Контроль качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 21:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта заключается в изучении контроля качества продукции (ККП), как одного из способов управления качеством.
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
изучить цели, задачи и методы контроля качества продукции;
рассмотреть службы, осуществляющие технический контроль качества;
получить информацию о видах технического контроля качества;
проанализировать осуществление ККП на предприятии ООО «Хлебозавод Болдинский».

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 83.64 Кб (Скачать файл)

Причина брака - это прежде всего недобросовестный труд. Брак возникает в результате нарушений нормативных требований, ошибок конструкторов и технологов, некомпетентных решений администраторов, нарушений технологической и производственной дисциплины, неудовлетворительного выполнения контрольных операций. Некачественный труд одного работника может сделать бесполезным труд целых коллективов, уничтожить результаты их труда. Отсюда главным средством предотвращения брака является повышение культуры производства, квалификации и личной ответственности исполнителей за результаты своей работы.

Браком считается продукция, которая из-за наличия дефектов, т.е. отдельных отклонений от установленных требований, не соответствует техническим условиям на её изготовление. Дефекты могут быть выявлены при производстве продукции, выходном контроле её качества, на стадии испытаний и в процессе эксплуатации. По характеру дефекты могут быть исправимыми и неисправимыми. Исправление дефектов ведет к удорожанию стоимости всей выпускаемой продукции или отдельных её партий. Неисправимый брак оказывается для предприятия прямым экономическим ущербом, потерями труда и материально-технических ресурсов. Появление дефектов на любой стадии требует немедленного установления места и причин их возникновения с целью оперативного решения вопроса о приостановке выпуска дефектной продукции, определения способа возмещения потерь от брака и устранения его причины.

Понятие "брак" относится не только к продукции материального производства, но и к результатам проектных, конструкторских и технологических разработок. Но в отношении последних это понятие нуждается в более четком юридическом определении.

Противоречивость определения "брак" применительно к конструкторским, проектным и технологическим разработкам существенно снижает эффективность мер по повышению их качества. Ответственность за низкое качество разработок осложняется тем обстоятельством, что стандарты и технические условия утверждаются по результатам отработки и приемки опытных образцов и, следовательно, не может быть такого положения, когда разработка не соответствовала бы требованиям стандартов и технических условий.

 

 

 

1.3 Службы, осуществляющие  технический контроль качества на предприятии

Контроль качества в масштабах предприятия возложен на центральную службу контроля качества (или обеспечения качества), в функции которого входят разработка качественных показателей по всем видам выпускаемой продукции, методов проверки качества и порядка проведения испытаний, анализ рекламаций и порядок их урегулирования, выяснение причин возникновения дефектов и брака и условий их устранения. Служба контроля осуществляет свою деятельность в тесном контакте с соответствующими службами в производственных отделениях, а также с заводскими службами контроля качества (или отделами технического контроля). Центральная служба контроля может осуществлять проверку качества сырья и материалов, технологического процесса, организации контрольных испытаний, правил приемки, применяемых заводской службой качества или отделом технического контроля, а иногда и выборочно производить проверку качества продукции, уже прошедшей технический контроль. Одной из важнейших функций центральной службы контроля является планирование и координация всей работы в области обеспечения качества, установление

необходимых связей между службами контроля качества в производственных отделениях предприятий. Через центральную службу контроля осуществляется централизация управления в области совершенствования качества выпускаемой продукции.

Таким образом, контроль призван обеспечить проверку исполнения управленческих решений на всех уровнях управления на соблюдение установленных нормативов и условий хозяйственной деятельности предприятия.

Для контроля качества продукции необходимо располагать:

1) показателями (стандартами, техническими параметрами), характеризующими качество продукции;

2) методами и средствами контроля проверки качества;

3) техническими средствами для проведения испытаний;

4) результатами анализа рекламации;

5) причинами возникновения дефектов, брака и условий их устранения.

