Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является анализ креативного менеджмента.
Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:
- проанализировать признаки и особенности креативности и инноваций в современном обществе;
- изучить сущность креативности и креативного менеджмента;
- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;
- исследовать основные черты и критерии менеджера креативного типа;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5
1.1. Креативность и инновации в современном обществе:
признаки и особенности………………………………………………………….....5
1.2. Сущность креативности и креативного менеджмента………………..…..….9
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12
Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18
2.1 Основные черты и критерии менеджера креативного типа………………....18
2.2. Формирование потенциала менеджера креативного типа……………....…..20
2.3. Креативный менеджмент в управленческой деятельности………......…….27
Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30
Заключение……………………………………………………………………..…...35
Список использованной литературы………………………………………….
1.2. Сущность
креативности и креативного
Креативность всегда являлась основным источником развития общества.
Креативность в обществе зависит от исторической ситуации. Если в древности и средние века креативность проявлялась в основном в искусстве, то, начиная со второй половины 17 в. и до первой половины ХIX в., она проявлялась, в основном, в науке и искусстве. Со второй половины XIX в. - в науке и технике, а с середины XX в. она проявляется в первую очередь в технике и экономике.
В настоящее время креативность в развитых странах становится постоянной практикой и основным источником конкурентного преимущества. Практически в любой области производства побеждает в конечном итоге тот, кто обладает творческим потенциалом.
Креативность имеет следующие основные формы: научную (открытия); техническую (изобретения); экономическую (предпринимательство); художественную (искусство); социальную (отношения с людьми); политическую (государственное управление).
Источниками креативности являются творческие люди и организации.
Основой креативности является креативное мышление,которое мы определим, как способность с помощью синтеза (комбинации) разнородных элементов создавать новые значимые знания и формы, имеющие большой социально-экономический эффект. Креативное – за счет синтеза разнородных элементов. Именно креативное мышление в основном определяет развитие общества.
Важными особенностями творческой (креативной) работы являются то, что эта работа требует также внутренней мотивации человека, знаний и опыта и носит в современных условиях во многом командный характер.
В настоящее время
выделяется следующие основные условия
для творческого решения
Креативность мышления требует уверенности в себе, активности и лидерства, способности идти на риск. Креативность зависит от таких качеств как: изобретательность, умение находить решения на базе нового мышления, способность взглянуть на проблему с разных и новых сторон, интерес к экспериментированию, способность к рефлексии и непрерывному обучению, способность вновь и вновь придумывать новые идеи [11, c. 30].
Креативные люди всегда стремятся пересмотреть существующие процедуры и стереотипы, оперируют сценариями будущего, рассматривают различные изобретения и их последствия. Они ищут общие черты в том, что казалось несопоставимым, создают неожиданные комбинации, в которых и лежит ключ к решению проблемы. По существу творческая, креативная деятельность разрушает существующие стереотипы.
Креативность опирается
на прикладное воображение, интеллект,
изобретательность и
1) компетенцию: знания, навыки, опыт;
2) творческое мышление: гибкость, изобретательность и настойчивость при поиске решения, использование методов креативного мышления;
3) мотивацию: внутреннюю – личная заинтересованность в решении проблемы, стремление к самореализации и применению своих знаний, и внешнюю - материальные поощрения и продвижения по службе. При этом для креативности более важную роль играет внутренняя мотивация [1, c. 61].
В современных условиях инновационные идеи перестали быть уделом одиночек, а стали результатом коллективного труда групп специалистов. При разработке новых продуктов вместе работают маркетологи, дизайнеры, конструкторы, технологи, инженеры, экономисты, специалисты по продажам, потребители, поставщики, смежники.
В этих условиях исключительно важную роль в решении инновационных проблем и задач играют методы и технологии креативного мышления и креативного менеджментадля коллективного поиска новых идей.
Уверенное производство новых продуктов и идей, обеспечивающих конкурентные преимущества на мировом рынке, требует наличия специфических технологий. Эти технологии в настоящее время относятся к новой области менеджмента, которая называется «креативным менеджментом».
Механизм креативного менеджмента действует на таких принципах, как:
- получение глубинных знаний, умений и навыков (база креативистики);
- развитие аналитических, интеграционных, коммуникативных и других способностей, необходимых для работы в команде;
- обоснованный отказ от сложившихся стереотипов и выработка свежего взгляда на проблему;
- изменение места и роли руководителя, членов «команды», повышение значимости процессов координации и интеграции за счет понимания цели и смысла собственных действий.
В итоге достигается новое качество работы с наименьшей затратой ресурсов – главная цель любого менеджмента.
Таким образом, можно сказать, что креативный менеджмент – это менеджмент будущего (как тип управления), развивающий персонал (как механизм управления) и опирающийся на такой персонал (как процесс управления).
Для внедрения креативного менеджмента в организации необходимо создать условия для развития интеллекта, эмоционального настроя, профессионализма подчиненных или обучаемых; для интеллекта – это качественное информационное поле, критерии оценки деятельности, система принципов деятельности; для эмоционального настроя – соответствующая корпоративная культура, воодушевление, перспектива результативной деятельности; для повышения профессионализма – овладение этикой, научным инструментарием исследования и принятия решений.
В этом случае руководитель, образно выражаясь, становится лидером, «вожаком клина», знающим цель и пользующимся доверием ведомых. То есть центр руководящих воздействий смещается в неформальное поле, где руководитель становится в большей мере лидером, чем менеджером в принятом смысле этого слова. С изменением его роли в коллективе изменяется и вся система воздействия: задачи, функции, методы, стиль, технологии (например, технология принятия решений) и т.д.
