Креативное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ креативного менеджмента.
Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:
- проанализировать признаки и особенности креативности и инноваций в современном обществе;
- изучить сущность креативности и креативного менеджмента;
- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;
- исследовать основные черты и критерии менеджера креативного типа;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5
1.1. Креативность и инновации в современном обществе:
признаки и особенности………………………………………………………….....5
1.2. Сущность креативности и креативного менеджмента………………..…..….9
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12
Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18
2.1 Основные черты и критерии менеджера креативного типа………………....18
2.2. Формирование потенциала менеджера креативного типа……………....…..20
2.3. Креативный менеджмент в управленческой деятельности………......…….27
Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30
Заключение……………………………………………………………………..…...35
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

Высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра управления

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

на тему «Креативное управление»

 

 

Выполнила: студентка 3-го курса очной

Формы обучения факультета таможенного

дела, группа Т094 К.С.Глоба

Подпись _______________________

 

 

Научный руководитель: И.В. Каимова

 

Подпись ________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5

1.1. Креативность и  инновации в современном обществе:

признаки и особенности………………………………………………………….....5

1.2. Сущность креативности и креативного  менеджмента………………..…..….9

1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12

Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18

2.1 Основные черты и  критерии менеджера креативного типа………………....18

2.2. Формирование потенциала  менеджера креативного типа……………....…..20

2.3. Креативный менеджмент  в управленческой деятельности………......…….27

Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30

Заключение……………………………………………………………………..…...35

Список использованной литературы………………………………………….…..38

 

Введение

 

Сегодня специалисты  по управлению человеческим фактором включены в широкий спектр таких  сфер деятельности, как управление производством, взаимодействие человека с компьютером, проектирование новых концепций, методы обучения, производство товаров потребления, системы безопасности и другие области. Основная цель этих исследований – улучшение или оптимизация работы людей, систем и организаций.

Специалисты в области  человеческих факторов разработали  различные методы, способствующие улучшению работы организаций. Для нас представляет интерес рассмотреть подход, получивший название метода креативного менеджмента, группового участия, который требует вовлечения всей рабочей группы в процессы определения ее целей, и нахождения путей повышения эффективности ее работы.

В России и за рубежом  появились разработки теоретических  основ и методических средств активизации творческого мышления и поиска новых технических мышлений. Это свидетельствует о том, что развитие научных основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса, обучение основам творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, на предприятиях и в вузах благоприятных условий для творчества стали острой необходимостью.

Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами – путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала – не отвечает целям сегодняшнего дня.

Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений, необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чертежной доски и в рабочее время, но и казалось бы в самой неподходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветилась яркой вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину.

Овладение методами креативного  менеджмента, теорией творчества, приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.

Проблемы креативного  менеджмента, различные аспекты  его практического использования  рассматривали в своих работах такие исследователи как Т.М. Амайстайл, Д. Леонард, С. Строс, А.М. Кузьмин, А.В. Дулькин, А.В. Шевырев, Н.А. Горелов, О.Н. Литун, О.Н. Мельников, Р. Флорида, В.А. Журавлев, М.Р. Якубов.

Целью работы является анализ креативного менеджмента.

Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:

- проанализировать признаки  и особенности креативности и  инноваций в современном обществе;

- изучить сущность  креативности и креативного менеджмента;

- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;

- исследовать основные  черты и критерии менеджера  креативного типа;

- охарактеризовать формирование потенциала менеджера креативного типа;

- изучить креативный менеджмент в управленческой деятельности.

Таким образом, креативный менеджмент позволяет максимально использовать потенциальные возможности человека и коллектива.

 

1. Креативный менеджмент и инновационное развитие общества

 

1.1. Креативность и инновации в современном обществе: признаки и особенности

 

Проблемы и перспективы  развития современной экономики  в масштабах мира, страны, региона  и бизнеса существенно влияют, а в некоторых случаях просто требуют изменений в теории и практике управления. К современным тенденциям динамики экономики, влекущим за собой существенные перемены и инновационные подходы в менеджменте, можно отнести:

- ухудшение макроэкономической ситуации, обусловленное снижением мировых цен на нефть и замедлением роста сырьевого экспорта;

- асинхронность процессов глобализации, протекающих в различных сферах экономики. Процессы ускорятся значительно в сферах обращения и потребления, а в сфере производства глобализация протекает медленно в силу недостаточной конкурентоспособности и низкой капитализации российских компаний;

- ухудшение социальной среды, связанное с высоким уровнем бедности и деградации социальной инфраструктуры. Продолжает ухудшаться ряд социальных индикаторов: средняя продолжительность жизни, увеличение смертности в трудоспособном возрасте, рост заболеваемости некоторыми видами социальных болезней и т.д.

В то же время в ближайшие  годы ожидается появление новых возможностей ускоренного развития экономики, которые позволят выйти за границы инерционного варианта:

- расширение инвестиционного потенциала в связи с увеличением объема «длинных денег» в экономике и ростом импорта иностранного капитала;

- рост капитализации российских компаний и международной технологической кооперации;

- расширение инвестиционного спроса отраслей естественных монополий;

- расширение инвестиционного и потребительского спросов со стороны населения, связанного с увеличением ипотечного и потребительского кредитования;

- улучшение инфраструктуры экономики и др. [27, c. 31]

Таким образом, в современной экономической среде нет ничего постоянного и прогнозируемого. Инновации и изменения проникают во все отрасли хозяйствования. В таких условиях менеджмент как самая мобильная и отвечающая потребностям рынка отрасль знаний, безусловно, вынужден отвечать сегодняшним реалиям.

