Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа
Целью работы является анализ креативного менеджмента.
Предмет исследования – сущность, задачи, методы, особенности организации креативного менеджмента.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задания:
- проанализировать признаки и особенности креативности и инноваций в современном обществе;
- изучить сущность креативности и креативного менеджмента;
- рассмотреть задачи и методы креативного менеджмента;
- исследовать основные черты и критерии менеджера креативного типа;
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1.Креативный менеджмент и инновационное развитие общества.…...…..5
1.1. Креативность и инновации в современном обществе:
признаки и особенности………………………………………………………….....5
1.2. Сущность креативности и креативного менеджмента………………..…..….9
1.3. Задачи и методы креативного менеджмента…………………………….…..12
Глава 2.Особенности организации креативного менеджмента…………...…….18
2.1 Основные черты и критерии менеджера креативного типа………………....18
2.2. Формирование потенциала менеджера креативного типа……………....…..20
2.3. Креативный менеджмент в управленческой деятельности………......…….27
Глава 3.Проблемы становлення и развития креативного менеджмента…...…...30
Заключение……………………………………………………………………..…...35
Список использованной литературы………………………………………….
- анкетирование потребителей, клиентов, дистрибьютеров, других посредников, поставщиков;
- экспертные оценки специалистов;
- SWOT-анализ;
- метод фокус-групп;
- маркетинговые эксперименты и наблюдения.
Эти методы должны стимулировать у респондентов и разработчиков формирование новых идей, способствующих развитию предприятия, его товаров, экономики и общества в целом [3, c. 216].
Методы, ориентированные на персонал предприятия нацелены на формирование новых идей у специалистов на предпроектной и проектной стадий инновационного цикла.
С некоторой степенью условности их можно разделить на три группы:
К методам психологической активизации мышления можно отнести: мозговой штурм, обратную мозговую атаку, корабельный совет, аналогии, синектику, конференцию идей. К методам систематизированного поиска относятся: списки контрольных вопросов, оператор РВС, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокусных объектов, метод гирлянд ассоциаций и метафор, метод многократного последовательного классифицирования, метод синтеза оптимальных форм.
К методам направленного поиска относятся: функционально-стоимостной анализ (ФСА), функционально-физический метод поискового конструирования Р. Колера, теория и алгоритм решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера (ТРИЗ и АРИЗ). Целесообразность применения метода, принадлежащего к той или иной группе, зависит от сложности решаемой задачи. Как отмечает Р. Флорида, необходимым условием креативности общества является обеспечение социальных условий для ее развития, в том числе художественного и культурного творчества, построения и развития гражданского общества и др. Именно общественные и экономические институты способствуют или тормозят проявлению креативности в различных областях.
2. Особенности организации креативного менеджмента
2.1. Основные черты и критерии менеджера креативного типа
При осуществлении в нашей стране реформ возникает проблема выработки такой хозяйственной политики и стратегии, которая позволила бы организациям поддерживать конкурентоспособность в перспективе. Все больше признается необходимость сознательного управления изменениями, исходя из научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям организации, к изменяющимся внешним условиям.
Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления, основой которого является стратегическое мышление и креативный менеджмент.
Для успеха необходима целенаправленная концентрация сил, правильно выбранная стратегия и комплексное стратегическое управление. В настоящее время стратегическое управление является важнейшим фактором успешного выживания в усложняющихся рыночных условиях.
Решающим фактором эффективного развития стратегического управления на предприятии является создание организационно-управленческого потенциала единой по духу команды управления, обладающей необходимым профессиональным уровнем знаний и стратегическим типом мышления.
Современная стратегия основывается на предприимчивости не только руководства, но и всего коллектива, т. е. большинства, заинтересованного в положительном имидже и процветании фирмы. Поэтому необходимо использовать потенциальные возможности всего персонала организации, на что направлен механизм креативного менеджмента [20, c. 81].
Черты менеджера креативного типа формируются на основе потенциальных возможностей личности (рис. 2.1).
Рис. 2.1. Основные критерии, характеризующие менеджера креативного типа.
Основные черты менеджера креативного типа:
1. Проблемное видение
мира, способность мыслить стратегиче
2. Умение заблаговременно ставить проблемы, когда они еще только зарождаются.
Способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умением обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не каждое само по себе и не в разрозненной хаотической совокупности, а в системе взаимодействия. Именно это характеризует менеджера креативного типа.
2.2.
Формирование потенциала
Основой формирования менеджера креативного типа является потенциал менеджера, который должен постоянно совершенствоваться.
Потенциал – это способности и возможности человека, обеспечивающие достижение поставленных целей.
Способность человека – это расположенность к управлению в различных ситуациях на основе лидерства, интеллектуальной энергии, активности и инициативы. Способности человека проявляются через его качества.
