Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:20, курсовая работа
Цель данной работы оценить конкурентоспособность продукции ОАО «КамАЗ» - большегрузных автомобилях «КАМАЗ». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Провести обзор состояния отрасли и характеристика рыночной среды большегрузных автомобилей:
2. Изучить методические подходы к оценке конкурентоспособности товара: основные понятия, цели, задачи, существующие методы оценки конкурентоспособности товара;
3. Оценить конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов, составить рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ».
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика рыночной среды ОАО «КамАЗ»……………………………6
1.1. Обзор социально-экономического положения в республике Удмуртия……………………………………………………………………..6
1.2. Обзор состояния отрасли автомобилестроения……………………...10
1.3. Характеристика рынка грузовых автомобилей и обзор его текущего состояния……………………………………………………………………12
2. Методические подходы к оценке конкурентоспособности товара………..21
2.1. Понятие, цели и задачи анализа конкурентоспособности товара………………………………………………………………………..21
2.2. Показатели, определяющие конкурентоспособность товаров……...22
2.3. Существующие методы оценки конкурентоспособности товара…..24
2.4. Мультиатрибутивная модель как метод определения конкурентоспособности товара.…………………………………………...32
3. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………..36
3.1. Определение конкурирующих товаров, выбор параметров оценки конкурентоспособности……………………………………………………36
3.2. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ» в сравнении с товарами конкурентов……………………………………………………38
3.3. Рекомендации по повышению конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»…………………………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….46
Список использованной литературы…………………………………………...50
Приложение………………………………………………………………………52
3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности
оцениваемого товара. Если за базу сравнения
принимается потребность, то расчет единичного
показателя конкурентоспособности может
производиться по формуле:
где gi – единичный параметрический показатель конкурентоспособности по i-му параметру;
Пi – величина i-го параметра для анализируемой продукции;
Пin – величина i-го параметра, при котором потребность удовлетворяется полностью;
n – количество анализируемых параметров.
Если за базу
сравнения принимается образец,
Иногда параметры продукции не имеют физической меры. В этом случае для оценки этих характеристик используется методы оценки в баллах.
Дифференциальный метод позволяет лишь констатировать факт конкурентоспособности анализируемой продукции или наличия у нее недостатков по сравнению с товаром - аналогом. Он, однако, не учитывает влияние на предпочтение потребителя при выборе товара весомости каждого параметра.
Для устранения этого недостатка используется комплексный метод оценки конкурентоспособности. Он основывается на применении комплексных показателей или сопоставлении удельных полезных эффектов анализируемой продукции и образца.
где Iнп - групповой показатель конкурентоспособности по нормативным параметрам;
qнi - единичный показатель конкурентоспособности по i-му нормативному параметру, рассчитываемый по формуле .
Отличительной особенностью данной формулы является то, что если хотя бы один из единичных показателей равен 0, что означает несоответствие параметра обязательной норме, то групповой показатель также равен 0. Очевидно, что товар при этом будет неконкурентоспособен.
Расчет группового показателя по техническим параметрам (кроме нормативных) производится по формуле:
где Iтп - групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам;
ai - весомость i-го параметра в общем наборе из n технических параметров, характеризующих потребность.
Полученный групповой показатель Iтп характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров, чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. Основой для определения весомости каждого технического параметра в общем наборе являются экспертные оценки, основанные на результатах маркетинговых исследований. Иногда в целях упрощения расчетов и проведения ориентировочных оценок из технических параметров может быть выбрана наиболее весомая группа или применен комплексный параметр - полезный эффект, который в дальнейшем участвует в сравнении.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.
Полные затраты потребителя определяются по формуле:
где З - полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции;
Зс - единовременные затраты на приобретение продукции;
Сi - средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к i-му году ее службы;
Т - срок службы;
i - год по порядку.
При этом:
где Сj - эксплуатационные затраты по j-ой статье;
n - количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле:
где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;
З, Зо - полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Формулы и не учитывают коэффициента приведения эксплуатационных затрат к расчетному году, так как отношения полных затрат в определенной степени компенсирует влияние коэффициента приведения на величину Iэп.
В случае необходимости учета коэффициента приведения эксплуатационных затрат формулы (4.6) и (4.8) принимают вид:
Соответственно подсчет группового показателя по экономическим параметрам проводится по формуле:
где Iэп - групповой показатель по экономическим параметрам;
З, З0 - единовременные затраты на приобретение соответственно анализируемой продукции и образца;
Сi, С0i - суммарные затраты на эксплуатацию или потребление соответственно анализируемой продукции и образца в i-ом году;
Т - срок службы товара;
a i - коэффициент приведения
эксплуатационных затрат к
Величина срока службы
для изделий промышленного
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле:
где К - интегральный показатель конкурентоспособности анализируемой продукции по отношению к изделию-образцу;
Анализ результатов. По смыслу показатель К отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия.
Если К<1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если К>1, то превосходит, при равной конкурентоспособности К=1.
