Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 05:09, курсовая работа
Цель:
получить четкое представление о такой функции управления, как контроль, его видах, этапах характеристиках, а также рассмотреть и проанализировать реальные ситуации, связанные с осуществлением контроля.
После постановки цели работы, мною были поставлены задачи:
Раскрыть сущность и значение контроля
Получить представление о видах и этапах контроля
Рассмотреть поведенческие аспекты контроля
Узнать о характеристиках эффективного контроля
Рассмотреть процесс осуществления контроля на примере реальных ситуаций
Каждый год организация
Контроль из директорского кресла. У меня стоит специальная программа, и я со своего компьютера иногда смотрю, какими интернет-ресурсами пользуются сотрудники, просматриваю статистику ISQ. На фирме не разрешено пользование «аськой», поэтому я «гоняю» сотрудников, нарушающих мои запреты. Изредка просматриваю корпоративные почтовые ящики тех работников, которые вызывают у меня опасения. Делаю я это не только для того, чтобы следить, как используются ресурсы компании сотрудниками, но и чтобы контролировать информационные потоки. Мне важно знать, что человек не делится нашей бизнес-информацией с конкурентами. В большинстве компьютеров сотрудников среднего звена нет выходов для USB, флоппи-дисков, нет пишущих CD-ROM – это сделано также для информационной безопасности. Но я не считаю это панацеей. Если человек захочет украсть информацию, он ее может скопировать, отправить по free-mail, а в соседнем интернет-кафе перекачать туда, куда ему надо. Отследить на 100% это сложно, но я усложняю жизнь тем, кто захочет навредить компании.
СИТУАЦИЯ 2
«Для нас контроль – игра в открытую»
Сегодня мы нередко слышим о практике тотального контроля со стороны руководства различных предприятий. Причем где-то – полнейший беспредел. Что стоит за контролем – недоверие, мода? Об этом мы беседуем с управляющим директором ООО «Бизнес Фудз», одного из подразделений холдинга «Бизнес Системы», Александром Олейниковым.
Мне кажется, что контроль эффективно повышает дисциплину, а в конечном итоге – качество производства. Однако, я считаю, что разумно контролировать всех сотрудников. И если делать это цивилизованно, в рамках правового поля, то это ничуть не оскорбляет их.
На нашем предприятии контроль
– это игра в открытую и по
правилам. Между мной – работодателем
– и работником происходит честная
коммерческая сделка: он оказывает
предприятию определенные услуги, я
эти услуги оплачиваю. При этом я
оставляю за собой право контролировать
качество купленных услуг и использую
только те инструменты, которые предусмотрены
в рамках закона. В свою очередь,
я предоставляю адекватную возможность
работнику проверять
В чьем-то сознании контроль, наблюдение
ассоциируются с понятием тайно,
анонимно, что может рождать
Вот некоторые формы контроля на нашем предприятии: Видеоконтроль. В торговых залах наших магазинов устанавливаем видеокамеры наблюдения и объясняем нашим продавцам, что за нарушения правил торговли придется объясняться с менеджером. Преследуем цель не «застукать» кого-то на месте нарушения, а предупредить возможное нарушение. Ведем контроль выполнения распорядка дня менеджерами, табель учета рабочего времени, причем, двойной: непосредственно руководителем и службой внутреннего контроля. Постоянная мобильная связь с менеджерами и специалистами. Контролируем работу с информацией пользователей ПК. Очень жесткий контроль за работой оборудования. Проводим систематическую инвентаризацию. На наших объектах пропускной режим. В торговой сети установлены современные многофункциональные кассовые терминалы на базе ПК, они регистрируют все кассовые операции и предотвращают несанкционированные действия кассиров. Разрабатываем маркировки товара, принцип, как в аэропорту – металлодетектор.
Допустимо ли, использовать негласные методы контроля? Допустимо. И вот почему. Защита коммерческой тайны – задача непраздная. На серверах предприятия хранятся тысячи гигабайт служебной информации, это и экономические показатели, и программы стратегического развития. При некорректном и неосторожном обращении использование такой информации может обернуться против нас – стать предметом шантажа, подорвать имидж и авторитет торгового предприятия и нанести серьезный экономический урон. Поэтому установлен индивидуальный парольный вход в сеть. И жесткий контроль за пользование информацией, а также за телефонной сетью.
Благодаря внедренной системе контроля в конце года мы подводим итоги нашей работы. Проведя общее совещание, мы определяемся с дальнейшем направлением развития на следующий год, устанавливаем новые приоритеты.
Имея такую систему контроля, что вы приобрели и что потеряли? Во многом благодаря контролю сумели выстроить современное торговое предприятие, в сети которого успешно работают 13 магазинов, в том числе в круглосуточном режиме. В этом году планируем открытие еще двух супермаркетов. Параллельно мы готовимся к сертификации менеджмента предприятия. Потерь, обусловленных введением контроля, у нас нет: сотрудники не чувствуют себя дискомфортно, а фирма тем временем процветает.
СИТУАЦИЯ 3
«Все проконтролировать сложно.
Остается искать разумный баланс между
способами контроля сотрудников
и проявлением доверия к
Самый простой контроль касается всех сотрудников: учет рабочего времени и рационального использования рабочих ресурсов. У меня в компании офис-менеджер фиксирует в специальном журнале приход и уход, командировки, встречи. Отношение к этому не всегда однозначное, но таковы правила, и если люди хотят работать у нас, зарабатывать деньги, то им придется смириться с различными формами контроля. Ничего противозаконного мы не делаем, обо всем предупреждаем при приеме на работу.
В отношении опозданий и нарушений рабочего графика я достаточно лоялен: если сотрудник не делает это регулярно и может внятно объяснить, в чем причина опоздания, то какие-либо штрафные санкции мы не применяем. Я не страдаю патологической манией контроля и стараюсь выработать четкую и логичную позицию. К примеру, в нашем московском офисе работает всего 27 человек, у большинства из них есть месячный, квартальный план работы. Если выполняется план отдела и личный план сотрудника, то у меня не будет особых претензий, если человек позволит себе разрядиться: посмотреть что-то в Интернете, почитать прессу, поиграть в компьютерные игры. Конечно, в разумных пределах. Я же понимаю, что у людей бывает довольно монотонная работа и иногда им просто необходимо «выпустить пар». На мой взгляд, некоторые руководители стремятся контролировать сотрудников зачастую совсем не для того, чтобы увеличить эффективность труда.
Иногда данные о приходе и уходе, посещении запрещенных сайтов, личная переписка с рабочего компьютера или другие отклонения от установленного распорядка являются для руководства негласным инструментом манипулирования сотрудниками и аргументацией, к примеру, чтобы не повышать зарплату или лишить неугодного работника премии. По моему глубокому убеждению, необходимо не только следить за недостатками в работе, но и выявлять положительные моменты, создавать для людей систему как порицаний, так и поощрений. Однозначно – контроль должен осуществляться в рамках трудового законодательства.
Хотелось бы отметить, что я часто
провожу совещания, на которых мы
вместе с моими заместителями
обсуждаем не только достижения нашей
фирмы, но и обстановку в рабочем
коллективе. Каждые из руководителей
отделом делится тем, как его
подчиненные справляются с
Контроль топ-менеджеров решает две задачи. Первая – определить, насколько человек предан компании, как он обходится с информацией, которая ему была доверена. И вторая – это контроль финансовых показателей. Я знаю такие фирмы, где ведущий менеджер, проработав какое-то время, уходил и открывал собственную фирму, при этом уводя основных клиентов со старой работы. Поэтому генеральный директор должен особо следить за процессом отбора кандидатов на ключевые позиции в своей фирме. Я считаю для себя главным принципом при выборе человека на руководящую должность – тщательный анализ информации о кандидате. Принимая людей на такую работу, я уже много знаю о человеке: где он живет, семейное положение, чем занимается, стараюсь лично собрать информацию о нем с предыдущих мест работы. Поэтому, наверное, за все годы у нас не было серьезных происшествий и многие менеджеры работают у нас довольно долго.
Финансовый контроль ведется с помощью большого выбора различного современного программного обеспечения, которое позволяет до цента контролировать денежные потоки, склад, документы. Я из таких руководителей, которые во все сами вникают, регулярно присутствуют в офисе, поэтому и мои менеджеры в курсе того, что я постоянно сопоставляю данные и контролирую финансовые показатели каждого работника. Поэтому с проблемой финансовых махинаций я пока не сталкивался. К тому же я не пренебрегаю элементарными правилами ведения бизнеса – доступ к деньгам на фирме ограничен.