Качества – это умения реагировать на воздействующие факторы окружающей среды. Потенциал человека формируется под влиянием эргономики, условий, при которых качества развиваются и реализуются с определенной силой воздействия, то есть энергией человека. Положительные условия эргономики — экономия энергии человека.
Структура потенциала менеджера креативного типа представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Структура потенциала менеджера креативного типа
Структура |
Критерии |
Основные качества |
1. Интеллектуально-нравственный |
Ценности (культура и т. д.) |
Воспитание, образование, культура, этика обращения, интеллект человека |
2. Организационно-поведенческий потенциал |
Лидерство |
Организованность, деловитость, коммуникабельность, инициативность, самообладание, авторитетность |
3. Психофизиологической потенциал |
Самостоятельность и устойчивость человека |
Тип высшей нервной системы, эмоциональность, конфликтность, выдержка, скорость мышления, память, работоспособность |
4. Профессионально-познавательный потенциал |
Уровень знания и опыта |
Профессионализм, компетентность, уровень образования, опыт, умение анализировать, критичность, инно-вационность, новаторство |
При положительных условиях эргономики формируется синергетика человека, т. е. развиваются его качества, потенциальные способности принимать управленческие решения [23, c, 66].
При негативных условиях эргономики нарушаются коммуникации, появляется беспорядок, хаос, который снижает уровень взаимодействия и эффективность работы всей организации.
Наличие потенциальных способностей человека, совокупности профессиональных качеств устраняет уровень энтропии в системе и работает как энергия созидания и построения новых концепций и ситуаций.
Таким образом, от беспорядка в любой системе идет процесс восстановления и созидания, образования порядка за счет интеллектуального потенциала человека, т.е. благодаря его способностям и умениям достигается эффективность управления.
Концепция формирования потенциала креативного менеджера представлена на рис. 2.2.
Рис. 2.2. Концепция формирования потенциала менеджера креативного типа
Факторы успешной деятельности менеджера:
1. Развитое стратегическое мышление.
В поведении менеджера творческий подход, т. е. креативность, означает:
6.Способность добывать сведения и поддерживать связи с другими. Творческие руководители много читают и поддерживают широкие связи с другими людьми. Они в хорошем смысле любопытны и непредвзято относятся к новым ситуациям. В то же время творческие руководители умеют выражать свои мысли – как письменно, так и устно – понятно и доходчиво.
7. Воля. Все характерные
черты творческой личности
Работая над проблемами эффективного и результативного управления, менеджер должен учиться мыслить многомерно, т. е. охватывать все стороны проблемы, влияющие на ее разрешение как прямо, так и косвенно. Самое важное, с точки зрения современного управленческого мышления, мыслить и действовать многосторонне. Вовсе не обязательно рассматривать эффективность и результативность абсолютно во всех случаях в качестве важнейшего параметра измерения, им также могут быть, например, мотивированность, качество труда, скорость принятия решений. Это характерно для многомерного управленческого мышления, в котором важнейшим элементом является все же эффективность и результативность.
Хорошие результаты управления возникают благодаря использованию изменяющихся ситуаций практики. Известно, что внутренние и внешние ситуации каждой организации меняются довольно быстро, каждый день, каждый час. Менеджер должен быть готовым к быстрым изменениям и владеть все большим арсеналом умений. Таким образом, есть все основания утверждать, что современный эффективный руководитель является человеком, умеющим правильно и быстро реагировать на изменяющиеся ситуации, принимать быстрые и правильные решения на основе неясных, неполных и даже противоречивых сведений.
Ситуации возникают постоянно, мы живем в условиях их возникновения. На них нужно реагировать нестандартно и свежо именно в тот момент, когда они являются нашим настоящим – положительным или негативным. Менеджер не должен сосредоточивать свое внимание на прошлом, он должен уметь жить сегодня и прогнозировать будущее. Проще говоря, менеджер должен мыслить стратегически, т. е. заглядывая вперед и предвосхищая события.
Все приведенные выше требования к руководителю имеют большое значение для эффективного руководства. Но менеджеру необходимо также постоянно и целенаправленно развиваться, совершенствоваться самому.
Руководитель в условиях динамичности, непредсказуемости внешней среды должен уметь мыслить стратегически и творчески. Это, конечно, идеальный случай, когда сочетаются эти два типа мышления. Но в реальности у каждого руководителя склонность мыслить стратегически и творчески выражена в разной степени. И тот и другой типы мышления опираются на новые непривычные изменения. Руководитель, обладающий стратегическим мышлением, не отличается ни эмоциональной, ни интеллектуальной привязанностью ни к прошлому, ни к будущему.