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу:
де Кср - интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов;
Кi - показатель конкурентоспособности относительно i-го образца;
Ri - весомость i-го образца в группе аналогов;
N - количество аналогов.
Смешанный метод оценки
представляет собой сочетание дифференциальн
Данный подход является общеупотребительным и повсеместно встречается, по крайней мере, в отечественной литературе. Следует заметить его существенный недостаток - потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. Действительно, как следует из приведенных выше расчетных значений, априорно предполагается, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность. Иначе говоря, «улучшение» характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ - решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара. [6]
В последнее время
большой интерес среди
2.4. Мультиатрибутивная модель как метод определения
конкурентоспособности товара
Мультиатрибутивная модель товара позволяет выявить направления
дифференциации, т.е. как придать своему товару отличительные свойства, по которым потребитель будет его выделять среди других. Построение мультиатрибутивной модели осуществляется, но основании оценочных характеристик потребителей по выявленным атрибутам.
Покупатель обычно учитывает многие атрибуты. Общая оценка марки базируется на комбинации оценок каждого атрибута. Атрибуты могут иметь функциональную природу (мощность, габариты), но также природу эмоциональную или эстетическую. Покупатели оценивают атрибуты или характеристики на основе двух соображений: степени значимости каждого атрибута и степени их воспринимаемого присутствия в оцениваемой марке. Существует множество методик выявления атрибутов. К ним относятся, например, такие, как решетка Келли, экспертный метод. Так же атрибуты можно выявить в ходе пилотажного исследования, когда респондентам предлагается выбрать наиболее значимые, по их мнению, характеристики товара. Предварительно данные характеристики выявляются из объективных характеристик товара, ГОСТов, технической документации и т.д.
Атрибуты обладают неодинаковой значимостью в глазах покупателя. С
точки зрения человека, значимость атрибута отражает ценности и приоритеты, с которыми он связывает выгоды, обеспечиваемой маркой.
Знание фирмой приоритетов различных групп покупателей позволяет ей
разработать новые товары, специально предназначенные для удовлетворения
этих покупателей.
Ценность атрибута для индивида зависит от сочетания двух факторов, входящих в систему оценки. Этими факторами являются: значимость атрибута и воспринимаемая степень его наличия. Подобная субъективная ценность рассматривается как частная полезность, которой обладает каждый атрибут. Данная ценность является произведением воспринимаемой степени присутствия атрибута и его значимости. Тогда полная полезность марки для конкретного покупателя может представлять собой либо сумму, либо произведение частных полезностей, которыми он наделяет атрибут.
Для получения развернутой оценки отношения к товарам определенной
марки (их полезности для потребителей) обычно используются более
сложные методы. К их числу относятся методы, основанные на композиционном и декомпозиционном подходах. Композиционный подход состоит в формировании значений полной полезности на основе измерений значимости и полезности определенных характеристик товара, полученных путем изучения мнений потребителей, учитывающих их индивидуальные предпочтения. Далее осуществляется свертывание оценок полезности отдельных характеристик товара в итоговую, интегральную оценку.
Декомпозиционный подход развивается в противоположном направлении и начинается с определения предпочтений различных марок
товаров, совокупности свойств которых уже определены. Далее выводятся лежащие в ее основе частные полезности для каждой характеристики. Для данного покупателя полная полезность мраки равна сумме ее частных полезностей. Частные полезности ассоциируют как с важностью каждой характеристики (атрибута), так и с ее значением для каждого товара.
При реализации декомпозиционного подхода респонденты реагируют на
различные марки товара, описанные с помощью различных атрибутов. Собираемая у респондентов информация сводится к ранжированию предпочтений в отношении рассматриваемых марок товаров. Следующей
аналитической задачей является формулирование частной полезности для
каждой характеристики. Используя рейтинги различных совокупностей атрибутов, можно выявить частные полезности, лежащие в их основе, а затемвоссоздать структуру предпочтений респондента по всем атрибутам,
описывающим изучаемые марки товара.
Согласно данному подходу, непосредственно оцениваются частные полезности, представляющие собой комбинацию значимости характеристик и их значений для различных вариантов товара, которые нельзя идентифицировать по отдельности. Таким образом, высокий уровень полезности может являться следствием либо высокого уровня значимости и низкого уровня характеристики, либо низкого уровня значимости, скомпенсированного высоким уровнем значения характеристики.
Оценка уровня полезности позволяет спрогнозировать индивидуальный
выбор, когда потребитель имеет дело с разными марками или различными совокупностями характеристик.
Модель товара разрабатывается
после тщательного анализа
недостатков, которые он имеет в глазах потенциальных потребителей и покупателей. После этого формируется ядро товара, базовые выгоды и подкрепляющие выгоды для каждой целевой группы покупателей и потребителей. На основании данных, в ходе построения мультиатрибутивной
модели, стоится карта
восприятия, многоугольник
так же производится анализ закрепления, анализ приверженности. [3]
3. Оценка конкурентоспособности автомобиля «КАМАЗ»
Информация о работе Конкурентоспособность товара (на примере продукции ОАО «КАМАЗ»)