Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование
«МЕНЕДЖМЕНТ»
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента |
|
Тема 2. Функции и принципы менеджмента |
|
Тема 3. Методы менеджмента |
|
Тема 4. Типы организаций |
|
Тема 5. Коммуникации в организации |
|
Тема 6. Менеджер и его функции |
|
Тема 7. Управленческие решения |
|
Тема 8. Управление конфликтами |
|
Тема 9. Элементы организации и процесса управления |
|
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование |
|
Литература |
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, которая направлена на достижение определенных, намеченных фирмой целей, целей рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент (management) – это то, что делают менеджеры.
Менеджмент (management) – это процесс координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной.
Эффективность (efficiency) – получение максимального выхода продукта при минимальных затратах вводимых ресурсов. Часто описывают как умение «делать все, как требуется»
Результативность (effectiveness) – показатель, отображающий, насколько организации удалось достичь поставленных целей. Часто описывается, как «умение делать так, как надо»
Рис. 1 Эффективность и
Организационные уровни
Менеджеры высшего уровня (top managers) - менеджеры, входящие в состав руководства организации или возглавляющие ее; они отвечают за принятие решений в рамках всей организации и разработку политики и стратегий всей организации в целом.
Менеджеры среднего уровня (middle managers) - все уровни управления между низовым уровнем и высшим уровнем управления организации. Эти менеджеры управляют менеджерами технического уровня.
Менеджеры технического уровня (First-line managers) - линейные менеджеры, самый низший уровень управления. Эти менеджеры управляют деятельностью рядовых сотрудников, непосредственно занятых процессом производства продукта организации.
В системе менеджмент принято выделять различные виды менеджмента:
История менеджмента
Большое значение для изучения проблем управления, произошедших до XX века, имели два значительных исторических события.
Первым событием стало издание в 1776 году Адамом Смитом классического экономического труда "Исследование о природе и причинах богатства народов", в котором он описал экономические преимущества, которые организации и общество получат от разделения труда.
Разделение труда (division of labor) – разделение производственного процесса на узкоспециализированные повторяющиеся операции.
Вторым событием, повлиявшим на развитие теории и практики менеджмента в XX веке, стала промышленная революция.
Промышленная революция (industrial revolution) – широкое наступление мощных машин и механизмов, массового производства и эффективных средств транспортировки.
В этот период возникают первые школы управления рисунок 2.
Рис 2. Развитие основных школ научной организации управления
Научный менеджмент
Научная организация управления (scientific management) – применение научного метода для определения «одного наиболее эффективного способа» выполнения работы.
Среди сделавших, огромный вклад в
развитие теории менеджмента, ²耀едует
назвать Фредерика Уинслоу
В своих работах «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного менеджмента» (1911г.) Тейлор разработал ряд методов научной организации труда. Эти методы основывались на изучении приемов труда рабочих и их стандартизации. При помощи хронометрических наблюдений были определены оптимальная продолжительность отдельных приемов труда и установлены рациональные режимы труда и отдыха рабочих.
В результате применения разработок Тейлора повышалась производительность труда работника. Им были также разработаны нормы выработки работников и система материального вознаграждения за выполнение и перевыполнение этих норм.
Развитие идей Тейлора было продолжено супругами Фрэнком и Лилиан Гилберт, которые расчленили технологические операции таким образом, что выделенные компоненты не зависели от содержания работы. Это позволило проектировать любую работу из стандартных компонентов, которые назвали «треблигами» (слово Гилберт наоборот).
Школа административного управления
Школа административного управления (general administrative theorists) – теории о деятельности управленческого персонала и компонентах успешной управленческой практики.
Представители данной школы Анри Файоль и Макс вебер разработали общие теории о работе управленческого персонала и о составляющих совместной управленческой практики.
Анри Файоль выделил 14 принципов управления
Принципы управления (principles of management) – универсальные правила менеджмента, пригодные для образовательных целей и применимые в практических ситуациях.
Бюрократия (bureaucracy) – форма организации, характеризуемая четким разделением труда, иерархией, наличием подробных правил и инструкций и обезличенностью отношений. Данной формы не существует в реальности это идеальная модель. На рисунке 3 представлена характеристика данной формы.
Рис. 3. Характеристика идеальной бюрократии по Веберу
Количественный подход
Количественный подход (quantitative approach) - применение количественных методов и инструментов для оптимизации процесса принятия решений.
В основе этого подхода лежат научные математические и статистические методы, которые использовались в ходе принятия военно-стратегических решений во время Второй мировой войны. После окончания Второй мировой войны многие количественные методы, использовавшиеся при решении чисто военных проблем, стали широко применяться в сфере бизнеса. В середине 1940-х годов группа офицеров, получившая название Whiz Kids ("Ловкачи"), поступила на работу в Ford Motor и сразу же начала разрабатывать и применять различные статистические методы и количественные модели для оптимизации процесса принятия бизнес-решений. Больше всех из этой группы прославились Роберт Мак-Намара и Чарльз Торнтон.
