Креативное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ креативного менеджмента.
Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:
- проанализировать признаки и особенности креативности и инноваций в современном обществе;
- изучить сущность креативности и креативного менеджмента;
- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;
- исследовать основные черты и критерии менеджера креативного типа;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5
1.1. Креативность и инновации в современном обществе:
признаки и особенности………………………………………………………….....5
1.2. Сущность креативности и креативного менеджмента………………..…..….9
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12
Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18
2.1 Основные черты и критерии менеджера креативного типа………………....18
2.2. Формирование потенциала менеджера креативного типа……………....…..20
2.3. Креативный менеджмент в управленческой деятельности………......…….27
Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30
Заключение……………………………………………………………………..…...35
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

 

1.2. Сущность  креативности и креативного менеджмента

 

Креативность всегда являлась основным источником развития общества.

Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины 17 в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. - в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.

В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.

Креативность имеет следующие основные формы: научную (открытия); техническую (изобретения); экономическую  (предпринимательство); художественную (искусство); социальную (отношения с людьми); политическую (государственное управление).

Источниками креативности являются творческие люди и организации.

Основой креативности является креативное мышление,которое мы определим, как способность с помощью синтеза (комбинации) разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект. Креативное – за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.

Важными особенностями  творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.

В настоящее время  выделяется следующие основные условия  для творческого решения задачи: знания, опыт, труд, умение творчески мыслить, личная мотивация.

Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи [11, c. 30].

Креативные люди всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы.

Креативность опирается  на прикладное воображение, интеллект, изобретательность и самообучение. Т. М. Амайстайл выделяет три необходимых  элемента для креативности:

1) компетенцию: знания, навыки, опыт;

2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;

3) мотивацию: внутреннюю – личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю - материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация [1, c. 61].

В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом  коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники.

В этих условиях исключительно  важную роль в решении инновационных проблем и задач играют методы и технологии креативного мышления и креативного менеджментадля коллективного поиска новых идей.

Уверенное производство новых продуктов и идей, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом  рынке, требует наличия специфических технологий. Эти технологии в настоящее время относятся к новой области менеджмента, которая называется «креативным менеджментом».

Механизм креативного  менеджмента действует на таких  принципах, как:

- получение глубинных знаний, умений и навыков (база креативистики);

- развитие аналитических, интеграционных, коммуникативных и других способностей, необходимых для работы в команде; 

- обоснованный отказ от сложившихся стереотипов и выработка свежего взгляда на проблему;

- изменение места и роли руководителя, членов «команды», повышение  значимости процессов координации и интеграции за счет понимания цели и смысла собственных действий.

В итоге достигается  новое качество работы с наименьшей затратой ресурсов – главная цель любого менеджмента.

Таким образом, можно  сказать, что креативный менеджмент – это менеджмент будущего (как  тип управления), развивающий персонал (как механизм управления) и опирающийся  на такой персонал (как процесс  управления).

Для внедрения креативного  менеджмента в организации необходимо создать условия для развития интеллекта, эмоционального настроя, профессионализма подчиненных или обучаемых; для интеллекта – это качественное информационное поле, критерии оценки деятельности, система принципов деятельности; для эмоционального настроя – соответствующая корпоративная культура, воодушевление, перспектива результативной деятельности; для повышения профессионализма – овладение этикой,  научным инструментарием исследования и принятия решений.

В этом случае руководитель, образно выражаясь, становится лидером, «вожаком клина», знающим цель и пользующимся доверием ведомых. То есть центр руководящих воздействий смещается в неформальное поле, где руководитель становится в большей мере лидером, чем менеджером в принятом смысле этого слова. С изменением его роли в коллективе изменяется и вся система воздействия: задачи, функции, методы, стиль, технологии (например, технология принятия решений) и т.д.

 

1.3. Задачи и  методы креативного менеджмента

 

Под креативным менеджментом подразумевается тип управления, основанный на использовании творческого потенциала работающих и или обучаемых.

Поэтому закономерен  переход от организационного типа менеджмента, характерного для ХХ века, к креативному  – менеджменту ХХI века, опирающемуся на основные достижения организационного менеджмента и включающему в себя новый безграничный ресурс – творческий потенциал человеческого разума.

