Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:41, курсовая работа
Комплектование штатов является одним из ключевых элементов работы любой организации, так как от качества отобранных кадров зависит эффективность работы организации и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров могут дорого обойтись организации, а подбор хороших кадров является удачным вложением денег. Для любой организации отбор и обучение работников, не подходящих для выполнения порученной им работы, будет роскошью. Для мелких и средних организаций, особенно в условиях быстро меняющейся и нестабильной среды, эта роскошь просто непозволительна.
К главным факторам, определяющим успешную деятельность предприятия обслуживания, относятся:
Введение…………………………………………………….…………….………….3
1. Сущность, содержание и цели конкурсного отбора персонала…….………….5
1.1. Понятие конкурсного отбора, его цели и элементы. Подходы к
организации и проведению конкурса……………………………..…..…….5
1.2. Этапы конкурсных процедур. Задачи конкурсной комиссии……………..8
2. Требования к кандидату на замещение вакантной должности и совершенствование конкурсного отбора…………………………………..……..14
2.1. Методы определения требований к кандидату на замещение вакантной
должности……………………………………………………………………14
2.2. Основные направления совершенствования конкурсного отбора
персонала…………………………………………………………….………19
3. Проведение конкурсного отбора кандидатов на вакантную должность на предприятии ООО «Универсал»……………………………………………….….24
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия………...24
3.2. Предложения по проведению конкурса среди кандидатов на вакантную
должность специалиста по маркетингу………………………………..…..29
4. Построение профиля на основе оперограмм…………………………….…….36
Заключение……………………………………………………….…………………41
Список использованной литературы……………………...………
Продолжение таблицы 7
| заполнение анкет | 4.05.2012 | 15.05.2012 | К | К | К | У | О |
| принятие решений о допуске конкурсантов к участию в следующем этапе | 20.03.2012 | 24.05.2012 | К | О | О | У | У |
| подведение промежуточных итогов | 20.03.2012 | 24.05.2012 | К | О | О | У,П | У,П |
| утверждением результатов |
| 28.05.2012 | Р | Р | Р | У,П | У,П |
Примечание: О - отвечает за выполнение функции; У - участвует в выполнении функции; П - предоставляет необходимую информацию, исходные данные; К - контролирует; Р - принимает решение.
Анализ таблицы показывает, что контроль и принятие решений по выбору того или иного кандидата к допуску в участии в конкурсе и решение о выборе конкретного кандидата принимают руководители предприятия: нач. отдела кадров, нач. отдела маркетинга. Окончательное решение о приеме на работу кандидата принимает директор предприятия.
Оперограмма организации выполнения работ в конкурсной комиссии представлена в табл. 8.
Оперограмма показывает последовательность выполнения работ по выбору кандидата на вакантную должность специалиста по маркетингу. Ответственность по формированию отбора кандидатов ложиться на нач. отдела маркетинга. он создает материально-техническую базу, проводит собеседование и интервью с кандидатами. Нач. отдела кадров принимает решения по выдвижению кандидатов на следующий этап отбора и является соиспонителем при утверждении кандидата на должность специалиста по маркетингу.
1. Проведение интервью с кандидатом на должность специалиста по маркетингу
Работу по интервью с кандидатом, оценку его способностей проводят юрист и работник отдела кадров.
Таблица 8
Оперограмма организации выполнения работ в конкурсной комиссии
№ | Функции | Исполнители | ||||
Директор предприятия | Нач. отдела кадров | Нач. коммерческого отдела | Юрист | Работник отдела кадров, Социолог | ||
| формирование организационной структуры (органа) |
|
|
|
|
|
| формирование правил |
|
|
|
|
|
| формирование процедур проведения |
|
|
|
|
|
| создание материально-технической базы |
|
|
|
|
|
| объявление в периодической печати |
|
|
|
|
|
| сбор информации о кандидатах |
|
|
|
|
|
| первичное собеседование по телефону |
|
|
|
|
|
| проверка документов кандидатов |
|
|
|
|
|
| интервью с кандидатом |
|
|
|
|
|
| разработка анкет для составления психофизического и семантического профиля кандидата |
|
|
|
|
|
| заполнение анкет |
|
|
|
|
|
| принятие решений о допуске конкурсантов к участию в следующем этапе |
|
|
|
|
|
| подведение промежуточных итогов |
|
|
|
|
|
| утверждением результатов |
|
|
|
|
|
Примечание: - ответственный исполнитель; - помогающий исполнитель
Для проведения собеседования члены конкурсной комиссии должны владеть необходимыми знаниями о его видах и процедуре, тщательно подготовиться к нему, заранее ознакомиться с материалами о каждом кандидате, предварительно выбирать вид собеседования, составить вопросы и определить их последовательность.
При собеседовании важно учитывать определенные требования:
Во время интервью необходимо создать благоприятную атмосферу. В самом начале беседы следует выделить время для адаптации кандидата к новой обстановке и условиям. После этого задать ему несколько нейтральных вопросов, и только затем перейти непосредственно к конкретным оценивающим вопросам согласно заранее выбранному виду собеседования.
Рекомендуется использовать следующий вид собеседования: структурированное интервью.
