Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:31, курсовая работа
Целью работы является исследование формирования корпоративной культуры в организации, анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме. Курсовая работа содержит три главы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии. Во второй главе проведен анализ существующей корпоративной культуры на примере турфирмы. В третьей главе разработан проект мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в турфирме и рассчитан социально-экономический эффект.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………6
1 Теоретико-методологические аспекты формирования корпоративной культуры на предприятии……………………………………………9
1.1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры………9
1.2 Роль корпоративной культуры в турфирме……………………………18
2 Анализ существующей корпоративной культуры на примере туристской фирмы…………………………………………………………………………………………………25
2.1 Общая характеристика деятельности туристической фирмы………………………………………………………………………………………………………………………………25
2.2 Анализ формирования корпоративной культуры туристической фирмы…………………………………………………………………………………………30
3 Проект мероприятий по совершенствованию корпоративной культуры в туристской фирме……………………………………………………………………37
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры в туристской фирме………………………………37
3.2 Расчет социально-экономического эффекта от предлагаемых мероприятий……………………………………………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………………………………………………………48
Список использованных источников………………………………………………………51
Сравнительный метод заключается в сопоставлении по определенным показателям корпоративной культуры своей корпорации и других корпораций.
Таким образом, если коллектив и руководство корпорации стремиться повысить корпоративную культуру, необходимо использовать определенные аналитические методы ее измерения. Это позволит сделать данное стремление конкретным и перевести его на язык целей, задач, практических мероприятий и нужных результатов.
Также одним из способов, которым можно начать изучение культуры, - опросить работников корпорации. Для это существуют следующие методы опроса: интервью, анкетирование и социометрический метод.
Социометрическая техника применяется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Социометрические методы позволяют выразить внутригрупповые отношения в виде числовых величин и графиков и таким образом получить ценную информацию о состоянии группы /17/.
Если в корпорации необходимо
провести «культурные изменения», то
для начала необходимо изучит и измерить
корпоративную культуру. В данном
параграфе рассмотрен, конечно, не полный
перечень методов изучения и измерения
корпоративной культуры, но были акцентированы
основные, которые и были использованы
при анализе сложившейся
Безусловно, одним из важнейших условий достижения поставленных целей является формирование сильной корпоративной культуры и здорового корпоративного климата в коллективе.
С помощью следующих методов: нормативного, сравнительного, конструктивно-критического, метода случайной оценки, системного анализа – был проведен анализ сложившейся корпоративной культуры ООО «Академия путешествий».
Оценка корпоративной культуры как «хорошая» может быть дана только тогда, когда она способствует формированию у персонала ощущения благополучия и способствует достижению поставленных целей. Это состояние может быть достигнуто только тогда, когда:
1. Работа хорошо оплачивается и интересна по характеру;
2. Вознаграждения распределяются на конкурсной основе;
3. Поощрения выплачиваются справедливо;
4. Межличностные взаимоотношения характеризуются теплотой и участием;
5. Разработана и реализуется система коллективных мероприятий;
6. Существует четко налаженная система доведения до персонала общей информации о положении дел в компании и общих планах действий;
7. Четко сформированы и разделяются всеми членами коллектива миссия, стратегия, базовые ценности и верования корпорации /18/.
Для мотивации труда сотрудников
используется широкий арсенал средств
– профессиональное обучение, участие
в ознакомительных турах, оплата
медицинской страховки, льготы на приобретение
авиа и железнодорожных билетов,
льготы при проживании в гостинице.
От сотрудников требуется
Корпоративная культура также существует на уровне интерьера помещений, имиджа, образования и социального статуса, на внешнем облике персонала. Также происходят этапы развития и смены стандартов, ритуальные встречи по профессиональным праздникам и в новый год; существует традиционное влияние на поведение сотрудников организации по отношению друг к другу; встречи на оздоровительных мероприятиях. Существуют символы корпоративной культуры: высокого – это миссия, логотип,; низкого – это стандарты, трафик работы по которому проходит рабочий день /20/.
Для более эффективного формирования корпоративной культуры на предприятии сферы сервиса и туризма также существуют следующие требования к персоналу. Существует несколько факторов, определяющих уровень обслуживания клиентов, которые выделяет В.Г. Гуляев:
1. Наличие комфортабельного офиса и средств для качественного обслуживания. Чистота, аккуратность, наличие офисной мебели, оргтехники, а также квалифицированный и доброжелательный персонал – все это в совокупности располагает потенциальных клиентов и оказывает влияние на конкурентоспособность реализуемых товаров.
2. Обслуживание клиента
не ограничивается элементами
продажи. После окончания тура
следует выяснить мнение
3. Квалификация персонала.
Требования к персоналу
Корпоративная культура в ООО «Академия путешествий» определена как «хорошая» («сильная», «здоровая») по следующим причинам:
1. Существует четко сформированная миссия, стратегия и базовые ценности и т.д.
2. Реализуются программы материальной заинтересованности сотрудников.
3. Существует четко налаженная периодическая отчетность о положение дел и дальнейших действиях от подчиненных к начальству, и наоборот.
4. Разработан комплекс коллективных мероприятий, которые способствуют налаживанию теплых взаимоотношений между сотрудниками, а, следовательно, и «здорового» корпоративного климата в коллективе.
Таким образом, корпоративная
культура ООО «Академия путешествий»
определена как хорошая, но следует стремиться
к отличной корпоративной культуре. Рекомендации
по ее улучшению будут даны в следующей
главе.
КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ В ТУРИСТСКОЙ ФИРМЕ
3.1 Разработка рекомендаций по совершенствованию
корпоративной культуры в туристской фирме
На основе проведенного анализа корпоративной культуры ООО «Академия путешествий», можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию культуры корпорации.
Очевидно, что даже преуспевающие
компании с сильной корпоративной
культурой нуждаются в
При изменении корпоративной культуры очень важно соблюдать постепенность и поэтапность нововведений, кроме того, не менее важно, чтобы элементы новой культуры не вступали в явное противоречие с существующей системой ценностей организации. Нужно, чтобы новую культуру принимали и поддерживали все высшие руководители. Только в этом случае совершенствование корпоративной культуры в дальнейшем будет способствовать процветанию организации /22/.
Также важно указать, что при разработке и внедрении комплекса мероприятий, направленных на совершенствование корпоративной культуры необходимо принять во внимание следующие обстоятельства:
1. Подобный объем работы может быть качественно проведен только с привлечением консультантов по процессу (нужен «свежий взгляд», эти люди не находятся внутри самой корпорации и при этом не связаны формальными и неформальными производственными обязательствами перед работниками корпорации);
2. Привлечение только специалистов самой организации для выполнения данной работы в принципе не позволяет надеяться на достижение желаемого конечного результата (это люди системы, они уже работают в заданном режиме, существует определенная субординация и т.п.).
Рекомендации по совершенствованию корпоративной культуры ООО «Академия путешествий» следующие:
1. Необходимо выработать четкую нормативную базу по корпоративной культуре (нужно разработать свой кодекс корпоративного управления, который включает правила поведения сотрудников, положения партнерства, а также уже имеющуюся «философию» корпорации) (Приложение Г).
Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры.
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп. Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая функция
кодекса состоит в
Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
2. Необходимо разработать единый корпоративный стиль, который может включать, например, логотип, единый стиль одежды, единый корпоративный кодекс управления и т.д.
Естественно, что для каждого человека одежда — это способ проявления своей индивидуальности, эстетического самовыражения. Однако в рабочее время и на рабочем месте сотрудник представляет собой «лицо компании», что диктует определенные пожелания к его внешнему виду.
Внешний вид сотрудника, работающего с клиентами, влияет на впечатление, которое производит ООО «Академия путешествий» как компания. Сотрудникам рекомендуется придерживаться классических офисных образцов одежды, обуви и прически, олицетворяющих собой надежность и стабильность и не отвлекающих внимание сотрудников и клиентов на себя. В ситуации переговоров необходим строгий деловой костюм, для мужчин предпочтителен галстук. Разрешены джинсы классических фасонов и неброской расцветки. Одежда всего персонала ООО «Академия путешествий» вне зависимости от того, работают ли они с клиентами, должна отвечать следующим критериям:
- быть чистой, опрятной
и выглаженной. Сотрудники
- оптимальная длина юбки для женщин – не выше колена;
- рекомендуется избегать как излишне просторных, мешковатых предметов одежды, так и сильно обтягивающих;
- в летнее время рубашка или блузка может быть с коротким рукавом, но не допустимы шорты, короткие юбки, одежда из прозрачных или излишне ярких и цветастых тканей. Не разрешается носить пляжные варианты обуви.
3. Необходимо реализовывать программы косвенной материальной заинтересованности (например, медицинское обслуживание, оплата телефонных переговоров, предоставление рекламных туров, «сервис передвижения» - помощь транспортом и т.п.), то есть нужно внедрять разработанные формы мотивирования персонала с использованием материальной и нематериальной систем стимулирования.
4. Разработка и осуществление комплекса коллективных мероприятий, так называемых, «программ отдыха» (совместные выезды на природу, походы в театр, на экскурсии, совместные банкеты и т.д.) для поддержания «здорового» корпоративного климата в коллективе и налаживания взаимоотношений между сотрудниками, начальством и подчиненными, которые стали бы одной из традиций ООО «Академия путешествий».
5. Повышению корпоративной культуры способствует проведение корпоративного тренинга. Предлагается провести тренинг, который будет способствовать как повышению уровня корпоративной культуры, так и повышению уровня продаж (Приложение Д). Рекомендуется для повышения эффективности корпоративной культуры провести обучение в корпоративном формате всего штата. Работа менеджера туристического агентства хоть и интересна, но не так проста. Ведь ежедневно менеджеру агентства приходится решать множество задач – принимать в офисе туристов, подыскивать им тур, оформлять заявки и отправлять их операторам, разговаривать с туристами по телефону и следить за ходом бронирования. Сегодня, чтобы одновременно справляться с огромными потоками информации, уверенно ориентироваться на туристическом рынке и при этом уделять время клиенту и успешно работать с ним, уже не обойтись без привлечения современных технологий и получения дополнительных знаний по психологии продаж /23/.
Конечно, данные рекомендации не являются совершенными и достаточно полными, так как они разработаны всего лишь на основе наблюдений, изучения нормативной документации. Но было уделено внимание всем наиболее важным пробелам в корпоративной культуре ООО «Академия путешествий». И если руководство обратит на них внимание и предпримет действия к исполнению данных рекомендаций – это будет один из первых шагов на длинном и сложном пути к совершенствованию корпоративной культуры и использовании ее для дальнейшего повышения эффективности деятельности ООО «Академия путешествий».