Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 05:09, курсовая работа
Цель:
получить четкое представление о такой функции управления, как контроль, его видах, этапах характеристиках, а также рассмотреть и проанализировать реальные ситуации, связанные с осуществлением контроля.
После постановки цели работы, мною были поставлены задачи:
Раскрыть сущность и значение контроля
Получить представление о видах и этапах контроля
Рассмотреть поведенческие аспекты контроля
Узнать о характеристиках эффективного контроля
Рассмотреть процесс осуществления контроля на примере реальных ситуаций
ВВЕДЕНИЕ
В упрощенном понимании,
менеджмент - это умение добиваться
поставленных целей, используя труд,
интеллект, мотивы поведения других
людей. Менеджмент - функция, вид деятельности
по руководству людьми в самых
разнообразных организациях. Менеджмент
- это также область
А управление рассматривается
как процесс, потому что работа по
достижению целей с помощью других
- это не какое-то единовременное действие,
а серия взаимосвязанных
Контроль, как функция управления занимает неотъемлемую часть в процессе управления фирмой и связан с эффективным управлением. Термин “контроль” не является однозначным. В переводе с французского слово “контроль” означает проверочный документ, оформленный в двух экземплярах или в двух записях.
В течение длительного времени понятие контроля связывалось, прежде всего, с проверкой правильности составления документов, записей в массовых журналах и т.д. Контроль как явление ассоциировался с деятельностью главным образом бухгалтеров, кассиров, финансовых работников.
В словарях и энциклопедиях контроль определяется как проверка чего-либо; проверка правильности тех или иных действий в области производства и управления; наблюдение с целью проверки; учреждение или тот, кто занимается проверкой отчетности, деятельности какого-либо другого учреждения или ответственного лица.
Как видно из вышесказанного, исторически первоначальным является объяснение контроля как проверки правдивости и достоверности документов. Следующим этапом стало представление о контроле как проверке соответствия действий поставленным целям, задачам, действующим законам. Третий этап включил в контроль и анализ отклонений, раскрытие их причин.
Классики науки управления (Ф.У.Тейлор, А.Файоль, Г.Эмерсон) подчеркивали, что без контроля невозможно управлять любым процессом. Так, А.Файоль отмечал, что в любом мероприятии цель контроля состоит в проверке того, все ли происходит в соответствии с принятым планом, действующими инструкциями и установленными принципами. Цель контроля - выявить слабые места и ошибки, своевременно исправить и не допускать их повторения. По его мнению, следует контролировать все: предметы, людей, действия.
Цель:
получить четкое представление
о такой функции управления, как
контроль, его видах, этапах характеристиках,
а также рассмотреть и
После постановки цели работы, мною были поставлены задачи:
Работа структурно разделена на две части. В первой части даются теоретические сведения по выбранной мной теме. Эта часть разделена на пять глав, которые дают теоретический обзор по теме. Вторая часть посвящена исследованию выбранных мною ситуаций, их подробному рассмотрению и глубокому анализу. Данная часть является наиболее важной в моей работе, поскольку именно она помогает увидеть все аспекты и последствия контроля.
Мне кажется, что выбранная тема является важной и актуальной, поскольку в данный момент очень быстро стал развиваться малый бизнес и любой будущий менеджер должен уметь грамотно и эффективно осуществлять контроль в организации.
При выборе темы, больше всего меня заинтересовала тема: «Контроль, как функция управления», так как довольно интересна в изучении и пригодится мне в будущем.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.1.СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ
Контроль – одна из важных функций менеджмента. Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Главные инструменты выполнения данной функции – наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ. В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений и планов. Контроль – это сбор и обработка информации о траектории движения управляемого объекта, сопоставлении ее с параметрами, заданными заранее в планах или программах, прогнозирование и выявление отклонений, анализ причин, вызывающих такие отклонения, их оценка и принятие решения о корректирующем воздействии. Задача контроля состоит не в том, чтобы зафиксировать невыполнение или какой – либо срыв, а в том, чтобы не допустить такого срыва, достичь цели в намеченные сроки. Поэтому контролеров следует поощрять за выполнение планов и программ, а не за то, что они «поймали» виновных.
Эффективно поставленный контроль призван иметь стратегическую направленность, ориентированную на результаты, быть своевременным и достаточно несложным.
