Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
В результате семантического анализа были выявлены некоторые пробелы в методологии оценки конкурентоспособности продукции. Несмотря на то, что в литературе чаще всего, понятие конкурентоспособность определяется как совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, в существующих методиках оценки конкурентоспособности этот показатель представляется в виде отношения полезного эффекта от товара к суммарным затратам на его приобретение.
В основе большинства отечественных методов лежит «Методика оценки уровня конкурентоспособности промышленной продукции», изданная в 1984 году.7 Данный подход в большей степени направлен на определение качества продукции, которое напрямую связывается с ценовыми характеристиками изделия. Его использование для оценки конкурентоспособности продукции широкого (народного) потребления не позволяет получить достоверных результатов. При этом автор не отрицает и наличие других методик оценки конкурентоспособности продукции, в частности, четырех принципов:8
Однако описанные в работе Лобанова М.М., Осипова Ю.М. принципы имеют определенные недостатки, не позволяющие полно отразить реальный конкурентный статус товара.
К определению
конкурентоспособности фирмы
Структурный – оценка положения фирмы может быть сделана, исходя из уровня монополизации отрасли, т.е. конкуренции производства и капитала и барьеры входа и выхода в отрасль. Функциональный – главную роль играют соотношение издержек производства, цены, загрузки производственных мощностей, объема выпуска продукции, т.е. экономические показатели деятельности. Подход позволяет оценить конкурентоспособность отдельных предприятий. Является составными частями отрасли.9
Чтобы сегодня
создать конкурентоспособное
Все усилия в организации и управлении предприятием должны быть направлены на развитие тех его качеств или реализуемой им продукции, которые выгодно отличали бы фирму от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все работники фирмы.
Повышение конкурентоспособности – верный шаг к успеху предприятия в сфере его деятельности.
Для оценки деятельности предприятия целесообразно проанализировать и оценить экономический потенциал, т.е. совокупность ресурсов, имеющихся в распоряжении предприятия и способности к использованию ресурсов с целью создания и реализации товаров и услуг, получения максимального дохода.
В соответствии
с полученными результатами собственных
оценок конкурентоспособности
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всем экономическим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.
Необходим выбор
приоритетов и выработка
На фоне относительно
умеренных темпов развития макроэкономических
показателей внутренний российский
рынок развивается достаточно динамично.
В перспективе структура
Увеличение доли населения среднего класса, рост совокупных доходов населения, развитие интеграционных процессов в экономике, приведет к дальнейшему развитию розничных торговых предприятий разных форматов.
Иностранные и отечественные субъекты торговли будут использовать «мультиформатность» как эффективный инструмент проникновения в сложившуюся конкурентную среду и осуществления региональной экспансии.
Вступление России в ВТО принесет выгоды, прежде всего населению: цены на импортные товары и услуги понизятся за счет снижения таможенных тарифов и ставок на импорт, станут несколько дешевле товары. Одновременно усилится конкурентная борьба как между отечественными, так и зарубежными предприятиями. В результате повысится качество товаров и услуг. 11
Обозначенные
направления развития экономики
рынка и торговли диктуют объективную
необходимость
Механизм регулирования конкурентоспособности розничного торгового предприятия на разных уровнях управления можно представить следующим образом (рисунок 1.2).
Рисунок 1. 2 – Уровни регулирования конкурентоспособности торгового предприятия12
Конкурентоспособность розничного торгового предприятия достигается соответствием его совокупного потенциала условиям внешней среды. При меняющейся конъюнктуре необходимо регулярное уточнение и корректировка параметров, оказывающих влияние на конкурентоспособность, согласно выработанной стратегии.
Системное управление конкурентоспособностью (рисунок 1.3), выделенное автором, представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов, которые функционируют во времени как единое целое, решая при этом главную задачу – обеспечение достижения запланированных целей развития предприятия путем наилучшего удовлетворения потребностей всех заинтересованных экономических субъектов.
Рис.1.3 - Направление и источники достижения конкурентоспособности предприятия13
Механизм обеспечения
конкурентоспособности
Сердцевиной этого механизма является формирование конкурентных стратегий и тактики деятельности предприятия, направленных на достижение конкурентных преимуществ на товарных рынках.
Для конкурентоспособных предприятий в долгосрочном периоде применяемые стратегии должны ориентировать хозяйствующий субъект на радикальные действия за счет введения принципиально новых товаров и услуг. Подобный подход наиболее оптимален для крупных торговых центров, супермаркетов и универсамов.
Торговым сетям
с данным уровнем конкурентоспособности
предпочтительны стратегия
В результате горизонтальной интеграции будут образовываться так называемые цепные предприятия, что позволит добиваться выгодных условий закупки товаров и возможности проведения единой торговой политики. Диверсификация увеличивает долю рынка предприятия за счет роста товарооборота и числа постоянных покупателей, что обеспечивает оптимальное распределение ресурсов и стабильный рост прибыли.
Для розничных
торговых конкурентоспособных
Для розничных
торговых конкурентоспособных
Стратегии концентрированного
роста рекомендуем
Для предприятий торговли конкурентоспособных в краткосрочном периодах расчет коэффициентов конкурентоспособности по отдельным блокам позволяет выявить наиболее слабые рыночные позиции предприятия и его реальные возможности по повышению конкурентных преимуществ.
Неконкурентоспособные предприятия, в первую очередь, должны применять оборонительные стратегии, направленные на выживание, и только после накопления необходимого потенциала выйти на следующий уровень конкурентоспособности.
Достижение
конкурентоспособности
Решение этой задачи напрямую зависит от уровня управления конкурентоспособности каждого хозяйствующего субъекта. По мнению автора, применение его теоретических уточнений и методологических рекомендаций в сфере оценки и разработки мер по повышению эффективности конкурентоспособностью розничных торговых предприятий на практике будет способствовать повышению эффективности менеджмента, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом.
Магазин «Мебельный мир» осуществляет торговую деятельность на розничном рынке города Хабаровска с 1998 года. Магазин находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Волочаевская, 188. Режим работы магазина «Мебельный мир»: с 10оо до 19оо, не предусматривает обеденного перерыва.
Предприятие располагается
в значительной удаленности от центра
города, имеет расчетный счет в
Хабаровском филиале