Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 19:22, курсовая работа
Корпоративная культура -- сложный комплекс норм и правил, задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Корпоративная культура проявляется в философии и идеологии управления, ценностных ориентациях, установках, ожиданиях, нормах поведения. Корпоративная культура регламентирует поведение человека и дает возможность прогнозировать его реакции в критических ситуациях. В этом и состоит актуальность и причина выбранной нами темы.
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Общие понятия и сущность корпоративной культуры……………………….4
1.1 Понятие корпоративной культуры, ее задачи этапы и принципы формирования в России………………………………………………………….4
1.2 Классификация видов корпоративной культуры………………………….11
1.3 Корпоративные ценности…………………………………………………...16
2. Корпоративная культура российского предприятия ООО «Инвент»……..22
2.1 Организационная характеристика ООО «Инвент»………………………..22
2.2 Анализ финансово-экономической деятельности ООО «Инвент»……….24
2.3 Анализ и оценка корпоративной культуры ООО «Инвент»……………...32
3 Рекомендации по улучшению корпоративной культуры ООО «Инвент»…39
3.1 Проектирование декларации о деятельности ООО «Инвент»……………39
3.2 Проектирование кодекса профессионального поведения сотрудников….43
3.3 Общие рекомендации по повышению корпоративной культуры ООО «Инвент»………………………………………………………………………….49
Заключение……………………………………………………………………….52
Список используемой литературы……………………………………………...53
Кодекс профессионального поведения сотрудников фирмы содержит рекомендации относительно наилучшей практики корпоративного поведения, которые, однако, не являются обязательными для исполнения. Кодексу отводится особое место в области развития и совершенствования российской практики корпоративного поведения.
Приведем проект Кодекса профессионального поведения сотрудников ООО «Инвент».
Кодекс профессионального поведения сотрудников
Кодекс един для всего персонала ООО «Инвент» (далее -- Фирмы). Все сотрудники Фирмы добровольно принимают на себя обязательства по соблюдению принципов, норм и правил делового поведения, установленных в данном Кодексе.
1. Нормы и правила деловой этики
Репутация ООО «Инвент» как честной, открытой фирмы, строго придерживающейся высоких стандартов деловой этики, является залогом ее успеха и процветания. Следование высоким этическим принципам и поддержание репутации Фирмы -- одна из основных задач всех сотрудников. Любые нарушения норм и правил деловой этики могут привести к потере доверия к Фирме со стороны деловых партнеров, клиентов и государственных структур.
Сотрудники Фирмы всегда действуют в соответствии с существующим законодательством, твердо зная и понимая законодательные акты, регулирующие их профессиональную деятельность. В противоречивых или сложных ситуациях, во избежание действий, способных привести к нарушению закона или данного Кодекса, следует обращаться к руководству Фирмы.
Для Фирмы важны не только результаты, но и то, как они были получены. Сотрудники следуют этическим принципам, записанным в настоящем Кодексе, даже в том случае, если их действия могут привести к финансовым потерям для Фирмы. Высокие результаты, достижение которых потребовало нарушения этических принципов, подрывают репутацию Фирмы и наносят значительный финансовый ущерб.
Сотрудники Фирмы не принимают ответственных решений, если понимают, что уровень их профессиональной компетенции недостаточен. Любые рекомендации и предложения разрабатываются только после тщательного анализа рассматриваемой проблемы и всех имеющихся по данному вопросу данных.
2. Правила делового поведения в Фирме. Отношения с коллегами
Отношения в коллективе влияют на настроение сотрудников и их желание работать, во многом определяют результат работы всей Фирмы. Создавая и поддерживая комфортную рабочую обстановку, сотрудники соблюдают следующие нормы и правила делового этикета:
уважительно относиться друг к другу, обращаться к коллегам, руководителям и подчиненным на «Вы» и по имени-отчеству
не сквернословить, не проявлять несдержанность и агрессию
сердечно и искренне хвалить коллег за хорошо выполненную работу
всегда извиняться за свое некорректное поведение
не переносить дружеские отношения в рабочую обстановку
помогать коллегам, делиться знаниями и опытом
обсуждать проблемы своего карьерного роста не с коллегами, а с непосредственным руководителем
не обсуждать личные или профессиональные качества коллег в их отсутствие.