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента
Под креативным менеджментом подразумевается тип управления, основанный на использовании творческого потенциала работающих и или обучаемых.
Поэтому закономерен переход от организационного типа менеджмента, характерного для ХХ века, к креативному – менеджменту ХХI века, опирающемуся на основные достижения организационного менеджмента и включающему в себя новый безграничный ресурс – творческий потенциал человеческого разума.
В соответствии с этими условиями изменяются все параметры менеджмента, что отражено в таблице 1.1.
Таблица 1.1.
Сравнительный анализ типов менеджмента
Параметры |
Типы | |
Организационный |
Креативный | |
Задача |
Организовать управление |
Организовать управление и повысить его эффективность за счет использования творчества персонала |
Уровень профессионализма коллектива и его состав |
Разный разнородный |
Высокий однородный |
Ролевое разграничение |
Размытое |
Четкое |
Роль синергетического эффекта |
Незначительная |
Решающая |
Функции |
Дифференцированы |
Интегрированы |
Степень централизации |
Высокая |
Низкая |
Организационные связи |
Приоритет вертикальных |
Приоритет горизонтальных |
Роль коллектива |
Один из ресурсов |
Главный ресурс |
Роль менеджера |
Руководитель |
Лидер, консультант |
Стиль управления |
В зависимости от ситуации |
Партнерский |
Полномочия |
Централизованы |
Децентрализованы |
Методы |
Преимущественно административно-экономические |
Преимущественно экономико-психологические |
Среда воздействия |
Не играет определяющей роли, часто зависит от стиля руководства |
Проблемная ситуация, самостоятельность, доверие, поощрение, творческая атмосфера, информационная доступность |
Технологии |
Традиционные |
Четкое определение целей, приоритетов, творческое использование ресурсов, нестандартность управленческих решений |
Очевидно, что при креативном управлении возрастает роль личностных и профессиональных качеств руководителя и подчиненных, уровень общей культуры и общения, а в управленческом смысле – роль целеполагания и таких законов организации, как закон синергии, композиции; увеличивается степень организационной и творческой децентрализации за счет углубления профессиональной и ролевой специализации в группе; возрастают интеграционные процессы и ответственность за конечный результат. Все эти признаки указывают на «команду» как тип организации коллектива (например, медицинская операционная бригада), когда каждый знает свое место и задачи, имеет свой инструментарий, понимает последовательность и значимость действий и координирует их с другими, отвечая за совокупный результат. На этом фоне недостаточно профессиональные действия какого-либо работника сразу заметны «команде» и отражаются на конечном результате. Поэтому члены команды заинтересованы в повышении профессионального и творческого потенциала каждого и не конкурируют между собой, что позитивно отражается на всех процессах, в том числе и креативных [8, c. 14].
Понятно, что и механизм креативного менеджмента в отличие от организационного заключается в применении таких средств воздействия на обучаемых (а в последствии на подчиненных), которые развивают способности студентов (работников), вызывают творческий подход к решению проблем, побуждают их использовать новые методы и технологии.
К настоящему времени большинство организаций (особенно на Западе), уже полностью исчерпали возможности повышения своей конкурентоспособности за счёт реструктуризации, консолидации, поглощения и слияния, снижения цен и борьбы за качество (TQM, TOC). Последней надеждой, по оценкам российских и западных специалистов, является использование креативного менеджмента, или менеджмента-маркетинга нестандартных идей. Сегодня российскому бизнесу нужен новый тип мышления – системно-креативный и новая технология его использования.
Подобная технология
позволяет в течение полутора-
По результатам опроса участников XI Международного экономического форума в Санкт-Петербурге в июне 2007 года – 49% обеспечения экономического роста России к 2020 году составят креативные люди, 37% - природные богатства России и 14% – промышленный комплекс.
Системная креативность позволяет увидеть альтернативы не только возможных решений (конструктивных точек зрения на создавшуюся проблемную ситуацию), но и новые возможности позитивного развития проблемной ситуации, создать необходимые самоорганизующиеся управленческие механизмы, связанные со становлением – самоорганизацией.
Неотъемлемой частью интеллектуальной организации, ее «мозговым центром» является креативный ситуационный центр (КСЦ), предназначенный для целей стратегического планирования и оперативно-диспетчерского управления деятельностью организации. Креативные ситуационные центры позволяют повысить качество управленческих решений, прежде всего за счет использования системно-креативного подхода к разработке и реализации управленческих решений.
В настоящее время в мире насчитывается несколько сотен ситуационных центров, работающих в режиме реального времени (в России ситуационные центры функционируют в Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, аппаратах уполномоченных представителей Президента РФ, МЧС, ФСО, МВД, МО, ОАО РЖД, РАО ЕС и др. организациях).
Основными задачами КСЦ бизнес-организаций являются:
- мониторинг состояния
объекта управления и
- формирование и развитие у менеджеров практических навыков системно-креативного управленческого мышления;
- формирование эффективных управленческих команд;
- эффективное управление
командной креативностью в
- разработка и реализация
системно-креативных решений
Достаточно активно подобные креативные ситуационные центры начинают внедряться и в образование. Ими уже пользуются Московская академия экономики и права, Белгородский государственный университет, Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, Институт прикладной информатики и экономики (г. Москва), Северо-западная академия государственной службы филиал (г. Калуга), Институт современной экономики (г. Москва), Институт социальных наук (г. Москва) и др.
Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера.
Специфика предмета исследования определяет и методы его проведения. Креативными методами, ориентированными на внешнюю среду предприятия являются все методы маркетинговых исследований, связанные сбором первичной информации о рынке: