Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
Более наглядно данные табл. 2.1 можно представить на рис. 2.1.
Рис.2.2 – Динамика изменения основных показателей деятельности ООО «Мебельный Мир»
Анализируя полученные результаты в 2007 году по отношению к 2006 году можно сделать следующие выводы.
Товарооборот увеличился на 82769 руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 руб., темп роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
Уровень валового дохода составил в 2007 году 16,34%, в 2004 году 19,13%. Это означает, что в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота 16 руб. 34 коп., в 2007 году 18 руб. 13 коп. Уровень валового дохода в товарообороте увеличился на 1,79%. Это означает, что в 2006 году с каждых 100 руб. товарооборота организация получила валового дохода на 1 руб. 79 коп. больше, чем в 2007 году, что характеризуется положительно.
Издержки обращения в торговле характеризуют величину потребленных ресурсов в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности. Их анализ необходим главным образом для выявления резервов сокращения расходов.
Издержки обращения имеют отрицательную динамику, в 2007 году они уменьшились на 1339 тыс. руб., темп роста составил 99,42%. Таким образом, при росте товарооборота имеется динамика снижения издержек обращения, что является очень хорошим показателем. Уровень издержек, соответственно, также имеет отрицательную динамику. Если в 2006 году на каждые 100 руб. товарооборота приходилось 6 руб. 51 коп. текущих расходов, то в 2007 году расходы снизились на 19 коп. и составили на каждые 100 руб. товарооборота 6 руб. 32 коп., что свидетельствует об экономном расходовании ресурсов.
Прибыль от реализации товаров увеличилась на 79424 тыс. руб., ее темп роста составил 122,94%. Таким образом, темп роста прибыли опережает темп роста товарооборота на 20,59% (122,94-102,35). Такое положение можно назвать положительным, но следует принять во внимание следующие обстоятельства: темп роста товарооборота составил 102,35%, темп роста валового дохода 113,57%, темп роста издержек обращения 99,43%. То есть, снижение издержек составило всего 0,58% (99,42-100) и оно не могло оказать такого большого влияния на рост прибыли от продаж. Поэтому можно предположить, что ООО «Мебельный мир» существенно увеличило стоимость своих товаров, что может негативно отразиться на клиентах и привести к их оттоку, т.к. в условиях рынка можно приобрести аналогичный товар по более низкой стоимости.
Уровень рентабельности продаж увеличился на 1,98%, его темп роста составил 120,11%, что является хорошим показателем.
Существенно увеличились доходы от прочих видов деятельности на 163623 тыс. руб., темп роста составил 137,50%. С одной стороны данный факт следует назвать положительным, но с другой стороны, на мой взгляд, руководству следует задуматься об увеличении доходов от основного вида деятельности – торговли. Соответственно, прибыль до налогообложения также существенно увеличилась на 243057 тыс. руб., ее темп роста составил 131,06%, то есть превышает темп роста прибыли от реализации товаров на 8,12% (131,06-122,94).
В таблице 2.4 представлены сводные показатели экономических факторов на изменение прибыли в динамике.
Из таблицы 2.4 видно, что позитивное влияние на прибыль в 2007 году оказали следующие факторы:
Их совокупное влияние создало реальную предпосылку увеличения общей прибыли на 243047 тыс. руб.
Негативные факторы отсутствуют.
Таблица 2.3
Сводная таблица
влияния приведенных
|
Факторы |
Формула расчета |
Влияние фактора | |
сумма, руб. |
уровень, % | |||
1 |
Прирост товарооборота |
∆Σr = (Σq1p1- Σq0p0)*r0 / 100% 82769*9,84 / 100 |
8 142 |
|
2 |
Увеличение среднего уровня валового дохода |
∆Σr = (m1-m0)* Σq1p1 / 100% 1,79*82769/100 |
6 455 812 |
1,79 |
3 |
Снижение издержкоемкости торговой деятельности |
-∆Σr = (u1-u0) * Σq1p1 / 100% 0,19*3603093/100 |
6 846 |
0,19 |
4 |
Итого влияние важнейших факторов на прибыль от реализации товаров |
(стр.1+стр.2+стр.3) |
6 470 678 |
2 |
5 |
Увеличение доходов от прочих видов деятельности |
163 623 |
||
6 |
Прирост внереализационных доходов |
0 |
||
7 |
Снижение внереализационных расходов |
0 |
||
8 |
Влияние всех приведенных факторов на общую прибыль |
(стр.4+стр.5+стр.6+ стр.7) |
6 634 301 |
Данные таблицы 2.3 показывают, что товарооборот увеличился на 82769 тыс. руб., его темп роста составил 102,35%. Валовой доход увеличился на 78085 тыс. руб., тем роста составил 113,57%. Таким образом, темп роста валового дохода превышает темп роста товарооборота на 11,22% (113,57-102,35), что является положительным результатом.
