Конкурентоспособность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность.doc

— 689.50 Кб (Скачать файл)

 

Более наглядно данные табл. 2.1 можно представить на рис. 2.1.

 

Рис.2.2 – Динамика изменения основных показателей  деятельности ООО «Мебельный Мир»

 

Анализируя  полученные результаты в 2007 году по отношению  к 2006 году можно сделать следующие  выводы.

Товарооборот увеличился на 82769 руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.

Уровень валового дохода составил в 2007 году 16,34%, в 2004 году 19,13%. Это означает, что в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота 16 руб. 34 коп., в 2007 году 18 руб. 13 коп. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2006 году с каждых 100 руб. товарооборота организация получила валового дохода на 1 руб. 79 коп. больше, чем в 2007 году, что характеризуется положительно.

Издержки обращения в  торговле характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Их анализ необходим главным образом для выявления резервов сокращения расходов.

Издержки обращения имеют  отрицательную динамику, в 2007 году они  уменьшились на 1339 тыс. руб., темп роста  составил 99,42%. Таким образом, при росте товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота приходилось 6 руб. 51 коп. текущих расходов, то в 2007 году расходы снизились на 19 коп. и составили на каждые 100 руб. товарооборота 6 руб. 32 коп., что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.

Прибыль от реализации товаров  увеличилась на 79424 тыс. руб., ее темп роста составил 122,94%. Таким образом, темп роста прибыли опережает темп роста товарооборота на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие обстоятельства: темп роста товарооборота составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло оказать такого большого влияния на рост прибыли от продаж. Поэтому можно предположить, что ООО «Мебельный мир» существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.

Уровень рентабельности продаж увеличился на 1,98%, его темп роста составил 120,11%, что является хорошим показателем.

Существенно увеличились  доходы от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб., темп роста составил 137,50%. С одной стороны данный факт следует назвать положительным, но с другой стороны, на мой взгляд, руководству следует задуматься об увеличении доходов от основного вида деятельности – торговли. Соответственно, прибыль до налогообложения также существенно увеличилась на 243057 тыс. руб., ее темп роста составил 131,06%, то есть превышает темп роста прибыли от реализации товаров на 8,12% (131,06-122,94).

В таблице 2.4 представлены сводные  показатели экономических факторов на изменение прибыли в динамике.

Из таблицы 2.4 видно, что  позитивное влияние на прибыль в 2007 году оказали следующие факторы:

    • увеличение объема товарооборота на 82769 тыс. руб.;
    • прирост уровня валового дохода на 1,79% к обороту;
    • увеличение доходов от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб.;
    • снижение издержкоемкости торговой деятельности на 1339 тыс. руб.

Их совокупное влияние создало реальную предпосылку увеличения общей прибыли на 243047 тыс. руб.

Негативные  факторы отсутствуют.

Таблица 2.3

Сводная таблица  влияния приведенных экономических  факторов на изменение прибыли в  динамике, сумма – руб., уровень – в %

 

 

 

 

Факторы

Формула расчета  

Влияние фактора

сумма, руб.

уровень, %

1

Прирост товарооборота

∆Σr = (Σq1p1- Σq0p0)*r0 / 100%

82769*9,84 / 100

8 142

 

2

Увеличение  среднего уровня валового дохода

∆Σr = (m1-m0)* Σq1p1 / 100%

1,79*82769/100

6 455 812

1,79

3

Снижение издержкоемкости  торговой деятельности

-∆Σr = (u1-u0) * Σq1p1 / 100%

0,19*3603093/100

6 846

0,19

4

Итого влияние  важнейших факторов на прибыль от реализации товаров 

(стр.1+стр.2+стр.3)

 

6 470 678

2

5

Увеличение  доходов от прочих видов деятельности

 

163 623

 

6

Прирост внереализационных  доходов

 

0

 

7

Снижение внереализационных  расходов

 

0

 

8

Влияние всех приведенных  факторов на общую прибыль

(стр.4+стр.5+стр.6+ стр.7)

6 634 301

 

2.4 Влияние ассортиментной  структуры объема на формирование валового дохода

Данные таблицы 2.3 показывают, что товарооборот увеличился на 82769 тыс. руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 тыс. руб., тем роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.

На рис. 2.3 изображена структура  товарооборота ООО «Мебельный мир» в 2006 и 2007 годах.

 

Рис. 2.3. Структура  товарооборота ООО «Мебельный мир» в 2006- 2007 годах

 

Как видно из рис. 2.3 в 2007 году в ООО «Мебельный мир» произошел рост уровня валовых  доходов от продаж на 1,79 пункта и  одновременное снижение уровня издержек обращения на 0,19 пункта, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир».

Как видно из таблицы 2.3, в 2007 году произошел рост показателя прибыли от реализации продукции  на 79,424 тыс. руб. Рост значения прибыли  составил 243,047 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир» и свидетельствует об эффективном использовании ресурсов в организации.

На рисунке 2.4 отображен  рост показателей прибыли ООО  «Мебельный мир» в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

 

Рис. 2.4. Динамика значений прибыли от реализации и  прибыли всего ООО «Мебельный мир» в 2006 – 2007 годах.

 

2.5 Оценочные  показатели, характеризующие конкурентоспособность  исследуемого предприятия на  фоне аналогичных фирм г. Хабаровска

К основным конкурентами ООО «Мебельный Мир» на рынке г. Хабаровска можно отнести крупные мебельные  магазины – Империя Мебели, Азбука мебели, Мегаполис.

