Креативное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ креативного менеджмента.
Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:
- проанализировать признаки и особенности креативности и инноваций в современном обществе;
- изучить сущность креативности и креативного менеджмента;
- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;
- исследовать основные черты и критерии менеджера креативного типа;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5
1.1. Креативность и инновации в современном обществе:
признаки и особенности………………………………………………………….....5
1.2. Сущность креативности и креативного менеджмента………………..…..….9
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12
Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18
2.1 Основные черты и критерии менеджера креативного типа………………....18
2.2. Формирование потенциала менеджера креативного типа……………....…..20
2.3. Креативный менеджмент в управленческой деятельности………......…….27
Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30
Заключение……………………………………………………………………..…...35
Список использованной литературы………………………………………….

Файлы: 1 файл

курсач по менеджменту.doc

— 338.00 Кб (Скачать файл)

- анкетирование потребителей, клиентов, дистрибьютеров, других посредников,  поставщиков;

- экспертные оценки  специалистов;

- SWOT-анализ;

- метод фокус-групп;

- маркетинговые эксперименты  и наблюдения.

Эти методы должны стимулировать  у респондентов и разработчиков формирование новых идей, способствующих развитию предприятия, его товаров, экономики и общества в целом [3, c. 216].

Методы, ориентированные на персонал предприятия нацелены на формирование новых идей у специалистов на предпроектной и проектной стадий инновационного цикла.

С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:

  1. Методы психологической активизации мышления.
  2. Методы систематизированного поиска.
  3. Методы направленного поиска.

К методам психологической активизации мышления можно отнести: мозговой штурм, обратную мозговую атаку, корабельный совет, аналогии, синектику, конференцию идей. К методам систематизированного поиска относятся: списки контрольных вопросов, оператор РВС, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.

К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ).  Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи. Как отмечает Р. Флорида, необходимым условием креативности общества является обеспечение социальных условий для ее развития, в том числе художественного и культурного творчества, построения и развития гражданского общества и др. Именно общественные и экономические институты способствуют или тормозят проявлению креативности в различных областях.

 

2. Особенности организации  креативного менеджмента

 

2.1. Основные  черты и критерии менеджера  креативного типа

 

При осуществлении в  нашей стране реформ возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которая позволила бы организациям поддерживать конкурентоспособность в перспективе. Все больше признается необходимость сознательного управления изменениями, исходя из научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям.

Современным инструментом управления развитием  организации в условиях нарастающих  изменений во внешней среде и  связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления, основой которого является стратегическое мышление и креативный менеджмент.

Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил, правильно выбранная стратегия и комплексное стратегическое управление. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях.

Решающим фактором эффективного развития стратегического управления на предприятии является создание организационно-управленческого потенциала единой по духу команды управления, обладающей необходимым профессиональным уровнем знаний и стратегическим типом мышления.

Современная стратегия  основывается на предприимчивости не только руководства, но и всего коллектива, т. е. большинства, заинтересованного в положительном имидже и процветании фирмы. Поэтому необходимо использовать потенциальные возможности всего персонала организации, на что направлен механизм креативного менеджмента [20, c. 81].

Черты менеджера креативного  типа формируются на основе потенциальных возможностей личности (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Основные критерии, характеризующие менеджера  креативного типа.

 

Основные  черты менеджера креативного  типа:

1. Проблемное видение  мира, способность мыслить стратегически, видеть перспективы, заранее распознавать проблемы.

2. Умение заблаговременно  ставить проблемы, когда они еще  только зарождаются.

  1. Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.
  2. Способность логически мыслить, делать верные и удачные заключения при дефиците информации.
  3. Развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценке.
  4. Способность к имитации функций различных членов коллектива.
  5. Психологическая проницательность, позволяющая видеть и различать в людях особенности их поведения, умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им. Компенсатором проницательности является психодиагностика.
  6. Инновационность и стратегический характер мышления, способность выйти за пределы формального, привычного, проверенного, традиционного.
  7. Активность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения.
  8. Способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач.
  9. Умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера.

Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.

Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера креативного типа.

 

2.2. Формирование потенциала менеджера  креативного типа

 

Основой формирования менеджера креативного типа является потенциал менеджера, который должен постоянно совершенствоваться.

Потенциал – это способности и возможности человека, обеспечивающие достижение поставленных целей.

Способность человека – это расположенность к управлению в различных ситуациях на основе лидерства, интеллектуальной энергии, активности и инициативы. Способности человека проявляются через его качества.

Качества – это умения реагировать на воздействующие факторы окружающей среды. Потенциал человека формируется под влиянием эргономики, условий, при которых качества развиваются и реализуются с определенной силой воздействия, то есть энергией человека. Положительные условия эргономики — экономия энергии человека.

Структура потенциала менеджера  креативного типа представлена в  таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура потенциала менеджера креативного типа

Структура

Критерии

Основные качества

1. Интеллектуально-нравственный потенциал

Ценности (культура и т. д.)

Воспитание, образование, культура, этика обращения, интеллект человека

2. Организационно-поведенческий потенциал

Лидерство

Организованность, деловитость, коммуникабельность, инициативность, самообладание, авторитетность

3. Психофизиологической потенциал

Самостоятельность и устойчивость человека

Тип высшей нервной системы, эмоциональность, конфликтность, выдержка, скорость мышления, память, работоспособность

4. Профессионально-познавательный потенциал

Уровень знания и опыта

Профессионализм, компетентность, уровень образования, опыт, умение анализировать, критичность, инно-вационность, новаторство


 

При положительных  условиях эргономики формируется синергетика человека, т. е. развиваются его качества, потенциальные способности принимать управленческие решения [23, c, 66].

