ВРП на душу населения Удмуртии занял 1 место в ПФО (14 — в РФ).
Валовой региональный продукт на 1 занятого в экономике в республике ежегодно растет и в 2008 году составил, по оценке, 512 тыс. рублей, что в сопоставимом исчислении на 6,7% выше уровня предыдущего года. Следует отметить, что производительность труда в Удмуртии выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,3%).
Основной вклад в рост экономики в 2008 году был внесен предприятиями строительства (31,9%), обрабатывающих производств (28,0%), транспорта и связи (25,4%), торговли (19,3%). По сравнению с прошлым годом вырос вклад предприятий транспорта и связи (с 8,1% до 25,4%), сельского хозяйства (с 5,5% до 8%), строительства (с 7,2% до 31,9%). Снизился вклад обрабатывающих производств (с 38,1% до 28,0%), добычи полезных ископаемых (с 6,7% до 1,4%) и торговли (с 22,9% до 19,3%).
В результате в отраслевой структуре валового регионального продукта по сравнению с 2007 годом увеличился удельный вес сельского хозяйства (на 0,3%), строительства (на 0,5%), торговли (0,2%) и транспорта и связи (на 0,2%), сократился удельный вес промышленности (на 1,9%).
Инвестиционная активность в республике оставалась высокой. Объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство» составил, по оценке, 141 млрд. рублей, или 117,5% к уровню января-декабря 2007 г. Инвестиции в основной капитал выросли, по предварительным данным, на 11% и составили 247 млрд.рублей. В результате, по оценке, интегральный показатель качества жизни в целом по Республике Удмуртия составил 0,904 (при нормативном значении 1) и увеличился по сравнению с 2007 годом на 5,1%.
Достаточно высокими оставались темпы роста реальной заработной платы (рассчитанной с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги) работников предприятий и организаций, включая субъекты малого предпринимательства — 113% к уровню предыдущего года (в РФ — 11,6%). Реальные доходы населения выросли на 10%. [8]
1.2. Обзор состояния отрасли автомобилестроения
Автомобилестроение — отрасль средней промышленности, осуществляющая производство безрельсовых транспортных средств, преимущественно с двигателями внутреннего сгорания (ДВС).
Автомобилестроение, как и любая отрасль народного хозяйства, имеет свою структуру.
По степени загруженности ресурсов автомобилестроение может быть легким и тяжелым. Легкое автомобилестроение представлено легковыми и грузовыми автомобилями. Тяжелое автомобилестроение – это грузовые авто, авто специального назначения (рабочие, например: подъемники и прочее).
По направленности промышленности автомобилестроение подразделяют на пассажирское и грузовое. К пассажирсокму относят производство тех же легковых автомобилей, автобусов, в том числе и микроавтобусов.
Высокая наукоемкость отрасли – результат особой сложности продукции отрасли. На разработку новых конструкций техники уходит от 5 до 10 лет. Задача достижения высокой эксплуатационной надежности продукции, обеспечение длительности использования автомобилей (до 20-30 лет) вызывает необходимость создания новых видов конструкционных материалов, совершенствования всех агрегатов автомобильной техники. Это обусловило очень высокие расходы на научно-исследовательскую работу. Весь уровень расходов на конструирование и создание продукции автомобилестроения настолько велик, что его могут позволить себе только немногие фирмы нескольких промышленных государств мира.
Информация о работе Конкурентоспособность товара (на примере продукции ОАО «КАМАЗ»)