Контроль как основной вид деятельности менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является организация процесса контроля на предприятии и анализ контроллинга на примере конкретного предприятия (ОАО «Тульский МЭЗ»). При написании курсовой работы были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть вопросы организации процесса контроля на предприятии;
- раскрыть сущность контроллинга как базы обоснования и принятия управленческих решений;
- обосновать важное значение функции контроля в организации работы менеджера
- проанализировать организацию процесса контроля на примере конкретного предприятия (ОАО «Тульский МЭЗ»);
- определить средства повышения потенциала контрольной функции предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1.ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1.Понятие, виды контроля 6
1.2.Процесс контроля 13
1.3.Характеристики эффективности контроля 22
1.4.Информационно-управляющие системы в планировании и контроле 27
2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 31
Ситуационная задача 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 44

Файлы: 1 файл

Заказ № 233335-а.doc

— 275.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  4

1.ЗНАЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ  ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ  6

1.1.Понятие, виды  контроля  6

1.2.Процесс контроля  13

1.3.Характеристики  эффективности контроля  22

1.4.Информационно-управляющие  системы в планировании и контроле  27

2.ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ  31

Ситуационная  задача  38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  42

ПРИЛОЖЕНИЯ 44

ВВЕДЕНИЕ

 

Эффективное управление организацией невозможно без четко  отлаженной системы контроля за результатами деятельности и процессами, протекающими внутри нее и во внешнем окружении. Контроль является одной из основных функций управления. Контроль - это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решениям, а также выработки определенных действий.

Повседневный, последовательный, глубокий контроль за работой каждого сотрудника предприятия  и всей «команды» в целом является важным элементом менеджмента. Без  налаживания подобного контроля невозможно добиться слаженных действий коллектива в реализации миссии фирмы и перспективной программы, организации четкого взаимодействия всех работников.

Организация контроля на российских предприятиях, которая  сложилась на сегодня, уже не может удовлетворять менеджеров, не соответствует изменяющимся условиям, не приносит необходимых результатов. Контроль за работой персонала в российской практике сводится, как правило, к проверке выполнения сотрудниками их обязанностей, а также заданий руководства. Подобная практика устарела. Современные менеджеры должны стремиться, прежде всего, помочь сотрудникам улучшить их работу, полнее проявить на деле их потенциал, добиться более эффективного, более творческого подхода к делу. Системы контроля в той или иной форме существуют на каждом предприятии. Тем не менее, приходится констатировать, что практика формирования в России полноценных систем внутрихозяйственного контроля только начинает складываться. Чем больше компания и чем сложнее ее организационная структура, тем шире требования к системам контроля и актуальнее задача повышения их качества.

Контроль - это  процесс, обеспечивающий достижение целей  организации. Он необходим для обнаружения  и разрешения возникающих проблем  раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования успешной деятельности. В этом и заключается актуальность заданной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является организация процесса контроля на предприятии и анализ контроллинга на примере конкретного предприятия (ОАО «Тульский МЭЗ»).

При написании  курсовой работы были поставлены следующие  задачи:

- рассмотреть  вопросы организации процесса  контроля на предприятии; 

- раскрыть сущность  контроллинга как базы обоснования  и принятия управленческих решений;

- обосновать  важное значение функции контроля  в организации работы менеджера

- проанализировать  организацию процесса контроля  на примере конкретного предприятия  (ОАО «Тульский МЭЗ»);

- определить  средства повышения потенциала  контрольной функции предприятия.

Предметом исследования данной курсовой работы процесс организации  контроля на примере конкретного  предприятия (ОАО «Тульский МЭЗ»).

Объектом исследования является  система контроллинга на ОАО «Тульском МЭЗ».

 

 

 

 

 

 

 

1.ЗНАЧЕНИЕ  КОНТРОЛЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1.Понятие,  виды контроля

 

Предприятие осуществляет свою деятельность, при этом менеджеры  затрачивают много усилий для  того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей их среды. Они предпринимают  попытки планировать деятельность предприятия, организовывать совместный труд, вести учет полученных результатов и принимать множество решений. Однако затраченный труд может оказаться пустой тратой времени, а предприятие будет "плыть по воле волн", если руководство не будет осуществлять эффективный контроль над многими процессами, создающими предприятию условия устойчивости. Контроль нужен для того, чтобы быть уверенным в эффективности деятельности предприятия. Однако сама функция контроля - понятие отнюдь не однозначное. Виды деятельности, включаемые по функциональному признаку разделения управленческого труда в контроль, так широки, что для того, чтобы увидеть их в процессе управления, необходимо рассмотреть их на широком фоне определенных понятий и влияний, прежде чем обсуждать основные принципы и цели.

Специалисты менеджмента, наверное, согласятся с тем, что понятие  «контроль» охватывает три его значения: 1) контроль как одна из общих функций  управления; 2) контроль как деятельность или процесс выполнения управленческой работа; 3) контроль как способ соблюдения людьми или организациями установленных стандартов (ограничений и критериев). [4, c. 35]

Исходя из этих предпосылок, дадим следующее определение  понятию «контроль».

Контроль - это процесс менеджмента, с помощью которого лицо или организация (коллектив людей) осознанно устанавливают фактические результаты, и сопоставляют с тем, что другое лицо, группа или организация в целом должны делать для достижения запланированных целей.

Теперь, когда есть общее  представление о том, что такое  контроль, рассмотрит контроль как функцию управления и как вид управленческой деятельности.

Контроль как функция  управления. [6, c. 54]

Являясь связующей и  многоликой функцией в процессе производства и управления, контроль имеет множество  целей. Основными целями контроля в организации являются следующие.