При негативных условиях эргономики нарушаются коммуникации, появляется беспорядок, хаос, который снижает уровень взаимодействия и эффективность работы всей организации.

Наличие потенциальных  способностей человека, совокупности профессиональных качеств устраняет уровень энтропии в системе и работает как энергия созидания и построения новых концепций и ситуаций.

Таким образом, от беспорядка в любой системе идет процесс  восстановления и созидания, образования порядка за счет интеллектуального потенциала человека, т.е. благодаря его способностям и умениям достигается эффективность управления.

Концепция формирования потенциала креативного менеджера  представлена на рис. 2.2.

Рис. 2.2. Концепция  формирования потенциала менеджера  креативного типа

Факторы успешной деятельности менеджера:

1. Развитое стратегическое мышление.

В поведении менеджера творческий подход, т. е. креативность, означает:

  1. Способность видеть проблемы и умение перевести их в ситуации и в возможности развития. Восприятие возможностей развития предполагает владение как делами, так и человеческими отношениями, способность направить ситуации на сотрудничество.
  2. Самобытность (своеобразие). Положительное своеобразное управление означает развитие необычных идей, гибкость мышления и приспособление при необходимости к мыслям других. Развитие необычных идей требует также самостоятельности и временной независимости от авторитетов. К творческому подходу в управлении относится также настойчивость в исполнении управленческих решений. Развитие в творческом подходе начинается тогда, когда при неудаче внедрения необычной идеи мы не виним других, а ищем причины неудачи в себе.
  3. Обильность мышления. Творческие люди способны предложить множество идей. Известно, что количество порождает качество: из большего количества альтернативных предложений можно с большей вероятностью найти правильное решение.
  4. Способность к риску. Проблемой многих людей, в частности менеджеров, является боязнь эксперимента, они не осмеливаются проводить в жизнь желательные для себя решения. Очень часто менеджеры прибегают к привычным решениям, так надежнее. В то же время совершенствование себя как личности и развитие организации требуют, чтобы время от времени принимались новые решения и налаживалась совершенно отличная от прежней деятельности.
  5. Способность видеть общую выгоду. Оптимизация общего означает, что за частными решениями менеджер должен видеть и общую выгоду, например, для организации в целом. К правильному принятию решений относится умение отличать существенное от не существенного, а также чувство реальности.

6.Способность добывать  сведения и поддерживать связи с другими. Творческие руководители много читают и поддерживают широкие связи с другими людьми. Они в хорошем смысле любопытны и непредвзято относятся к новым ситуациям. В то же время творческие руководители умеют выражать свои мысли – как письменно, так и устно – понятно и доходчиво.

7. Воля. Все характерные  черты творческой личности будут  развиваться, если есть мотивация к использованию своих знаний и умений в организации. Каждый руководитель должен выяснить для себя, насколько полно он намерен приобщиться к целям организации и мотивироваться в соответствии с ними.

Работая над  проблемами эффективного и результативного  управления, менеджер должен учиться мыслить многомерно, т. е. охватывать все стороны проблемы, влияющие на ее разрешение как прямо, так и косвенно. Самое важное, с точки зрения современного управленческого мышления, мыслить и действовать многосторонне. Вовсе не обязательно рассматривать эффективность и результативность абсолютно во всех случаях в качестве важнейшего параметра измерения, им также могут быть, например, мотивированность, качество труда, скорость принятия решений. Это характерно для многомерного управленческого мышления, в котором важнейшим элементом является все же эффективность и результативность.

Хорошие результаты управления возникают благодаря  использованию изменяющихся ситуаций практики. Известно, что внутренние и внешние ситуации каждой организации меняются довольно быстро, каждый день, каждый час. Менеджер должен быть готовым к быстрым изменениям и владеть все большим арсеналом умений. Таким образом, есть все основания утверждать, что современный эффективный руководитель является человеком, умеющим правильно и быстро реагировать на изменяющиеся ситуации, принимать быстрые и правильные решения на основе неясных, неполных и даже противоречивых сведений.

Ситуации  возникают постоянно, мы живем в  условиях их возникновения. На них нужно  реагировать нестандартно и свежо  именно в тот момент, когда они являются нашим настоящим – положительным или негативным. Менеджер не должен сосредоточивать свое внимание на прошлом, он должен уметь жить сегодня и прогнозировать будущее. Проще говоря, менеджер должен мыслить стратегически, т. е. заглядывая вперед и предвосхищая события.

Все приведенные выше требования к руководителю имеют  большое значение для эффективного руководства. Но менеджеру необходимо также постоянно и целенаправленно развиваться, совершенствоваться самому.

Руководитель в условиях динамичности, непредсказуемости внешней  среды должен уметь мыслить стратегически  и творчески. Это, конечно, идеальный  случай, когда сочетаются эти два типа мышления. Но в реальности у каждого руководителя склонность мыслить стратегически и творчески выражена в разной степени. И тот и другой типы мышления опираются на новые непривычные изменения. Руководитель, обладающий стратегическим мышлением, не отличается ни эмоциональной, ни интеллектуальной привязанностью ни к прошлому, ни к будущему.

Информация о работе Креативное управление