Кроме центральной службы контролем качества продукции занимаются в подразделениях, цехах, участках, рабочих местах. Они первые получают сведения об отклонениях от нормы, состава и качества материалов, о допущенных отклонениях технологического процесса и предупреждают о возникновении производственного брака. Своевременно полученная информация позволяет оперативно реагировать на нарушение хода технологического процесса и принимать срочные меры к сокращению потерь от брака.

Все сведения, полученные в ходе проведенного контроля, ежедневно и посменно поступают в главную диспетчерскую службу. В связи с этим сложилась следующая иерархия контролирующих служб и их подразделений на предприятиях: отдел или управление технического контроля предприятия - бюро технического контроля цеха - бригада контролеров участка - рабочий-контролер.

Многообразие задач контроля качества продукции и необходимость соответствующих проверок на различных этапах процесса производства изделий обуславливают выделение в составе контрольных служб специальных функциональных подразделений, ориентированных на выполнение отдельных видов работ по контролю качества. В наиболее общем случае в состав отделов и управлений технического контроля предприятий могут входить следующие специализированные подразделения:

* контроля технического состояния  и точности оборудования;

* контроля технологической оснастки;

* агрегатов;

* исследования надежности выпускаемой  продукции;

* контроля качества упаковки  и хранения продукции на складах;

* контроля качества изделий  в процессе эксплуатации их  потребителем и по завершении  отдельных этапов эксплуатации;

* измерительной техники;

* линейных и угловых измерений;

* особо точных измерений;

* дефектоскопии;

* изоляции брака;

* контроля качества продукции, предназначенной для поставки  на экспорт;

* инспекционного контроля;

* технического и технологического  обеспечения процессов контроля  качества;

* учета, анализа и классификации  брака в производстве;

* анализа претензий и рекламаций  потребителей на выпускаемую  продукцию;

* внедрения новых средств и  методов технического контроля (неразрушающего, активного и др.);

* ремонта контрольно-испытательного  оборудования, измерительных приборов  и оснастки;

* разработки, внедрения и контроля  функционирования системы управления  качеством продукции на предприятии.

Приведенный перечень подразделений может быть существенно расширен за счет включения в него лабораторий, бюро и групп, не входящих, как правило, в состав отделов и управлений технического контроля, но оказывающих, тем не менее, существенное и непосредственное влияние на общее состояние работ по контролю качества. Имеются в виду, например, подразделения конструкторского контроля службы главного конструктора, подразделения нормоконтроля службы стандартизации, подразделения наладки и поверки контрольно-измерительного оборудования, приборов, инструмента и оснастки, входящие в метрологическую службу предприятия, и некоторые другие.

Особая роль в управлении контролем качества принадлежит менеджеру, отвечающему за контроль качества продукции. Решения менеджера будут меняться в зависимости от сложившейся ситуации в технологическом процессе. Менеджер может принимать решения, если возникнет необходимость, остановить производственный процесс.

В структуре служб контроля качества продукции многих предприятий в основном присутствуют подразделения, обеспечивающие технические и технологические аспекты контроля качества, при этом недостаточно развиты организационно-экономические и информационные функции отделов и управлений технического контроля. На многих предприятиях в работе названных подразделений имеются такие проблемы и недостатки, как:

* низкая пропускная способность  контрольных служб и недостаточная  численность персонала, приводящие  к нарушению ритмичности производства  и реализации продукции, невыполнению  отдельных работ по контролю  качества, появлению бесконтрольных  участков производства;

* недостоверность результатов  контроля, низкая требовательность  и субъективизм в оценке качества  продукции;

* слабая техническая вооруженность  и несовершенство метрологического  обеспечения;

* несовершенство методик измерений, дублирование и параллелизм в  работе по оценке качества;

* относительно низкая заработная  плата работников служб контроля качества предприятий;

* несовершенность системы премирования персонала контрольных служб, приводящая к незаинтересованности в полном и своевременном выявлении брака;

* несоответствие по квалификации  разряда контролеров разряду  выполняемых контрольных работ, низкий общеобразовательный уровень  работников ОТК предприятий.