Работа любой фирмы всегда направлена
на достижение конкретных целей. Но для
того чтобы не сбиться с намеченного
курса, необходим постоянный контроль
за тем, как реализуются намеченные
программы. Значительные изменения
происходят в содержании, формах и
методах контроля в нашей стране
по экономике, упразднения запретов
на негосударственные формы
Для текущего внутреннего контроля, проводимого руководящими органами фирмы, используются данные анализа, в том числе статистического, материалы оценки качества выполнения планов и т.д. C точки зрения контроля со стороны бухгалтерии оцениваются строгое соблюдение сотрудниками решений руководства, правил отчетности, в частности, точное отражение в ней производимых операций. Контроль выступает как неотъемлемая составная часть всего процесса рационализации хозяйственной деятельности фирмы, в задачу которого входят предвидение возможных ошибок, нарушений, отклонений и предотвращение их, а также в случае их совершения обеспечение неотвратимости воздействия и пресечение соразмерно выявленному характеру отклонение. В рыночной экономике проблема рационализации контроля решается, прежде всего, в интересах бизнеса. Основное внимание уделяется ликвидации дублирующих функций, сокращению накладных расходов, рационализации документации т учета, внедрению технических средств и повышению профессионализма работников.
Контроль как способ обратной связи может быть эффективным только в случае получения и эффективного использования достоверной и своевременной информации о состоянии всей управляемой системы, определения того, все ли в этой системе осуществляется в соответствии с намеченными целями и принципами, полученными распоряжениями и указаниями руководства, имеющимися законами. Контроль позволяет не только выявить отклонения от принятых и утвержденных правил, процедур, законоположений, но и дать оценку причин этих отклонений, конкретизировать их по степени участия в них должностных лиц, деятельность которых подвержена проверке.
Повседневный, последовательный, глубокий
контроль за работой каждого сотрудника
фирмы и всей её «команды» в
целом является важным элементном стратегического
менеджмента. Без налаживания подобного
контроля невозможно добиться слаженный
действий коллектива в реализации миссии
компании, её перспективной программы,
организации четкого
Подобная практика устарела. Все
шире в настоящее время начинают
применяться новые формы
Подобный контроль позволяет систематически уточнять, корректировать и совершенствовать функции, должностные обязанности каждого работника.
НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ. Планам и организационным структурам может воспрепятствовать множество разнообразных обстоятельств. Такие как изменения законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды могут превратить планы, вполне реальные в момент их формирования, через некоторое время в нечто совершенно недостижимое. Для того чтобы подготовиться и отреагировать должным образом на подобные изменения, организациям нужен эффективный механизм оценки воздействия на них этих перемен.
Кроме того, даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Специализация и разделение труда, например, могут породить проблемы координации, трения между отдельными бригадами и рабочими группами, скучную работу с отсутствием мотивации. Структура, выглядящая привлекательно на бумаге и успешно использовавшаяся в другом месте и в другое время, может и не оправдать всех надежд, возлагающихся на нее руководством данной организации.
Еще одним фактором неопределенности, постоянно присутствующим в управлении, являются люди, выполняющие большинство работ в любой организации. Люди не компьютеры. Их нельзя запрограммировать на выполнение какой-либо задачи с абсолютной точностью. Несмотря на многочисленные недавние успехи в понимании механизма поведения людей в процессе трудовой деятельности, менеджеры еще очень далеки от того, чтобы сколько-нибудь связно и детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций и команд, возложение дополнительных прав и обязанностей.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ. Ошибки и проблемы,
возникающие при анализе
Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация безусловно обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.
ПОДДЕРЖАНИЕ УСПЕХА. Равно важной
является и положительная сторона
контроля, состоящая во всемерной
поддержке всего того, что является
успешным в деятельности организации.
Сопоставляя реально
ШИРОТА КОНТРОЛЯ. Контроль — это критически важная и сложная функция управления. Одна из важнейших особенностей контроля, которую следует учитывать в первую очередь, состоит в том, что контроль должен быть всеобъемлющим. Контроль не может оставаться прерогативой исключительно менеджера, назначенного «контролером», и его помощников. Каждый руководитель, независимо от своего ранга, должен осуществлять контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей, даже если никто ему специально этого не поручал.