Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель данной работы оценить конкурентоспособность продукции ОАО «КамАЗ» - большегрузных автомобилях «КАМАЗ». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести обзор состояния отрасли и характеристика рыночной среды большегрузных автомобилей:
2. Изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности товара: основные понятия, цели, задачи, существующие методы оценки конкурентоспособности товара;
3. Оценить конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов, составить рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика рыночной среды ОАО «КамАЗ»……………………………6
1.1. Обзор социально-экономического положения в республике Удмуртия……………………………………………………………………..6
1.2. Обзор состояния отрасли автомобилестроения……………………...10
1.3. Характеристика рынка грузовых автомобилей и обзор его текущего состояния……………………………………………………………………12
2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности товара………..21
2.1. Понятие, цели и задачи анализа конкурентоспособности товара………………………………………………………………………..21
2.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров……...22
2.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности товара…..24
2.4. Мультиатрибутивная модель как метод определения конкурентоспособности товара.…………………………………………...32
3. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………..36
3.1. Определение конкурирующих товаров, выбор параметров оценки конкурентоспособности……………………………………………………36
3.2. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов……………………………………………………38
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...50
Приложение………………………………………………………………………52
Снижение объемов реализации вызвано снижением спроса на грузовые автомобили вследствие экономического кризиса в отраслях, потребляющих грузовой автотранспорт.
Рисунок 1.3.1. Доли рынка занимаемые конкурентами на рынке грузовых автомобилей в 1 кв. 2009,%
Значительное снижение объемов импорта грузовых автомобилей и сокращение доли иностранных автопроизводителей вызвано следующими факторами: - снижением спроса на грузовые автомобили в условиях экономического кризиса; повышением таможенных пошлин в январе 2009 года; девальвацией рубля по отношению к доллару и евро в начале 2009 года; наличием высокого уровня складских запасов.
Повышение таможенных пошлин и девальвация российского рубля привело к значительному удорожанию импортной автотехники. В условиях снижения спроса на рынке это ведет к снижению объемов импорта и уменьшению доли импортной автотехники на российском рынке. Отечественные марки (марки СНГ) находятся в среднем ценовом диапазоне. Цены на них не изменятся при девальвации рубля и девальвации валют СНГ. Незначительное повышение цен возможно лишь на те марки автомобилей, в которых велика доля импортных комплектующих. Снижение продаж российских автомобилей будет обусловлено падением объема рынка. Но это снижение будет значительно меньше, чем у конкурентов, то есть доля КАМАЗа на рынке вырастет. По итогам первого полугодия 2009 года доля ОАО «КАМАЗ» на российском рынке грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн составила 53,5%. При этом доля компании из месяца в месяц возрастала. Так если доля КАМАЗа в марте без накопления составляла 50,5%, то в апреле и мае - по 54,5%, а в июне – 58,5 процента.
Высокий рост доли ОАО «КАМАЗ» вызван факторами:
Министерство промышленности и торговли РФ определило перечень автомобильной техники, производимой на территории страны, для закупки федеральными органами исполнительной власти. В него вошли также и серийно выпускаемые грузовые автомобили КАМАЗ и автобусы НЕФАЗ.
Рынок среднетоннажных грузовых автомобилей полной массой грузовых автомобилей 8-14 тонн наиболее сильно подвержен колебаниям рыночной конъюнктуры, что во многом определяется тем, что достаточно высока доля частных предпринимателей, небольших компаний, финансовое состояние которых значительно ухудшилось в условиях кризиса. Доступность кредитов для данной категории экономических субъектов ухудшилось еще в большей степени, чем для крупных предприятий.
На российский рынок грузовых автомобилей довлеет высокий уровень складских остатков у автопроизводителей и их дилеров, а также импортеров.
Ухудшение финансового состояния предприятий всех отраслей экономики приведет к увеличению риска невыплат платежей по лизингу. Кроме этого, снижение объемов выполняемых транспортных работ из-за кризиса приведет к простоям автомобилей в парке предприятий. Вероятно, что часть незадействованных автомобилей поступит на вторичный рынок. [9]
2. Методические подходы
к оценке
2.1. Понятие, цели и задачи анализа конкурентоспособности товара
Свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с
аналогичными объектами, представленными на данном рынке выражается конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности потребительских, экономических и организационных показателей относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара. Она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. [1]
Конкурентоспособность продукта определяется как возможность его
успешной продажи на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени. Конкурентоспособность предприятия или фирмы - это способность успешно оперировать на конкретном рынке в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг.
Конкурентное преимущество - это положительно значимые в качественном отношении линии поведения фирмы, которые по различным параметрам обеспечивают ее превосходство над конкурентами [4].