Устранение отмеченных недостатков в работе служб технического контроля, препятствующих достижению высокой профилактичности, достоверности и объективности проверок, может оказывать разностороннее положительное влияние на процессы формирования и оценки качества изделий.

Во-первых, технический контроль, направленный на предупреждение разладов производственных процессов и возникновения отклонений от требований, предъявляемых к качеству изделий, способствует профилактике брака, его обнаружению на наиболее ранних стадиях технологических процессов и оперативному устранению с минимальными затратами ресурсов, что несомненно приводит к повышению качества выпускаемой продукции, росту эффективности производства.

Во-вторых, строгий и объективный контроль качества изделий работниками ОТК препятствует проникновению брака за пределы предприятий-изготовителей, способствует уменьшению объемов недоброкачественных изделий, поставленных потребителям, снижает вероятность появления, неизбежно возникающих при плохом контроле, дополнительных непроизводственных расходов по выявлению и устранению различных дефектов в уже собранных изделиях, хранению, отгрузке и транспортировке недоброкачественной продукции к потребителям, ее входному контролю специальными подразделениями последних и возврату изготовителям.

В-третьих, надежная работа службы контроля качества создает необходимые предпосылки для устранения дублирования и параллелизма в работе других служб предприятия, снижения объемов перерабатываемой ими информации, высвобождения многих квалифицированных специалистов, занятых перепроверкой продукции, принятой службой технического контроля предприятия, существенного уменьшения количества разногласий, имеющих место при оценке качества продукции различными субъектами контроля, снижения затрат на технический контроль и повышения его эффективности.

Многие недостатки в работе служб контроля качества продукции на предприятиях в значительной мере обусловлены тем, что персонал подразделений технического контроля не выполняет отдельные виды работ, имеющие важное значение для выпуска продукции стабильно высокого качества, а также тем, что неправильно распределены обязанности по техническому контролю между различными подразделениями и отдельными специалистами соответствующих служб, отсутствуют действенные материальные и моральные стимулы повышения достоверности и эффективности проверок, нерациональна и неполна организационная структура отделов и управлений технического контроля (в ее составе нередко отсутствуют многие важные подразделения).

 

 

 

 

1.4 Методы контроля качества  продукции

Методы контроля - это совокупность правил применения определенных принципов для осуществления контроля: технология проведения, количество контролируемых параметров, требуемая точность измерений.

С исторической точки зрения «контроль», вероятно, является самым общим из терминов, так как он охватывает элементы проведения испытаний, измерения и сертификации. Однако в современном использовании он обычно рассматривается как относящийся к визуальному осмотру продуктов, услуг и установок, использованию простых приборов, инструментов и контрольно-измерительных приборов и к рассмотрению и классификации основной массы товаров с учетом других фактов соответствия, таких как результаты испытаний. Базируясь в значительной мере на визуальном осмотре, результат контроля часто является более субъективным, чем результат более глубокого научного исследования (которое, в зависимости от ситуации, может быть невозможным либо нецелесообразным). Следовательно, стандарты контроля определены менее точно, чем стандарты проведения испытания, проводимого, например, в лаборатории, и предоставляют инспектору значительную свободу в суждениях, являются ли продукция, услуга или метод производства приемлемыми для использования или нет.

Контроль также часто связан с оценкой соответствия не только на техническом уровне. Он также связан с проверкой количеств, классификацией и сортировкой продукции и услуг, оценкой адекватности документации и другими административными вопросами.

Являясь наиболее старой формой оценки соответствия контроль в обязательном порядке должен быть, охвачен процессами аккредитации, ввиду тесной связи его с государственным регламентированием и выполнением требований регламентов, при законодательном подтверждении компетенции инспекторов. Поскольку многие правительства стремятся уменьшить свое прямое вмешательство в оперативные вопросы, многие функции, ранее выполнявшиеся государственными должностными лицами, передаются под ответственность частного сектора. Аккредитация является средством дополнительной гарантии, что эти функции выполняются компетентными организациями и специалистами.

Информация о работе Контроль качества продукции