Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.doc

— 689.50 Кб (Скачать файл)

Воспользовавшись  формулой (2.4) имеем:

Клм = 1 : 1 = 1, КАзбука Мебели = 1,087 : 1/0,9329 = 1,01,

Кс = 1,26 : 1/1,078 = 1,36, КМегаполис = 0,993 : 1/0,82 = 0,81.

Вышеприведенные расчеты позволяют сделать вывод:

  1. Самым конкурентоспособным изделием в рамках рассматриваемой стратегической группы является мебель, реализуемая ООО «Империя Мебели»: на единицу затрат потребитель получает 1,36 единиц полезного эффекта. Данное обстоятельство обеспечило как конкурентным преимуществом по потребительским показателям, так и по экономическим.
  2. Потребители мебели «Азбука Мебели» на единицу затрат получают 1,01 единицы полезного эффекта. Конкурентное преимущество мебели «Азбука Мебели» состоит в лучших потребительских качествах по сравнению с мебелью ООО «Мебельный мир». По экономическим характеристикам (цене) мебель «Азбука Мебели» проигрывает мебели ООО «Мебельный мир». Однако, так как показатель конкурентоспособности «Азбука Мебели» больше 1, это означает, что преимущество сильнее недостатка, вызванного более высокой ценой.
  3. Показатель конкурентоспособности «Мегаполис» менее 1 свидетельствует о неконкурентоспособности мебели, реализуемой ООО «Мегаполис» относительно ООО «Мебельный мир». Причем конкурентные недостатки выражаются как по показателю цена, так и по потребительским показателям.

Расчет конкурентоспособности  по потребительским показателям.

Обобщенный  показатель стабильности качества складывается из оценки: уровня исполнения изделия, надежности и долговечности изделия, гарантийного срока.

Оценим мебель каждого из рассматриваемых торговых предприятий по перечисленным показателям.

Для оценки уровня исполнения проведем экспертный опрос  продавцов мебели на предмет жалоб, поступающих от покупателей о  недостатках приобретаемой ими мебели (неточность отверстий для шурупов, несовпадение деталей одного и того же комплекта по тону и т. д.). Всего было опрошено 14 экспертов.

Для оценки по показателю надежности и долговечности изделия  был проведен экспертный опрос трех товароведов ООО «Мебельный мир». В их задачу входило проранжировать материалы, лежащие в основе изготовления мебели того или иного изготовителя по степени сохранения основных параметров изделия, их привлекательности во времени при соответствующих условиях эксплуатации, их ремонтопригодность. Показатель гарантийного срока определялся продолжительностью последнего. Результаты представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Определение конкурентоспособности  мебели по показателям стабильности качества

 

Показатель

Качественная или количественная характеристика показателя

Балльная оценка по 3-балльной шкале30

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Число жалоб  от продавцов среди опрошенных магазинов

-

-

2

2

3

3

1

1

Число рекламаций за недокомплектацию

-

1

1

-

3

1

1

3

Степень сохранения основных параметров во времени 

Высокая

Высокая

Средняя

Низкая 

3

3

2

1

Ремонтопригодность

Средняя

Средняя

Средняя

Высокая

2

2

2

3


 

По данным таблицы 2.8 рассчитаем групповой сводный параметрический индекс конкурентоспособности по показателям стабильности качества (табл. 2.9). Сравнение будем проводить относительно изделия ООО «Мебельный мир».

Таблица 2.9

Расчет параметрических  индексов конкурентоспособности по показателю стабильности качества

 

Показатель

Балльная оценка, qi

Ранг

пока-

зателя аi

qi * аi

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Число жалоб

1

1

1/3

1/3

0,4

0,4

0,4

0,13

0,13

Число рекламаций

1

1/3

1/3

1

0,3

0,3

0,1

0,1

0,3

Степень сохранения основных параметров во времени

1

1

2/3

1/3

0,2

0,2

0,2

0,13

0,7

Ремонтопригодность 

1

1

1

1,5

0,1

0,1

0,1

0,1

0,15

Сводный индекс конкурентоспособности

1

0,8

0,46

0,65


 

Анализ данных таблицы 2.9 показывает, что по показателям стабильности качества изделие мебели, реализуемой ООО «Мебельный мир» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели «Мегаполис».

