Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:12, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности розничного торгового предприятия, разработка методики комплексной ее оценки, определение основных направлений дальнейшего развития предприятия.
В соответствии с поставленной целью в работе решался комплекс следующих взаимосвязанных задач:
изучить и систематизировать теоретические положения, характеризующие сущность, специфику конкурентоспособности розничных торговых предприятий на потребительском рынке; раскрыть содержание понятия «конкурентоспособность розничного торгового предприятия»;
обосновать и определить систему факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность розничного торгового предприятия, обобщить существующие методические подходы к оценке степени их воздействия;
провести оценку конкурентоспособности розничного торгового предприятия ООО «Мебельный Мир»;
определить основные направления повышения конкурентоспособности розничного торгового предприятия.
Для непрерывного удовлетворения спроса независимо от периодичности поставок в систему управления включают страховые запасы. Расчет нормативов страховых запасов необходимо проводить так же тщательно, как и текущих. Для поддержания запасов на определенном уровне разрабатывают:
Оптимальный объем запасов каждого наименования мебельных изделий определяют, придерживаясь следующих принципов:
Для корректировки оптимального объема запасов проводят:
Определяя политику в отношении товарных запасов, необходимо использовать наиболее экономичную систему заказов. Пополнение запасов осуществляют по одной из ниже приведенных систем.
Каждая из этих систем имеет преимущества и недостатки. Например, при использовании системы 2 уровень запасов всегда выше, но такая система удобна для заводов-производителей, так как позволяет более эффективно планировать производство. Выбор системы заказов зависит от условий, диктуемых поставщиком, уровня затрат, собственных оборотных средств и других факторов. Возможно использование нескольких систем, но в любом случае четкое использование системы пополнения запасов поможет оптимизировать товарные запасы на складе.
Рассмотрим
метод многофакторного
Таблица 3.2
Корреляционный анализ факторов покупательского спроса
Год |
Объем спроса,тыс. руб. |
Объем продаж мебели «Мебельный Мир», тыс. руб. |
Средне-душевой доход населения, руб. |
Число семей |
Доля мебели в структуре покупок семей, % |
Уровень цен на мебель, в % к предыдущему году |
Показатель а |
Показатель б |
Фактор в |
Фактор г |
Фактор д |
Фактор е | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
2001 |
19527,51 |
723,241 |
2345 |
467590 |
8,7 |
99,8 |
2002 |
19940,69 |
738,544 |
3154 |
432198 |
7,5 |
118,6 |
2003 |
27264,92 |
1009,812 |
3976 |
454321 |
8,2 |
107,3 |
2004 |
30521,23 |
1130,416 |
4230 |
467510 |
9,5 |
105,5 |
2005 |
35112,8 |
1300,474 |
4980 |
468890 |
9,8 |
101,1 |
2006 |
38189,56 |
3520,324 |
5238 |
475664 |
10,1 |
99,5 |
2007 |
40559,16 |
3603,093 |
5677 |
490432 |
12,3 |
98,5 |
rба = 1; rбв = 0,98
rбг = 0,77; rбд = 0,87
rбе = - 0,62
Таким образом, на объем продаж мебели «Мебельный Мир» наибольшее влияние оказывают: объем спроса населения Хабаровского края (линейная зависимость); среднедушевой доход населения; доля покупок мебели в общем объеме покупок населения. Меньшее, но также достаточно значительное влияние на объем продаж оказывает рост числа семей и рост цен на мебель (обратно-пропорциональная зависимость).
Такой выбор осуществим на основе графического представления динамики спроса и наиболее существенных его факторов.
Рис.3.1. Динамика потребительского спроса и его наиболее существенных факторов
Определим расчетные значения спроса и объема продаж на каждый год анализируемого периода.
Таблица 3.3
Расчетные значения спроса и объема продаж
Год |
Объем спроса, тыс. руб. |
Объем продаж, тыс. руб. |
2001 |
15948 |
723,241 |
2002 |
24036,33 |
738,544 |
2003 |
28767,71 |
1009,812 |
2004 |
32124,67 |
1130,416 |
2005 |
34728,53 |
1300,474 |
2006 |
36856,04 |
3520,324 |
2007 |
38654,83 |
3603,093 |
, (3.2)
где Yф и Yр – фактическое и расчетное значение показателя, соответственно.
Если величина < 10%, то выбранное уравнение регрессии считается достаточно адекватным реальному процессу формирования спроса и прогнозирования объема продаж.
В нашем случае значение для объема спроса равно 8%, а для объема продаж мебели равно 4%.
Следовательно,
выбранные уравнения регрессии
можно считать адекватными
Используя полученные формулы, прогнозируем объем продаж и объем спроса на 2008 г.
Получаем прогноз объема продаж мебели «Мебельный Мир» в размере 15022,1 тыс. рублей, а объем спроса населения в размере 16085,6 тыс. рублей.