В настоящее время эпоха индустриального развития в развитых странах в основном завершилась. Она сменяется эпохой инновационного развития, когда главную роль играют знания, наукоемкие технологии и новые разработки. В развитых странах создаются национальные инновационные системы, цель которых - построение экономики, основанной на инновациях.

Развитые зарубежные страны переходят в стадию инновационного развития, когда инновационные процессы пронизывают все сферы общества: экономику, социальную сферу, политику, образование, науку, технику, производство, бизнес и др.

В настоящее время  считается, что экономика стран (и  общество в целом) в своем развитии проходят шесть стадий (эпох), которые  определяются главными отраслями, ресурсами и товарами, предрешающими экономический рост. Этими стадиями являются:

  1. Доиндустриальная (главная роль принадлежит сельскому хозяйству).
  2. Индустриальная (главная роль принадлежит промышленности).
  3. Постиндустриальная (на первое место выходит сфера услуг).
  4. Информационная экономика (экономическое развитие обеспечивается в первую очередь информационными системами и технологиями).
  5. Экономика знаний (ведущую роль в экономике начинают играть нематериальные активы и интеллектуальная собственность).
  6. Креативное или инновационное общество (главную роль в развитии общества играют новые идеи и инновации).

На инновационной стадии развития информация и знания становятся предметами и средствами труда для  креативного мышления, продуктом  которого являются новые идеи, имеющие большой социально-экономический эффект. При этом при переходе на новую стадию все достижения предыдущих стадий сохраняются и развиваются на более высоком уровне.

В широком смысле инновации – это все виды нововведений, повышающие эффективность социально-экономических процессов, во всех областях и на всех уровня общества: в экономике, политике, социальной сфере, науке, технике, искусстве, образовании и др.

В более узком смысле инновации - это создаваемые и осваиваемые новые или усовершенствованные технологии, товары и услуги, а также организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого или иного характера, способствующие продвижению технологий, товаров и услуг на рынок.

В современном западном менеджменте управление процессами формирования таких новых идей в настоящее время относят к «креативному менеджменту», который является частью инновационного менеджмента. Креативный менеджмент реализуется на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла, задачей которых является формирование и отбор новых идей для их практической реализации в инновационных проектах.

Креативный менеджмент должен быть направлен на всемерное  раскрытие творческих способностей людей. Тогда как традиционное администрирование  основано на выполнении людьми твердо установленных правил и не направлено на проявление ими инициативы и раскрытие всех своих способностей.

Под креативным менеджментом мы будем понимать управление людьми в организациях, направленное на максимальное раскрытие и использование их творческих способностей на предпроектной и проектной стадиях инновационного цикла для создания новых, конкурентоспособных идей на уровне изобретений в различных областях человеческой деятельности.

Целью креативного менеджмента является генерация новых идей и поиск новых решений для достижения успеха страны, фирмы и организации в различных областях. При этом управление людьми осуществляется как в самой организации (персоналом), так и вне ее (поставщиками, партнерами, посредниками, клиентами, потребителями и др. целевыми аудиториями).

Креативный в переводе с английского означает творческий, созидательный. Согласно словарю Вебстера «креативность – это способность создавать новые значимые формы». В более широком смысле креативность – это процесс выявления скрытых возможностей и творческого использования их потенциала в определенной области.

Креативность не тождественна интеллекту, под которым понимается способность анализировать, обрабатывать и усваивать большие объемы информации. Она предполагает способность к синтезу и созданию нового. Результатом креативного синтеза могут быть изобретения, новые теории, понимания проблемы, произведения искусства [17, c. 54].

Креативность является основной предпосылкой для создания инноваций. Инновациями становятся реализованные на практике новые (креативные) идеи, обычно полученные при помощи креативного мышления или путем заимствования.

Инновации в методологии  менеджмента заключаются в появлении новых направлений и ответвлений в теории управлении. Влияния различных культур и национальных особенностей, а также разнонаправленных позитивных действий происходящих процессов глобализации и интеграции в среде функционирования методологии менеджмента способствуют появлению новых, видоизмененных направлений развития теории управления, к которым можно отнести креативный менеджмент.

Таким образом, современные  и обновленные методы познания науки  управления, теоретические взгляды на природу, сущность и развитие современного управления, современные направления теоретико-методологических разработок в области управления, реформы в системе управления повышают роль лидера, нового руководителя и, соответственно, изменяют подготовку менеджеров в вузе. Современные менеджеры должны быть способны: генерировать инновационные идеи; мобилизовать персонал для адекватного ответа на вызовы; организовать процесс управления постоянным развитием организации; сформировать среду с условиями, в которых сотрудники станут частью организации, а не агентами. Компетенции будущих менеджеровдолжны способствовать сокращению разрыва между организационными и экономическими аспектами науки и практики управления.

Информация о работе Креативное управление