Что касается показателя гарантийный срок, то данный показатель самый высокий у мебели, реализуемой в ООО «Империя Мебели».

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Анализ финансово-экономической  деятельности предприятия показал, что в 2007 году в ООО «Мебельный мир» произошел рост уровня валовых доходов от продаж на 1,79 пункта и одновременное снижение уровня издержек обращения на 0,19 пункта, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир». Кроме того, в 2007 году произошел рост показателя прибыли от реализации продукции на 79,424 тыс. руб. Рост значения прибыли составил 243,047 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир» и свидетельствует об эффективном использовании ресурсов в организации.

К основным конкурентами ООО «Мебельный Мир» на рынке г. Хабаровска можно отнести крупные мебельные магазины – Империя Мебели, Азбука мебели, Мегаполис.

Оценка конкурентоспособности  предприятия показала, что максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близка мебельная продукция, реализуемая ООО «Империя Мебели», затем ООО «Азбука Мебели», затем ООО «Мебельный мир» и «Мегаполис». ООО «Мебельный мир» уступает ООО «Империя Мебели» по следующим потребительским свойствам: 1) возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение; 2) цвет, фактура лицевых поверхностей; 3) удобство пользования мебелью; 4) конструкторское решение, дизайн.

По показателям  стабильности качества изделие мебели, реализуемой ООО «Мебельный мир» самое конкурентоспособное. Только по показателю ремонтопригодности оно уступает мебели «Мегаполис».

Что касается показателя гарантийный срок, то данный показатель самый высокий у мебели, реализуемой  в ООО «Империя Мебели».

3. Пути повышения конкурентоспособности  предприятия

3.1 Планирование  оборота по продаже товаров на будущий год

Рассмотрим  методику планирования товарных запасов  на предстоящий плановый год.

Таблица 3.1

План товарооборота  и товарных запасов ООО «Мебельный мир» на 2008 год

 

Показатели

Сумма

 тыс.  руб.

1.

План розничного товарооборота на 2008 год

4035,5

2.

Товарные запасы в розничной сети на 1 января 2008 года

В том числе: запасы сезонного хранения

товары в  пути, учтенные по бухгалтерскому балансу

скидка на остаток  товаров по балансу = 6%

298,6

35,3

11,0

3.

Норматив запасов  текущего хранения на 2008 год: в сумме, в днях

262,5

105


 

План розничного товарооборота: на 2008 год:

Т2008 = Т 2006 * К

Где К – коэффициент прироста товарооборота на плановый год, определяется исходя из фактических данных за предшествующие периоды:

Т2007 – товарооборот в 2008 году, тыс. руб.

Т2008 = 3603,093 * 1,12 = 4035,5 (тыс. руб.)

Тогда однодневный  плановый кредитуемый оборот будет  равен:

(3.12)

Затем товары в  пути пересчитаем в розничные  цены. Для этого по заданной торговой скидке в процентах исчислили накидку:

Следовательно, товарных запасов в пути в розничных  ценах составят:

Далее определяем запасы текущего хранения:

∑З1 = 298,6 - 35,3 + 11,7 = 275,0 тыс. руб.

Следовательно, товарные запасы в днях товарооборота составят:

т. е. На 110 дней торговли планового 2008 года хватит имеющихся запасов товаров.

Далее запасы текущего хранения сопоставляются с нормативом:

275 - 262,5 = +12,5 тыс. руб.

110 - 105 = +5 дней.

Таким образом, текущие товарные запасы ООО «Мебельный мир» превышают норматив на 12,5 тыс. руб. или на 5 дней. Отклонение запасов от норматива в днях можно было определить также делением суммы отклонения запасов на плановый однодневный товарооборот.

Нормирование  и контроль запасов — составляющие системы управления товарными запасами, от которых зависит своевременное устранение дефектуры или затоваривания.

Торговому предприятию  необходимо поддерживать такое соотношение  товаров частого и нерегулярного  спроса, которое обеспечивало бы (1) высокую оборачиваемость запасов (2) при удовлетворительном обеспечении клиентов и (3) оптимальных расходах на содержание запасов.

Поэтому большое  значение имеет нормирование запасов  — (1) определение оптимального объема, соответствующего конкретному критерию; (2) обеспечение условий для поддержания запасов на этом уровне.