Сравнение продукции  ООО «Мебельный мир» и ее приоритетных конкурентов и параметрами «идеального» изделия мебели представлено в табл. 2.4.

Таблица 2.4

Сравнение продукции  ООО «Мебельный мир» и ее приоритетных конкурентов и параметрами «идеального» изделия мебели

 

Факторы конкурентоспособности  мебельных изделий

Предприятия

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Мир Мебели

Насыщенность целесообразными элементами внутреннего оборудования (полки, перегородки и т.д.)

3

3

2

4

5

Простота уборки

4

4

4

3

5

Легкость передвижения внутри помещения

5

2

4

2

5

Возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение

2

4

3

4

5

Цвет, фактура  лицевых поверхностей

3

5

4

3

5

Надежность  и долговечность

4

4

5

3

5

Вред выделения  летучих компонентов покрытия

4

3

4

2

5

Удобство использования  мебелью (высота, глубина блоков)

3

4

4

2

5

Конструкторское решение, дизайн

2

4

3

2

5

Вместимость мебели

5

5

2

3

5

Универсальность

1

3

4

2

5


 

Рассчитаем  по каждому показателю единичный  показатель конкурентоспособности (qi) продукта по отношению к эталону и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по потребительским показателям. Результаты представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Определение сводного индекса конкурентоспособности  по потребительским показателям

 

Показатель  конкурентоспособности 

Индекс qi

Вид показателя

Вес аi

qi * аi

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

1

0,6

0,6

0,4

0,8

7

0,07

0,042

0,042

0,028

0,056

2

0,8

0,8

0,8

0,6

11

0,01

0,0008

0,0008

0,0008

0,006

3

1

0,4

0,8

0,4

6

0,09

0,09

0,036

0,072

0,09

4

0,4

0,8

0,6

0,8

2

0,15

0,06

0,12

0,09

0,06

5

0,6

1

0,8

0,6

3

0,13

0,078

0,13

0,104

0,078

6

0,8

0,8

1

0,6

5

0,1

0,08

0,08

0,1

0,05

7

0,8

0,6

0,8

0,4

10

0,03

0,024

0,018

0,024

0,012

8

0,6

0,8

0,8

0,4

8

0,06

0,036

0,048

0,048

0,024

9

0,4

0,8

0,6

0,4

1

0,17

0,068

0,136

0,102

0,068

10

1

1

0,4

0,6

4

0,12

0,12

0,12

0,048

0,072

11

0,1

0,6

0,8

0,4

9

0,05

0,005

0,03

0,04

0,02

Сводный индекс конкурентоспособности

65

1

0,6038

0,7608

0,6568

0,6000


 

Анализ таблицы 2.5 показывает, что максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близка мебельная продукция, реализуемая ООО «Империя Мебели», затем ООО «Азбука Мебели», затем ООО «Мебельный мир» и «Мегаполис». ООО «Мебельный мир» уступает ООО «Империя Мебели» по следующим потребительским свойствам: 1) возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение; 2) цвет, фактура лицевых поверхностей; 3) удобство пользования мебелью; 4) конструкторское решение, дизайн.

Расчет конкурентоспособности  по экономическим показателям.

При сравнении  изделий мебели по экономическим  показателям возьмем за базу сравнения  розничную цену на стенку «Карина», реализуемую ООО «Мебельный мир». И определим конкурентоспособность цен других торговых предприятий относительно цен ООО «Мебельный мир». Результаты представим в таблице 2.7.

По каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).

qi = Р / Рб  (2.1)

Далее этапе внутри каждой группы критериев производят ранжирование показателей по степени их значимости для потребителя и в соответствии с этим присваивают им вес: аni – для потребительских показателей, аэi – для экономических, акi – для показателей качества, аmi– для технических. Причем:

 (2.2)

где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.

Производится расчет группового показателя как сводного индекса  конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)

, , ,  (2.3)

где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.

И рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):

К = Qn / Qэ  (2.4)

Таблица 2.7

Определение сводного индекса Расчет конкурентоспособности  по экономическим показателям

 

Показатель 

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Расчет показателя

ai

qi * ai

Мебельный мир

Империя Мебели

Азбука мебели

Мегаполис

Цена розничная

19800

18370

21300

24200

1

1

1

1,078

0,93

0,82


 

Из таблицы 2.7 видно, что по экономическому показателю стенка «Карина» более конкурентоспособна, чем аналоги, реализуемые «Азбука  Мебели» и «Мегаполис», но менее конкурентоспособна, чем мебель, реализуемая в «Империя Мебели».

Для того, чтобы  рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности  приведем Qэ и Qn в сопоставимый вид. Для этого рассчитаем Qэ для каждого изготовителя относительно изделия ООО «Мебельный мир», приняв Qэ ООО «Мебельный мир» за 1. Имеем:

Qс = 0,7608 : 0,6038 = 1,26,

QАзбука Мебели = 0,6568 : 0,6038 = 1,087,

QМегаполис = 0,6000 : 0,6038 = 0,993,

где Qс, QАзбука Мебели, QМегаполис – сводные индексы конкурентоспособности предприятий ООО «Империя Мебели», «Азбука Мебели», «Мегаполис», относительно ООО «Мебельный мир».

Информация о работе Конкурентоспособность