На рис. 2.3 изображена структура товарооборота ООО «Мебельный мир» в 2006 и 2007 годах.
Рис. 2.3. Структура товарооборота ООО «Мебельный мир» в 2006- 2007 годах
Как видно из рис. 2.3 в 2007 году в ООО «Мебельный мир» произошел рост уровня валовых доходов от продаж на 1,79 пункта и одновременное снижение уровня издержек обращения на 0,19 пункта, что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир».
Как видно из таблицы 2.3, в 2007 году произошел рост показателя прибыли от реализации продукции на 79,424 тыс. руб. Рост значения прибыли составил 243,047 тыс. руб., что является положительной тенденцией в деятельности ООО «Мебельный мир» и свидетельствует об эффективном использовании ресурсов в организации.
На рисунке 2.4 отображен рост показателей прибыли ООО «Мебельный мир» в 2007 году по сравнению с 2006 годом.
Рис. 2.4. Динамика значений прибыли от реализации и прибыли всего ООО «Мебельный мир» в 2006 – 2007 годах.
К основным конкурентами
ООО «Мебельный Мир» на рынке г. Хабаровска
можно отнести крупные
Сравнение продукции ООО «Мебельный мир» и ее приоритетных конкурентов и параметрами «идеального» изделия мебели представлено в табл. 2.4.
Таблица 2.4
Сравнение продукции
ООО «Мебельный мир» и ее приоритетных
конкурентов и параметрами «
Факторы конкурентоспособности мебельных изделий |
Предприятия | ||||
Мебельный мир |
Империя Мебели |
Азбука мебели |
Мегаполис |
Мир Мебели | |
Насыщенность целесообразными элементами внутреннего оборудования (полки, перегородки и т.д.) |
3 |
3 |
2 |
4 |
5 |
Простота уборки |
4 |
4 |
4 |
3 |
5 |
Легкость передвижения внутри помещения |
5 |
2 |
4 |
2 |
5 |
Возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение |
2 |
4 |
3 |
4 |
5 |
Цвет, фактура лицевых поверхностей |
3 |
5 |
4 |
3 |
5 |
Надежность и долговечность |
4 |
4 |
5 |
3 |
5 |
Вред выделения летучих компонентов покрытия |
4 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Удобство использования мебелью (высота, глубина блоков) |
3 |
4 |
4 |
2 |
5 |
Конструкторское решение, дизайн |
2 |
4 |
3 |
2 |
5 |
Вместимость мебели |
5 |
5 |
2 |
3 |
5 |
Универсальность |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
Рассчитаем по каждому показателю единичный показатель конкурентоспособности (qi) продукта по отношению к эталону и сводный индекс конкурентоспособности каждого конкурента по потребительским показателям. Результаты представлены в таблице 2.5.