3. Отношения между руководителями и подчиненными
Создание конструктивных профессиональных отношений между руководителями и подчиненными необходимо для ежедневной эффективной работы фирмы и для ее будущего развития. Сотрудникам рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила делового этикета:
показывать подчиненным пример хорошего владения нормами и правилами этики и делового этикета
не критиковать подчиненных в присутствии других сотрудников, делать это конфиденциально
уметь признавать перед подчиненными свои ошибки и не преследовать их за конструктивную критику в свой адрес
информировать непосредственного руководителя о причинах Вашего отсутствия, если в течение длительного времени Вам приходится отсутствовать на рабочем месте
не отвечать в присутствии коллег на некорректное поведение руководителя. Если Вы уверены в своей правоте, попросите о личной встрече
знать в лицо и по имени-отчеству руководителей фирмы
при встрече в коридоре или на открытой территории здороваться первым следует подчиненному
входящий в помещение (в том числе руководитель) первым здоровается с присутствующими
при рукопожатии первым руку протягивает начальник или вышестоящий сотрудник.
4. Проведение собраний и совещаний
Собрания и совещания -- важнейшая составляющая деятельности Фирмы. При проведении собраний и совещаний следует использовать отведенное время с максимальной эффективностью. Для этого сотрудникам рекомендуется соблюдать следующие нормы и правила этикета:
приходить на собрания вовремя
заранее ознакомиться с повесткой дня и брать с собой все необходимые материалы, заранее подготовленные вопросы или комментарии
перед началом собрания или совещания отключать мобильный телефон
негромко извиняться, если Вам необходимо выйти или после возвращения в зал
не использовать собрания в качестве трибуны для решения личных проблем
всегда заранее выяснять, сколько времени отводится на выступление. О превышении регламента напоминает председатель
не затягивать свое выступление за счет сокращения времени следующих ораторов
представляя оратора, называть его имя, должность, основание для его выступления и тему
5. Телефонное общение
Умение сотрудников говорить по телефону с коллегами, клиентами, партнерами и другими заинтересованными лицами способствует созданию благоприятного впечатления о Фирмы в целом. В процессе телефонного общения сотрудникам рекомендуется руководствоваться следующими нормами и правилами делового этикета:
отвечать на телефонный звонок быстро, насколько это возможно
звоня деловым партнерам или коллегам, называть свое имя, должность и подразделение
в начале телефонного разговора спрашивать, в удобное ли время Вы звоните
всегда внимательно выслушивать собеседника
заканчивать телефонный разговор, как правило, следует позвонившему
не звонить кому-либо на работу по личным вопросам. В случае крайней необходимости рекомендуется быть предельно кратким
оставляя сообщение на автоответчике, называть дату, время звонка, свое имя, название фирмы, а затем кратко излагать цель звонка
передавая значительный объем информации, пользоваться электронной почтой или факсом
не застав на месте нужного человека, поинтересоваться, когда удобнее перезвонить или оставить свое имя и номер телефона
если звонят Вашему коллеге, которого в данный момент нет на рабочем месте, помочь найти его или принять для него сообщение
если в процессе разговора произошел обрыв связи, перезвонить следует позвонившему
если звонящий набрал неправильный номер, вежливо попросить перезвонить.
6. Деловая одежда
Внешний вид каждого сотрудника -- основа имиджа Фирмы. Сотрудникам рекомендуется придерживаться следующих правил ношения деловой одежды:
стиль деловой одежды должен быть консервативным и сдержанным
одежда должна быть аккуратной и соответствовать принятым в мире стандартам деловой одежды
желательно избегать ярких и вызывающих цветов
спецодежда и защитные средства сотрудников должны соответствовать принятым в Фирмы стандартам
спецодежда должна быть чистой и аккуратной, подогнанной по фигуре.
7. Конфиденциальность информации
Вся информация в Фирме защищена в соответствии со степенью ее важности и конфиденциальности. Никогда и ни при каких условиях сотрудники не используют в своих целях или в целях третьих лиц закрытую информацию, полученную во время работы в Фирме.
Часть информации, к которой имеют доступ сотрудники ООО «Инвент», является конфиденциальной. Фирма четко регламентирует то, какая именно информация является конфиденциальной, доступ к такой информации и доводит это до сведения сотрудников. Поступая на работу, сотрудники принимают на себя обязательства не разглашать информацию, являющуюся коммерческой тайной.
8. Отношения с заказчиками, поставщиками и инвесторами
В своих отношениях с заказчиками и поставщиками Фирма руководствуется следующими принципами: честность, уважение к партнерам, открытость, добросовестность.
Сотрудники Фирмы должны считать своим долгом обеспечение адекватности интересов клиента с возможностями фирмы.
9. Соблюдение кодекса
Сотрудник должен соблюдать настоящий кодекс, должен плодотворно сотрудничать с другими сотрудниками фирмы по реализации положений кодекса профессионального поведения.
Таким образом, Декларация о деятельности фирмы и Кодекс профессионального поведения сотрудника являются пропагандой в целях товаропродвижения (сама фирма рассматривается как товар, а декларация создает имидж фирмы, продвигает ее на рынке). Декларация провозглашает правила игры внутри и вне фирмы, взаимоотношения с сотрудниками, компаньонами (и клиентами). Деятельность фирмы должна соответствовать принципам Декларации, а деятельность сотрудников -- Кодексу профессионального поведения.