1. Обеспечение планового осуществления производственного процесса. Достижение данной цели связано в основном с двумя видами контроля: экспедиторскими, диспетчерским.

Экспедиторский контроль направлен на:

а) своевременность обеспечения производства материалами, деталями, узлами;

б) поддержание достаточного, но не чрезмерного уровня запасов материальных ресурсов;

в) поддержание достаточного, но не чрезмерного уровня запасов  готовых изделий и такого движения незавершенного производства, которое позволяет отгрузить продукт потребителям в срок;

г) выполнение календарных  программ, обеспечивая обязательства  по отгрузкам.

Диспетчерский контроль связан в основном с потоком информации об осуществлении процесса производства продукции. Он направлен на: [2, c. 103]

а) контроль выдачи производственным подразделениям скоординированных календарных планов выпуска продукции;

б) поддержание гибкости в производственном процессе;

в) контроль процесса выполнения календарных планов, обоснование необходимых регулирующих воздействий в процессе производства.

2. Обеспечение стандартов качества выпускаемой продукции.

Контроль качества продукции  проявляется в различных формах и вызывает к себе различное отношение. Наиболее распространенные виды контроля направлены на следующие объекты:

а) контроль качества поступающего сырья, материалов, деталей. Он называется йодным контролем;

б) контроль соблюдения стандартов (технологических норм, нормативов) в процессе выполнения производственным персоналом технологических операций. Это - производственный контроль;

в) контроль качества готовой продукции в конце производственного процесса. Он имеет название финишный (окончательный) контроль;

г) контроль технико-химических и структурных качеств готовой продукции - выборочный контроль;

д) контроль качества конструкторской и технологической документации - нормоконтроль.

Эти две цели контроля являются в одно и то же время  элементами процесса производства и  процесса управления.

Обеспечение эффективности  деятельности организации. Данная цель соответствует одному из важнейших видов контроля - маркетинговому контролю.

Обеспечение финансовой конкурентоспособности организации. На достижение данной цели направлен финансовый контроль, который включает в себя:

    • контроль доходности (рентабельности);
    • контроль финансовой устойчивости;
    • контроль кредитоспособности;
    • контроль использования капитала;
    • контроль уровня самофинансирования;
    • контроль валютной самоокупаемости.

Обеспечение гарантии надлежащего  исполнения управленческого решения. Эта цель направлена на повышение уровня эффективности осуществления решения руководителя. Отсутствие этого контроля довольно часто приводит к тому, что многие решения не достигают цели или вообще не выполняются. Управленческий контроль часто служит для ограничения власти, которая может быть использована менеджерами при выполнении решения.

Установление обратной связи в процессе коммуникаций. Часто  эту цель объединяют с реализацией  управленческих решений. Однако обратная связь существует не только для обслуживания процесса принятия решений. Обратная связь, создаваемая с помощью функции контроля, создает условия, при которых люди, разговаривающие между собой, понимают друг друга. Обратную связь обеспечивает коммуникационный контроль. [4, c. 84]

Контроль как управленческая деятельность сводится к сопоставлению менеджером двух результатов - результата, установленного планами работы организации и фактически полученного результата. Контрольная деятельность всегда направлена на выше рассмотренные объекты управления. Как нам известно, вид деятельности представляет собой конкретную задачу управления.

Контроль над поведением объекта имеет свое назначение и  временной интервал его осуществления. Поэтому контроль как вид деятельности может быть классифицирован по двум признакам - назначению и времени осуществления.

По назначению можно выделить следующие  виды контроля:

    • линейный;
    • функциональный;
    • операционный.

Различаются эти виды контроля только отношением к контролируемому  объекту или процессу.

Линейный контроль. Значительная доля задач контроля выражена отношением «подчиненный-начальник». Они устанавливают обратную связь после того, как принято управленческое решение, и наступил этап его выполнения. Оценка результата принятого руководством решения выполняется, прежде всего, с помощью задач контроля. Контролю также подлежат действия исполнителя решения не только с точки зрения эффективности его действий, но и осуществления этих действий.

Функциональный контроль. Организации широко используют различные виды функционального контроля: производственный, финансовый, маркетинговый, нормоконтроль, кадровый, экспедиторский.

Объектами функционального  контроля являются конкретные функции, по который контролируются важнейшие  экономические показатели. Например, в финансовом контроле в центре внимания находятся такие показатели, как уровень прибыли, затраты производства и их отношения к чистым продажам, эффективность капиталовложений, обеспеченность собственными средствами, финансовое состояние (платежеспособность и ликвидность) и др.. [9, c. 144]

Операционный контроль. Основной целью операционного контроля является обеспечение движения продукта на предприятии в соответствии с календарной производственной программой и доставка продукта потребителю в назначенный срок.

Задачи операционного  контроля в основном обеспечивают два главных направления в производственном процессе:

а) контроль осуществления производственного процесса изготовления продукции в соответствии с календарными производственными программами и технологическими параметрами (диспетчерский контроль);

б) контроль качества выпускаемой продукции на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемого сырья и материалов и заканчивая определением соответствия произведенного продукта техническим характеристикам и параметрам в ходе испытаний, эксплуатации и послепродажного обслуживания.

Кроме основных видов, операционный контроль используется и в других функциональных подсистемах. Например, контроль оплаты текущих счетов, контроль поступления денежных средств на счета предприятия и др.

Объектом контроля являются отдельные операции какого-либо процесса, протекающего в рамках организации.

Время осуществления  контроля.

По признаку времени  решения задач контроль можно  разделить на три основных вида: [7, c. 43]

а) предварительный контроль, осуществляемый до фактического начала работ;

Информация о работе Контроль как основной вид деятельности менеджера