В соответствии с этими  условиями изменяются все параметры  менеджмента, что отражено в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Сравнительный анализ типов менеджмента

Параметры

Типы

 

Организационный

Креативный

Задача

Организовать управление

Организовать управление и повысить его эффективность за счет использования  творчества персонала

Уровень профессионализма коллектива и  его состав

Разный разнородный

Высокий однородный

Ролевое разграничение

Размытое

Четкое

Роль синергетического эффекта

Незначительная

Решающая 

Функции

Дифференцированы

Интегрированы

Степень централизации

Высокая

Низкая

Организационные связи

Приоритет вертикальных

Приоритет горизонтальных

Роль коллектива

Один из ресурсов

Главный ресурс

Роль менеджера

Руководитель

Лидер, консультант

Стиль управления

В зависимости от ситуации

Партнерский

Полномочия

Централизованы

Децентрализованы

Методы

Преимущественно административно-экономические

Преимущественно экономико-психологические

Среда воздействия

Не играет определяющей роли, часто  зависит от стиля руководства

Проблемная ситуация, самостоятельность, доверие, поощрение, творческая атмосфера, информационная доступность

Технологии

Традиционные

Четкое определение целей, приоритетов, творческое использование ресурсов, нестандартность управленческих решений


 

Очевидно, что при креативном управлении возрастает роль личностных и профессиональных качеств руководителя и подчиненных, уровень общей культуры и  общения, а в управленческом смысле – роль целеполагания и таких законов организации, как закон синергии, композиции; увеличивается степень организационной и творческой децентрализации за счет углубления профессиональной и ролевой специализации в группе; возрастают интеграционные процессы и ответственность за конечный результат. Все эти признаки указывают на «команду» как тип организации коллектива (например, медицинская операционная бригада), когда каждый знает свое место и задачи, имеет свой инструментарий, понимает последовательность и значимость действий и координирует их с другими, отвечая за совокупный результат. На этом фоне недостаточно профессиональные действия какого-либо работника сразу заметны «команде» и отражаются на конечном результате. Поэтому члены команды заинтересованы в повышении профессионального и творческого потенциала каждого и не конкурируют между собой, что позитивно отражается на всех процессах, в том числе и креативных [8, c. 14].

Понятно, что и механизм креативного менеджмента в отличие от организационного заключается в применении таких средств воздействия на обучаемых (а в последствии на подчиненных), которые развивают способности студентов (работников), вызывают творческий подход к решению проблем, побуждают их использовать новые методы и технологии.

К настоящему времени  большинство организаций (особенно на Западе), уже полностью исчерпали  возможности повышения своей  конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC). Последней надеждой, по оценкам российских и западных специалистов, является использование креативного менеджмента, или менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Сегодня российскому бизнесу нужен новый тип мышления – системно-креативный и новая технология его использования.

Подобная технология позволяет в течение полутора-двух часов организованного мышления «почувствовать» суть проблемы намного  глубже и продвинуться к решению  намного дальше, чем за недели, а  может быть и месяцы беспорядочных поисков.

По результатам опроса участников XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2007 года – 49% обеспечения экономического роста России к 2020 году составят креативные люди, 37% - природные богатства России и 14% – промышленный комплекс.

Системная креативность позволяет увидеть альтернативы не только возможных решений (конструктивных точек зрения на создавшуюся проблемную ситуацию), но и новые возможности  позитивного развития проблемной ситуации, создать необходимые самоорганизующиеся управленческие механизмы, связанные со становлением – самоорганизацией.

Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым  центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления деятельностью организации. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений, прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.

В настоящее время  в мире насчитывается несколько  сотен ситуационных центров, работающих в режиме реального времени (в  России ситуационные центры функционируют  в Администрации Президента РФ, в  Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. организациях).

Основными задачами КСЦ  бизнес-организаций являются:

- мониторинг состояния  объекта управления и прогнозирование  развития проблемной ситуации;

- формирование и развитие у менеджеров практических навыков системно-креативного управленческого мышления;

- формирование эффективных  управленческих команд;

- эффективное управление  командной креативностью в процессе  решения конкретных управленческих  проблем в режиме реального времени;

- разработка и реализация  системно-креативных решений задач  стратегического планирования и  оперативно-диспетчерского управления  сложными проблемными ситуациями.

Достаточно активно  подобные креативные ситуационные центры начинают внедряться и в образование. Ими уже пользуются Московская академия экономики и права, Белгородский государственный университет, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Институт прикладной информатики и экономики (г. Москва), Северо-западная академия государственной службы филиал (г. Калуга), Институт современной экономики (г. Москва), Институт социальных наук (г. Москва) и др.

Современные тенденции  развития управления рождают и новые  требования к менеджеру. В прошлом  для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера.

Специфика предмета исследования определяет и методы его проведения. Креативными методами, ориентированными на внешнюю среду предприятия являются все методы маркетинговых исследований, связанные сбором первичной информации о рынке:

Информация о работе Креативное управление