Таблица 2.5
Определение сводного индекса конкурентоспособности по потребительским показателям
Показатель конкурентоспособности |
Индекс qi |
Вид показателя |
Вес аi |
qi * аi | ||||||
Мебельный мир |
Империя Мебели |
Азбука мебели |
Мегаполис |
Мебельный мир |
Империя Мебели |
Азбука мебели |
Мегаполис | |||
1 |
0,6 |
0,6 |
0,4 |
0,8 |
7 |
0,07 |
0,042 |
0,042 |
0,028 |
0,056 |
2 |
0,8 |
0,8 |
0,8 |
0,6 |
11 |
0,01 |
0,0008 |
0,0008 |
0,0008 |
0,006 |
3 |
1 |
0,4 |
0,8 |
0,4 |
6 |
0,09 |
0,09 |
0,036 |
0,072 |
0,09 |
4 |
0,4 |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
2 |
0,15 |
0,06 |
0,12 |
0,09 |
0,06 |
5 |
0,6 |
1 |
0,8 |
0,6 |
3 |
0,13 |
0,078 |
0,13 |
0,104 |
0,078 |
6 |
0,8 |
0,8 |
1 |
0,6 |
5 |
0,1 |
0,08 |
0,08 |
0,1 |
0,05 |
7 |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
10 |
0,03 |
0,024 |
0,018 |
0,024 |
0,012 |
8 |
0,6 |
0,8 |
0,8 |
0,4 |
8 |
0,06 |
0,036 |
0,048 |
0,048 |
0,024 |
9 |
0,4 |
0,8 |
0,6 |
0,4 |
1 |
0,17 |
0,068 |
0,136 |
0,102 |
0,068 |
10 |
1 |
1 |
0,4 |
0,6 |
4 |
0,12 |
0,12 |
0,12 |
0,048 |
0,072 |
11 |
0,1 |
0,6 |
0,8 |
0,4 |
9 |
0,05 |
0,005 |
0,03 |
0,04 |
0,02 |
Сводный индекс конкурентоспособности |
65 |
1 |
0,6038 |
0,7608 |
0,6568 |
0,6000 |
Анализ таблицы 2.5 показывает, что максимально по потребительским показателям к идеальному изделию близка мебельная продукция, реализуемая ООО «Империя Мебели», затем ООО «Азбука Мебели», затем ООО «Мебельный мир» и «Мегаполис». ООО «Мебельный мир» уступает ООО «Империя Мебели» по следующим потребительским свойствам: 1) возможность блокирования изделия в функциональные группы и их разделение; 2) цвет, фактура лицевых поверхностей; 3) удобство пользования мебелью; 4) конструкторское решение, дизайн.
Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям.
При сравнении изделий мебели по экономическим показателям возьмем за базу сравнения розничную цену на стенку «Карина», реализуемую ООО «Мебельный мир». И определим конкурентоспособность цен других торговых предприятий относительно цен ООО «Мебельный мир». Результаты представим в таблице 2.7.
По каждому критерию рассчитывается единичный показатель конкурентоспособности (qi).
qi = Р / Рб (2.1)
Далее этапе внутри каждой
группы критериев производят ранжирование
показателей по степени их значимости
для потребителя и в
(2.2)
где Р, l, f, t – количество экономических, потребительских показателей качества и технических параметров.
Производится расчет группового показателя как сводного индекса конкурентоспособности по каждой группе критериев (Q)
, , , (2.3)
где Qn, Qэ, Qк, Qm – сводные параметрические индексы конкурентоспособности по потребительским, экономическим, качественным и техническим параметрам.
И рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности (К):
К = Qn / Qэ (2.4)
Таблица 2.7
Определение сводного индекса Расчет конкурентоспособности по экономическим показателям
Показатель |
Мебельный мир |
Империя Мебели |
Азбука мебели |
Мегаполис |
Расчет показателя |
ai |
qi * ai | |||
Мебельный мир |
Империя Мебели |
Азбука мебели |
Мегаполис | |||||||
Цена розничная |
19800 |
18370 |
21300 |
24200 |
1 |
1 |
1 |
1,078 |
0,93 |
0,82 |
Из таблицы 2.7 видно, что по экономическому показателю стенка «Карина» более конкурентоспособна, чем аналоги, реализуемые «Азбука Мебели» и «Мегаполис», но менее конкурентоспособна, чем мебель, реализуемая в «Империя Мебели».
Для того, чтобы рассчитать интегральный показатель конкурентоспособности приведем Qэ и Qn в сопоставимый вид. Для этого рассчитаем Qэ для каждого изготовителя относительно изделия ООО «Мебельный мир», приняв Qэ ООО «Мебельный мир» за 1. Имеем:
Qс = 0,7608 : 0,6038 = 1,26,
QАзбука Мебели = 0,6568 : 0,6038 = 1,087,
QМегаполис = 0,6000 : 0,6038 = 0,993,
где Qс, QАзбука Мебели, QМегаполис – сводные индексы конкурентоспособности предприятий ООО «Империя Мебели», «Азбука Мебели», «Мегаполис», относительно ООО «Мебельный мир».