Особенностью структурированного интервью является то, что для его проведения предварительно составляется вопросник со специальным перечнем вопросов, которые дополняются с учетом психологического тестирования кандидата на должность
В табл. 9 представлено предварительное интервью с кандидатом на должность специалиста по маркетингу.
Таблица 9
Предварительное интервью с кандидатом на должность специалиста по маркетингу
Основные вопросы | Дополнительные вопросы |
1 | 2 |
1. Расскажите немного о себе. | 1. Kак бы Вы описали свой характер? |
2. Почему Вы решили участвовать в конкурсе? | 2. За что Вас критиковали на прежнем месте работы? |
3. Участвовали ли Вы в других конкурсах и насколько успешно прошли собеседование? | 3. Kакие из обязанностей менеджера Вы выполняли бы с удовольствием? |
4. Чем привлекает Вас работа в должности специалиста по маркетингу? | 4. Kаковы Ваши сильные и слабые стороны? |
5. Почему Вы считаете себя достойным занять эту должность? В чем Ваше преимущество перед другими кандидатами? | 5. Kак бы Вы описали близкого к идеалу и далекого от него начальника? |
6. K кому можно обратиться за отзывом о Вашей работе? | 6. Вы чаще соглашаетесь или спорите и почему? |
7. На какую зарплату Вы рассчитываете? | 7. Kак бы Вы описали себя с помощью трех прилагательных? |
8. Что бы Вы могли рассказать о своих профессиональных связях, которые могли бы использовать на новой работе? | 8. Kак бы Вас описали ваши коллеги и начальство тремя прилагательными? |
9. Kак Вы повышаете свою профессиональную квалификацию? | 9. Kакие трудности, по Вашему мнению, могут возникнуть у Вас на новом месте? |
10. Kакими качествами должен, по Вашему мнению, обладать специалиста по маркетингу? | 10. В какие сроки вы могли бы приступить к новой работе? |
Продолжение таблицы 9
1 | 2 |
11. Kакие личностные качества цените в себе больше всего? | 11. Kак Вы сейчас планируете свой рабочий день? |
12. Не помешает ли Ваша личная жизнь работе, связанной с ненормированным рабочем днем? | 12. Что Вам необходимо, чтобы быстрее войти в курс дела? |
13. Чем Вы любите заниматься в свободное от работы время? | 13. Kак Вы будете готовиться к встрече с потенциальным клиентом? |
15. Kак Вы представляете свой первый день в должности специалиста по маркетингу? | 14. Kак Вы будете договариваться о встрече? И с кем? |
16. Kакие мероприятия по привлечению потребителей можете предложить? | 15. Kак Вы представляете свое будущее через пять лет и как собираетесь его добиться? |
17. В чем заключаются основные правила подготовки коммерческих писем потенциальному партнеру? |
|
18. Kакие виды презентации товаров (продуктов) можете назвать? |
|
19. Что значит эффективная продажа, ориентированная на клиентов? |
|
В ходе этого вида интервью члены комиссии четко придерживаются заранее составленных вопросов, не уводя разговор в сторону. Цель - оценить профессиональные и коммуникативные качества кандидата. Интервью позволяет определить:
- заинтересованность в выполнении функций специалиста по маркетингу;
- активность жизненной позиции;
- целеустремленность;
- степень самостоятельности в принятии решений и ответственности за результаты своей работы;
- стремление к лидерству;
- способность работать и готовность подчиняться;
- уровень интеллектуальной активности;
- способность творчески подходить к решению вопросов;
- степень самокритичности и объективности оценок;
- умение хорошо говорить и слушать.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В качестве объекта исследования выбрано торговое предприятие ООО «Универсал». Основными направлениями хозяйственной деятельности предприятия являются: торговля продовольственными товарами через одноименный магазин «Универсал» и реализация услуг общественного питания через кафе.
В процессе деятельности предприятия имеется положительная тенденция ежегодного увеличения объемов выручки от реализации всех видов услуг в среднем на 10,47 млн руб. или на 48,81%. Увеличение уровня прибыли имеет место по всем группам реализуемых услуг в среднем по общему объему на +0,58 млн руб. на +13,98%. Увеличение затрат имеет место также по всем группам реализуемых услуг в среднем на +8,99 млн руб. или на +51,45%.
Организационная структура управления ООО «Универсал» является линейно-функциональной. Отсутствие на предприятии ООО «Универсал» специалиста по маркетингу не предполагает ее использование для составления маркетинговых прогнозов и планов маркетингового развития предприятия.
Предприятию предлагается ввести в штатное расписание должность специалиста по маркетингу. Предлагается выбрать специалиста на основе конкурсного отбора. Опыт проведения конкурсных отборов на других предприятиях показывает, что наиболее эффективной формой является собеседование. Оно дает возможность лучше узнать кандидата как личность. Конкурсный отбор включает заполнение кандидатами анкет, прохождение психологического тестирования. Состав конкурсной комиссии на должность специалиста по маркетингу предприятия предлагаются следующие специалисты: 1. Директор предприятия. 2. Нач. отдела кадров. 3. Нач. коммерческого отдела. 4. Юрист предприятия. 5. Социолог (приглашенный).