Задачами анализа конкурентоспособности товара являются:
2.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров
Конкурентоспособность определяется по трем группам параметров: потребительным, экономическим, организационным (коммерческим).
Потребительные параметры характеризуют следующие свойства: параметры назначения, качества (в том числе, с точки зрения потребителя), эргономические, эстетические и нормативные, имидж товара, его известность, торговую марку и т.п. Параметры назначения связаны с областями применения продукции и фикциями, которые она обязана выполнять. Эргономические параметры характеризуют соответствие продукции возможностям человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении, т.е. показывают степень комфортности и удобства. Эстетические параметры характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Нормативные параметры отражают свойства продукции, которые регламентируются обязательными нормами, стандартами и законодательством.
Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно «жесткие», которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно «мягкие», которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара). [5]
Экономические параметры характеризуют затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации (потребления). К экономическим параметрам относятся: цена изделия (С1), расходы на транспортировку (С2), установку (С3), эксплуатацию (С4), ремонт (С5), техническое обслуживание (С6), налоги (С7), страховые взносы (С8), и т.д.
Цена потребление (С) – объем средств, необходимых потребителю в течение всего срока службы товара:
С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5 + С6 + С7 + С8 + … + Сm = SC j gj, (1)
где С1 – экономические параметры;
gj – вес конкретного экономического параметра (рейтинг параметра). [1]
К организационным параметрам относятся: система скидок, условия сбыта, качество обслуживания, гарантии и т.д.
Перечень значимых параметров конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки. [6]
Основными принципами оценки конкурентоспособности товара являются:
На основе этих принципов сформулируем методические положения оценки конкурентоспособности товара, то есть совокупность утверждений (правил), с помощью которых производится построение методики.
Методическая база должна строиться в соответствии с сущностью товара как продукта, предназначенного для продажи и последующего потребления. Для потребителя ценен не товар как таковой, а те блага, которые он получает при его использовании. Поэтому при определении конкурентоспособности товара оценивается то, насколько лучше/хуже он удовлетворяет запросы пользователей по сравнению с товарами-конкурентами, а при обследовании факторов — насколько они способствуют или препятствуют достижению конкурентоспособности товара.
При выявленной проблеме конкурентоспособности товара ее решение и управленческое воздействие целесообразно осуществлять на основе маркетингового исследования, предполагающего изучение отношения покупателей к товарам анализируемого предприятия и его конкурентов, а также достоинств и недостатков внутренней среды фирмы; эффективности использования возможностей и избежания угроз ее внешнего окружения.
Оценка конкурентоспособности товара должна проводиться периодически, а не только при возникновении проблемной ситуации. Это обусловлено тем, что принятие превентивных мер на основе выявления сигналов о потенциальном ухудшении конкурентоспособности товара более эффективно, чем попытка повысить его реальную низкую конкурентоспособность [7].
2.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности товара
Конкурентоспособность товара в общем случае определяется тремя необходимыми элементами:
От выбора базы сравнения
в значительной степени зависит
правильность результата оценки конкурентоспособности
и принимаемые в дальнейшем решения.
Базой сравнения могут
В том случае, когда
базой сравнения является потребность
покупателей, осуществляется выбор
номенклатуры и установление величин
параметров потребности покупателей,
оцениваемой и конкурирующей пр
Когда за базу сравнения принимается величина необходимого потребителю полезного эффекта продукции, а также сумма средств, которые потребитель готов израсходовать на приобретение, и потребление продукции, выделяются сам полезный эффект в качестве эталона или сумма средств.
Если оцениваемая продукция имеет конкурента, то товар - образец моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований, которым должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке.
Иногда в качестве базы сравнения выступает гипотетический образец, который представляет собой среднее значение параметров группы изделий. Такая процедура используется в том случае, когда информации по конкретному образцу - аналогу недостаточно. Фактически речь идет об анализе потребности, которой может и не существовать, поэтому эта оценка должна рассматриваться как ориентировочная и подлежащая дальнейшему уточнению.
Значительно чаще за базу сравнения принимается группа аналогов, отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемой продукции, из которых выбираются наиболее представительные, а затем прогрессивные изделия, имеющие наилучшую перспективу для дальнейшего расширения объема продаж.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров.
Оценка конкурентоспособности товара осуществляется в несколько этапов1:
1. Анализ рынка и выбор
базы для сравнения, в качестве
которой могут выступать:
2. Определение сравниваемых
Информация о работе Конкурентоспособность товара (на примере продукции ОАО «КАМАЗ»)