Норма запасов  — это количество товаров каждого  наименования, которые должны храниться  на складе для обеспечения бесперебойной  реализации. Например, если критерий нормирования запасов по конкретной группе товаров — 10 дней, то для мебельных изделий А потребуется 10 комплектов, изделий Б — 1000 комплектов. Различают максимальные, минимальные, средние нормы запасов, точки заказов, нормы страховых запасов. Точка заказа — количество товара, при котором необходимо делать очередной заказ на поставку. Точка заказа может быть установлена на уровне минимального запаса, если поставщик надежный и четко выполняет условия поставки, или же с учетом страхового запаса, если при осуществлении поставки могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, что приведет к перерыву в поступлении товара. Размер страхового запаса необходимо учитывать, если ожидается изменение спроса в связи с сезонностью.

Прежде чем  решить вопрос о том, какое количество данного товара необходимо иметь на складе, нужно определить потребность клиентов в этом товаре.

Поддержание запасов  на минимальном уровне является средством  увеличения прибыли. Поэтому главная  задача — определить для каждого  вида товара, каким должен быть оптимальный объем запаса. Для того чтобы иметь в наличии достаточное количество товаров каждого наименования, необходимо знать статистику расхода каждого мебельного изделия.

Определение потребности  в товарах может быть основано на прогнозировании сбыта или на прошлом опыте.

Прогнозирование сбыта возможно, если известно примерное  количество потребителей (клиентов) и  примерное количество заказов в  определенный период времени, например за один месяц. Затем, используя различные  методы, эту ориентировочную потребность корректируют, учитывая колебания сезонности сбыта, влияние экономической ситуации, возможное сокращение (например, вследствие возникшей дебиторской задолженности) или увеличение количества потребителей (например, при внедрении на новый сегмент рынка).

Определение потребности  на основе данных прошлого периода  — это предположение, что продажи  в будущий период будут такими же, как и в прошлый, с поправкой  на ожидаемые изменения конъюнктуры  рынка. Этот метод считается менее  точным, чем метод прогнозирования.

Для того чтобы  определить, какие запасы нужно контролировать методом прогнозирования, а какие  — методом экстраполяции прошлого опыта, используют объемно-стоимостный  анализ. Вначале необходимо определить «денежную активность» препарата  путем умножения количества каждого препарата, реализованного в определенный период, на его стоимость. Как правило, результаты объемно-стоимостного анализа свидетельствуют о том, что наибольшая денежная активность (70–80%) характерна для небольшого (20–30%) количества препаратов (правило Парето). Такой анализ очень важен, поскольку движение активных товаров нужно контролировать тщательнее, чем неактивных. Поэтому потребность в активных товарах следует определять, используя более точный метод прогнозирования сбыта, в то время как потребность в неактивных товарах — более простым методом учета прошлого сбыта.

Количество  наименований активных товаров обычно невелико, однако с точки зрения денежной активности они играют главную  роль, так как в наибольшей степени  влияют на стоимость запасов. Товары именно этих наименований следует закупать часто, чтобы уменьшить сумму средств, вложенных в запасы, и ускорить их оборачиваемость. Именно здесь кроется «ловушка» для провизора, который предпочитает делать большие запасы «ходовых» товаров. Затраты, связанные с ускорением оборачиваемости именно этой группы товаров (например, транспортные издержки и расходы на обеспечение поставки), в большинстве случаев оправданны, поэтому интервалы закупок по этим видам товаров должны быть максимально сокращены. Таким препаратам нужно уделять как можно больше внимания и контролировать их запас, используя наиболее эффективную систему учета. Следует иметь в виду, что некоторые предприятия, целью которых является достижение наибольшей прибыльности, могут вместо денежной активности использовать в качестве критерия классификации товаров показатель прибыльности, так как не секрет, что в условиях ценовой войны фирмы вынуждены продавать товары с разной степенью выгоды для себя.

Для улучшения  контроля за группой товаров, которые, хотя и малоактивны в денежном выражении, но всегда должны быть в наличии, их тоже группируют в две, три категории и более, однако анализ проводят только по количеству проданных единиц товара каждого наименования без учета стоимости и решение о периодичности закупок принимают исходя из результатов этого анализа. Тем самым предпочтение отдается обязательствам перед потребителями.

Информация о работе Конкурентоспособность