3.3 Общие рекомендации по повышению корпоративной культуры ООО «Инвент»
Для того, чтобы точно оценить вклад и оплатить работу каждого работника ООО «Инвент», можно рекомендовать проводить периодическую аттестацию сотрудников.
Аттестация работников -- комплексная оценка сильных и слабых сторон персонала, его соответствия требованиям должности. Аттестационная оценка несет в себе элемент мотивации и является предпосылкой изменения поведения работника. Каждый работник должен пройти обязательную аттестацию один раз в 3 года.
Процедура аттестации для всех работников обычно одинакова и включает в себя несколько этапов:
подготовку пакета необходимых документов по аттестуемым работникам;
проведение аттестации;
использование результатов аттестации.
Уровень профессиональной подготовки и компетентности специалистов проверяется с помощью специально разработанного теста, включающего в себя как вопросы, отражающие содержание работы сотрудников, так и вопросы, проверяющие общий уровень образования, интеллекта, быстроту реакции, нестандартность мышления.
Аттестационная комиссия (в которую входит директор предприятия, его заместитель, главный бухгалтер) проводит личную аттестационную беседу со всеми специалистами, в рамках которой обсуждаются: выполнение работником своих обязанностей, общие итоги его деятельности в период между аттестациями, пути улучшения работы, необходимость повышения квалификации, получения дополнительного образования, планы на будущее.
Кроме того, проводится тестирование работника с помощью специально разработанной анкеты «Аттестация», которая является главным документом аттестационной комиссии и включает 25 разнообразных вопросов (качеств).
В заключении комиссия выставляет оценку работнику, которую сопровождает письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист.
По результатам проведения аттестации комиссия выносит решение о соответствии работника его должности и заработной плате.
Исходя из качественных оценок, даются рекомендации о передвижении сотрудников:
отлично - достоин повышения;
хорошо - оставит в должности или перевести на равноценную;
удовлетворительно - провести обучение или понизить в должности;
неудовлетворительно - подлежит увольнению.
Также можно рекомендовать использовать следующие методы мотивации:
привлекать сотрудников к обсуждению важных вопросов;
планировать карьеру сотрудников (т.е. план служебного роста);
ежегодно проводить корпоративные мероприятия, на которых отмечать заслуги сотрудника перед организацией;
ввести в арсенал каждого руководителя такие средства мотивации как похвала, благодарность, признание
выносить благодарность в письменной форме (на специальных бланках).
В магазинах ООО «Инвент» продавцы должны носить специальную фирменную одежду (т.н. дресс-код). Однако за соблюдением этого правила следят только формально.
Кроме того, продавцы на рабочих местах должны носить удобную, комфортную обувь, особенно в осенне-зимний период, чтобы легко передвигаться по помещению магазина, выполняя свои служебные обязанности. Присутствие второй (сменной) обуви на рабочих местах должно быть обязательным.
Поэтому можно рекомендовать обязать заведующих магазинами принимать меры к соблюдению этих норм корпоративной культуры и ввести наказание за нарушение правила: так, если продавец не соблюдает правила ношения спецодежды или второй обуви, заведующий магазином может объявить ему выговор, в случае неоднократного нарушения может взиматься штраф, и т.д.
Во многих фирмах руководство вводит запрет на курение на рабочих местах, заботясь как о престиже своей организации, так и о здоровье сотрудников и клиентов, и об экономии рабочего времени, и о безопасности помещений. Особенно актуален этот вопрос в предприятиях торговли, где работа с покупателями ведется практически все время, продавцы обслуживают клиентов, и дорога каждая минута.
Такого запрета в ООО «Инвент» нет, но можно рекомендовать ввести ограничение на курение в помещениях организации для продавцов и людей, работающих с клиентами, и ограничить курение для других служащих. За несоблюдение правила ввести санкции в виде предупреждения, выговора, а в случае злостных нарушений -- ввести штрафы, лишение части премии.
Кроме того, можно порекомендовать фирме разработать и разместить в Интернете собственный корпоративный web-сайт, который будет оформлен в едином стиле фирмы и на котором клиенты смогут получить исчерпывающую информацию о деятельности и товарах фирмы.
Заключение
Еще несколько лет назад словосочетание «корпоративная культура» было малоизвестно, хотя на самом деле она, естественно, существовала всегда, а элементы корпоративной культуры многих западных компаний с богатыми традициями имели свои аналоги в СССР: доски передовиков труда, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим выражением корпоративной культуры.
Информация о работе Корпоративная культура в России на примере ООО " Инвент"