Используя данную методику, а также данные маркетинговых исследований доли ООО «Мебельный Мир» на потребительском рынке для прогнозирования спроса на мебель «Мебельный Мир», получаем следующие данные (табл.3.4).
Таблица 3.4
Прогноз спроса на отдельные группы товаров
Товарная подгруппа |
Объем спроса на мебель «Мебельный Мир» в 2008г., млн. руб. |
Объем продаж в 2008 г., млн. руб. |
Соотношение прогнозного объема спроса и фактического объема продаж, % |
Прихожие |
0,599 |
0,75917 |
0,79 |
Гостиные |
3,597 |
3,32808 |
1,08 |
Мебель для спален |
5,595 |
5,53523 |
1,01 |
Детская мебель |
2,598 |
1,5042 |
1,73 |
Гостиничная мебель |
0,699 |
0,92939 |
0,75 |
Всего |
13,088 |
12,06 |
- |
Таким образом, видим, что согласно нашему прогнозу в структуре потребительского спроса на мебель компании произойдут значительные сдвиги. В первую очередь это касается детской мебели – спрос на данный товар должен возрасти в 1,73 раза. Как и прогнозировалось в компании, спрос на прихожие и гостиничную мебель снизится. По остальным товарным группам ассортимента изменений не предвидится.
По мере роста спроса на данный товар, фирма сможет также увеличивать цену (торговую надбавку) на данную ассортиментную позицию, тем самым увеличивая ее прибыльность.
Оперативный анализ выполнения плана и динамики объема продаж торговой организации проводят по отдельным магазинам и в целом, а в магазинах – по отдельным структурным подразделениям (филиалам, отделам, секциям). Анализ обычно проводится ежедневно и направлен на обеспечение ритмичной торговой деятельности, успешного развития розничного товарооборота, высокого качества обслуживания покупателей.
При проведении оперативного анализа составляют специальные аналитические таблицы, по данным которых выявляют на любую дату месяца отклонения от плана по розничной реализации товаров за день и нарастающим итогом с начала месяца. При расчете среднедневного плана объема продаж необходимо учитывать колебания в розничной реализации товаров по отдельным дням и неделям. Так, значительно возрастает розничный объем продаж в дни после получения заработной платы, пенсии, стипендий, а также перед выходными днями.
Фактические данные об объеме продаж берут из кассовых и товарных отчетов. Данные оперативного анализа широко используются менеджерами, руководителями и другими работниками торгового предприятия для принятия своевременных мер по обеспечению успешного выполнения плана, высоких темпов развития розничного объема продаж. Результаты оперативного анализа выполнения плана объема продаж характеризуются данными таблицы 3.5.
За первые две пятидневки торговое предприятие имело отставание в выполнении плана розничного объема продаж на 987 млн. руб. В последующих пятидневках его коллектив изыскал и использовал возможности роста объема продаж, перекрыл отставание в выполнении плана и сверх плана реализовано товаров за месяц 2160 млн. руб.
Оперативный анализ розничного объема продаж на практике обычно ведут без достаточной увязки с повседневным изучением поступления товаров, состояния товарных запасов.
Таблица 3.5
Оперативная информация о выполнении плана розничного объема продаж торгового предприятия ООО «Мебельный мир» за март 2007 года31
Дни месяца |
Розничный объем продаж, млн. руб. | ||||
План нарастающим итогом с начала месяца |
фактически |
Отклонение от плана | |||
За день |
Нарастающим итогом с начала месяца |
За день |
Нарастающим итогом с начала месяца | ||
2 |
1800 |
1412 |
1412 |
–388 |
–388 |
3 |
3600 |
1603 |
3015 |
–197 |
–585 |
4 |
5400 |
1704 |
4719 |
–96 |
–681 |
5 |
7200 |
1807 |
6526 |
+7 |
–674 |
ИТОГО за 1-е 5 дней |
7200 |
– |
6526 |
– |
–674 |
6 |
9000 |
1710 |
8236 |
–90 |
–764 |
7 |
10800 |
1642 |
9878 |
–158 |
–922 |
8 |
12600 |
1804 |
11682 |
+4 |
–918 |
9 |
14400 |
1822 |
13504 |
+22 |
–896 |
10 |
16200 |
1709 |
15213 |
–91 |
–987 |
ИТОГО за 2-е 5 дней |
9000 |
– |
8687 |
– |
–313 |
11 |
18000 |
1897 |
17110 |
+97 |
–890 |
12 |
198000 |
1904 |
19014 |
+104 |
–786 |
13 |
21600 |
1879 |
20893 |
+79 |
–707 |
14 |
23400 |
1911 |
22804 |
+111 |
–596 |
15 |
25200 |
1997 |
24801 |
+197 |
–399 |
ИТОГО за 3-и 5 дней |
9000 |
– |
9588 |
– |
+588 |
ВСЕГО за месяц |
54000 |
– |
56160 |
– |
+2160 |