Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:15, контрольная работа
Цель курсовой работы - закрепление полученных теоретических знаний по данной дисциплине и приобретение навыков анализа, проектирования подсистемы управления персоналом – мотивация.
Введение....................................................................................................................3
1. Мотивация трудовой деятельности персонала ..............................................4
1. Анализ анкетирования ....................................................................................14
2. Разработка и обоснование предложений ......................................................37
Заключение.............................................................................................................38
Список литературы................................................................................................40
Поскольку разработка системы стимулов в условиях рынка в России - один из наиболее важных резервов управления компаниями, следует помнить, что материальные факторы далеко не всегда выходят на первый план и не могут быть единственной формой вознаграждения за труд. Главное - привлекательность труда, его творческий характер. Вот именно эту привлекательность и следует создавать менеджеру, постоянно обновляя содержание труда каждого подчиненного.
Нематериальные стимулы очень многообразны и делятся на три группы: социальные, моральные, социально-психологические. Используя их в комплексе, можно добиться высокой эффективности.
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать определенное общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание
Публичное признание выражается
в широком распространении
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
Социально-психологические стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализовываться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.
Между материальными и
нематериальными стимулами
Таким образом, материальные и нематериальные стимулы взаимно дополняют и обогащают друг друга.
Глава 2. Анализ анкетирования.
2.1. Определение степени удовлетворенности персонала организации той или иной стороной трудовой деятельности (жизни)
Важнейшим элементом социального самочувствия является адаптация к внешним и внутренним условиям жизни, Сама адаптация определяется удовлетворенностью. При этом различают общую удовлетворенность (в анкете этот вид удовлетворенности оценивается через ответы на вопросы: 1 —«Удовлетворены ли вы в общем и целом своей жизнью?» и 2 -«Удовлетворены ли вы в целом своей нынешней работой?») и частную удовлетворенность отдельными сторонами трудового процесса, например: «Удовлетворены ли вы организацией труда на вашем предприятии?» (вопрос 9); «Удовлетворяет ли вас продуктивность труда работников предприятия?» (12) и т.д.
На эти вопросы даны пять вариантов ответов, средний из которых является нейтральным и выражается такими ответами, как «Не могу сказать, удовлетворен или нет» либо «Большинство затрудняется определить свою позицию». Этому ответу присваивается нулевое значение. Тогда второй ответ оценивается (+1), первый - (+2), третий — (-1) и четвертый — (-2).
При обработке анкеты суммируется количество респондентов, ответивших по тому или иному варианту, и определяется индекс (/) удовлетворенности по следующей формуле (1):
(1)
где (+2), (+1), (0), (-1), (-2) -шкала удовлетворенности; Ni -число респондентов, ответивших на данный вариант; N—общее число респондентов.
Весь анализ по
степени удовлетворенности
Таблица 2 - Перечень вопросов связанных с удовлетворенностью труда.
№ |
Содержание вопроса |
Кол-во ответивших по вариантам |
Индекс удовлетворенности | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
1 |
Удовлетворены ли Вы в общем и целом своей жизнью |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
2 |
Удовлетворены ли Вы в целом нынешней работой |
1 |
2 |
2 |
0 |
0 |
0,8 |
4 |
Как бы Вы оценили уверенность в завтрашнем дне у работников |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
-0,2 |
6 |
Как бы Вы оценили положение дел на предприятии |
0 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0,8 |
7 |
Как бы Вы оценили конкурентоспособность продукции |
1 |
3 |
1 |
0 |
0 |
1 |
8 |
Как бы Вы оценили отношение работников к условиям труда |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
9 |
Удовлетворены ли Вы организацией труда на предприятии |
1 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1,2 |
12 |
Удовлетворяет ли Вас нынешняя продуктивность труда работников |
0 |
4 |
1 |
0 |
0 |
0,8 |
33 |
Вас устраивает величина Ваших заработков |
0 |
2 |
0 |
2 |
1 |
-0,4 |
Считаете ли Вы, что оплата труда разных категорий персонала справедлива по отношению к трудовому вкладу: |
|||||||
35 |
Дирекции организации |
2 |
0 |
2 |
1 |
0 |
0,6 |
36 |
Руководителей среднего звена |
1 |
1 |
0 |
3 |
0 |
0 |
37 |
ИТР (специалистов) |
0 |
0 |
2 |
2 |
1 |
-0,8 |
38 |
Высококвалифицированных работников |
0 |
0 |
3 |
2 |
0 |
-0,4 |
39 |
Основной массы работников |
0 |
0 |
1 |
3 |
1 |
-1 |
40 |
Неквалифицированных работников |
0 |
0 |
3 |
0 |
2 |
-0,8 |
41 |
Считаете ли Вы, что существующий размер оплаты труда побуждает персонал эффективно работать |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
-0,2 |
Насколько размер заработка работников предприятия зависит: |
|||||||
42 |
От их трудовых усилий |
3 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0,4 |
43 |
От образования, профпродготовки, опыта работы |
1 |
1 |
0 |
2 |
1 |
-0,2 |
44 |
От экономического положения предприятия |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0,4 |
45 |
От того, насколько администрация заинтересована в работнике |
0 |
2 |
0 |
3 |
0 |
-0,2 |
Исходя из таблицы можно сделать следующий вывод, самый высокий индекс удовлетворенности наблюдается в вопросах 1, 8, 9, а самый низкий индекс разделили вопросы 4, 41, 43, 45. То есть это означает, что сотрудники в целом удовлетворены своей жизнью, условиями и организацией труда на предприятии, но низко оценивают уверенность в завтрашнем дне, не считают, что существующий размер оплаты труда побуждает персонал эффективно работать и что размер заработка работников в основном не зависит от образования, профподготовки, опыта работы и на сколько администрация заинтересована в работнике.
2.2. Определение ценностной ориентации работников
С этой целью блок вопросов об идеальной для себя работе разбивается на четыре подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и в соответствии с предложенной ранее гипотезой дает представление об идеальной работе как работе, направленной в первую очередь:
В этот перечень не включен ответ на вопрос под №16, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.
Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых включает 1-ю и 2-ю подгруппы и направлена на ценностную ориентацию, а вторая включает 3-ю и 4-ю подгруппы и имеет прагматическую ориентацию.
По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов. Полученные по каждому респонденту баллы суммируются по группам и делятся на количество вопросов в группе. Так, суммарное количество баллов, например, по первой группе делится на 7, а по второй группе на 6. Средние баллы по каждому респонденту по группам позволяют отнести его к тому или иному типу мотивации: если средний балл по первой группе выше среднего балла по второй группе, то респондент относится к первому типу мотивации — ценностная ориентация. Если наоборот, то у него в основном прагматическая ориентация и третий тип мотивации. При равном количестве баллов он относится ко второму типу мотивации с нейтральной ориентацией.
Респондентов
следует классифицировать по типам,
силе и направленности мотивации. Для
определения силы мотивации полученное
количество баллов по
каждому респонденту корректируется на оценку в баллах ответа на 16 вопрос (минусуется как антимотивационный1) и затем делится на общее количество вопросов в данном блоке (у нас —14).
Данные опроса сводятся в таблицы, которые включают исходный
материал для последующего анализа на
уровне ценностного и практического сознания.
Таблица 3 – Сводная
расчетная ведомость
S баллов |
Содержание работы |
S баллов |
Ср. балл |
Обществ. полезность |
S баллов |
Ср. балл |
S (6)+(11) |
Ср. балл 13/7 | |||||||
13/50 |
20/55 |
23/60 |
25/61 |
15/52 |
19/54 |
24/56 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 | ||
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
21 |
3 | ||
2 |
3 |
2 |
3 |
3 |
11 |
2,75 |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
18 |
2,57 | ||
3 |
2 |
3 |
2 |
1 |
8 |
2 |
2 |
3 |
2 |
7 |
2,3 |
15 |
2,14 | ||
4 |
3 |
3 |
3 |
3 |
12 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
21 |
3 | ||
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
11 |
2,75 |
3 |
3 |
2 |
8 |
2,66 |
19 |
2,7 | ||
S |
13 |
14 |
14 |
13 |
54 |
13,5 |
13 |
15 |
12 |
40 |
13,3 |
94 |
13,4 | ||
Оплата труда |
S баллов |
Ср. балл |
Статусные потребности рабтников |
S баллов |
Ср. балл |
S (18)+(23) |
Ср. балл (25)/(6) |
Вопрос антимотивационный |
(13)+(25)-(27) |
(28)/(14) | |||||
14/48 |
17/53 |
22/58 |
18 |
21 |
26 | ||||||||||
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 | |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
18 |
3 |
3 |
36 |
2,6 | |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
17 |
2,83 |
2 |
33 |
2,4 | |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
3 |
3 |
3 |
9 |
3 |
17 |
2,83 |
3 |
29 |
2,1 | |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
16 |
2,66 |
2 |
35 |
2,5 | |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
2 |
3 |
3 |
8 |
2,66 |
16 |
2,66 |
3 |
32 |
2,3 | |
12 |
15 |
15 |
42 |
13,98 |
12 |
15 |
15 |
42 |
14 |
27,98 |
4.66 |
13 |
165 |
11,8 |
На основе средних баллов ответов на вопрос по респондентам производим также классификацию мотивов по направленности мотивации: на достижения (если средний балл превышает 2,5), сохранение (если средний балл находится в диапазоне 1,5—2,5) и отсутствие мотивации вообще (если средний балл не превышает 1,5). Классифицируем респондентов по основным мотивационным характеристикам на уровне ценностной ориентации и вносим данные в таблицу 4.
Таблица 4 - Основные типы респондентов
№ п п |
По типу мотивации |
По силе и направленности мотивации | ||||
Средний балл |
Тип мотивации |
Средний балл |
Сила мотивации |
Направленность мотивации | ||
ЦО |
ПО | |||||
1 |
3 |
3 |
2 |
2,6 |
сильная |
достижения |
2 |
2,3 |
2,83 |
3 |
2,4 |
сильная |
сохранения |
3 |
2,3 |
2,83 |
3 |
2,1 |
средняя |
сохранения |
4 |
3 |
2,66 |
1 |
2,5 |
сильная |
сохранения |
5 |
2,66 |
2,66 |
2 |
2,3 |
средняя |
сохранения |
Анализируя средние баллы по каждой подгруппе вопросов, мы может отнести респондентов к определенному типу мотивации: 2 и 3 к третьему типу, что означает прагматическую ориентацию, 4 относится к ценностной ориентации, остальные же респонденты относятся к людям с нейтральной ориентацией. Все опрошенные имеют в основном сильную силу мотивации, за исключение респондентов под номером 3 и 5, у них средняя сила мотивации, т.е. сила с которой работники пытаются чего-то достигать и стремиться не достаточно высока и находится на среднем , но достаточном уровне. Направленность мотивации практически у всех опрошенных сохранения, кроме респондента под номером 1.