Школа организационного поведения
Организационное поведение (organizational behavior) - Область исследований, связанная с поведением людей на работе.
Самыми известными приверженцами школы организационного поведения были Роберт Оуэн, Хьюго Манстерберг, Мэри Паркер Фоллет и Честер Барнард. Эти люди внесли разный вклад в развитие теории организационного поведения и пропагандировали разные идеи, но всех их объединяло убеждение, что люди представляют собой самый важный актив любой организации и ими надо управлять с учетом этого факта. Их идеи стали основой для таких управленческих практик, как процедуры отбора работников, программы мотивации служащих, рабочие команды и методы управления организационной и внешней средой. На рис. 4 схематически представлены наиболее важные идеи ранних сторонников теории организационного поведения.
Рис. 4. Главные сторонники теории организационного поведения и их основные идеи.
Хоторнские исследовния (Hawthorne studies) - ряд исследований, проведенных в 1920-1930-х годах, которые привели к принципиально новому взгляду на различия между индивидуальным и групповым поведением.
На основе данных исследований профессор Гарвардского университета Элтону Мэйо пришел к следующим выводам. Поведение и чувства тесно связаны между собой; коллектив оказывает огромное влияние на поведение каждого индивида; групповые стандарты определяют индивидуальную производительность каждого рабочего; материальные стимулы влияют на производительность меньше, чем групповые нормы, ощущение коллектива и чувство поддержки и защищенности. Все эти выводы привели к формированию принципиально нового взгляда на человеческое поведение в работе организаций и отношение людей к достижению поставленных перед ними целей.
Системный подход
В 1960-х годах исследователи начали анализировать организации с точки зрения системного подхода, концепции, заимствованной в физической науке. Система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, организованных в единое целое. Существует два основных типа систем — закрытые и открытые. Закрытые системы не подвергаются влиянию среды, в которой они существуют, и не взаимодействуют с ней. Концепция открытой системы заключается в ее динамическом взаимодействии со средой, в которой она находится. Сегодня, называя организации системами, мы имеем в виду открытые системы, т.е. организация постоянно взаимодействует с окружающей средой.
Рис. 5. Схема организации как открытой системы
Почему важен системный подход. Например, независимо от того, насколько эффективно работает производственный отдел организации, если отдел маркетинга не спрогнозирует изменение вкусов потребителя и не сообщит об этом своевременно отделу по разработке новой продукции, это негативно отразится на общих показателях работы компании.
Кроме того, при рассмотрении деятельности менеджера с точки зрения системы подразумевается, что принимаемые им решения и его действия в одной организационной сфере обязательно затрагивают другие, и наоборот (это называется свойством взаимозависимости систем). Например, если отдел закупок вовремя не закупит материалы в нужном количестве и нужного качества, производственный отдел не сможет эффективно выполнять свою работу.
Ситуативный подход
Представители ранних теорий менеджмента, такие как Тейлор, Файоль и Вебер, снабдили нас принципами менеджмента, которые предполагали их универсальное применение. Например, разделение труда — это, без сомнения, очень полезная и широко используемая концепция, но дело в том, что в результате ее применения рабочие задания могут стать слишком специализированными. Бюрократия желательна во многих ситуациях, но в некоторых условиях намного эффективнее работают другие организационные структуры. Менеджмент базируется на сложных принципах. Разные и постоянно меняющиеся условия требуют от менеджеров самых разных методов и подходов. При подходе к управлению с учетом ситуативных обстоятельств (его именуют ситуативным подходом) подчеркивается, что все организации отличаются между собой, оказываются в разных ситуациях (ситуативные обстоятельства), и, следовательно, как правило, ими следует управлять разными способами, т.е. они требуют различных управленческих решений и действий.
Наиболее распространенные ситуативные обстоятельства представлены в таблице 1., но этот список не может считаться исчерпывающим.
Таблица 1
Наиболее распространенные ситуации, влияющие на деятельность управленческого персонала
Размер организации |
Количество работников в организации очень сильно влияет на характер деятельности управленческого персонала. По мере увеличения размера организации круг проблем, связанных с координацией разных видов деятельности, расширяется. Так, тип организационной структуры, подходящий для организации со штатом в 50 тысяч человек, по всей вероятности, будет неэффективным для организации, в которой работает всего 50 служащих |
Шаблонность технологий, используемых для выполнения задач |
Чтобы достичь поставленной цели, организация использует определенную технологию, т.е. реализует процесс преобразования вводимых ресурсов в продукцию или услуги. Плановые технологии требуют использования организационных структур, стилей руководства и систем контроля, отличных от тех, которые необходимы при применении неплановых или нестандартных технологий |
Неопределенность внешней среды |
На процесс управления в значительной мере влияет степень неуверенности из-за политических, технологических, социально-культурных и экономических изменений. Способы, которые весьма эффективны в устойчивой и предсказуемой среде, оказываются абсолютно неприменимыми в условиях быстро изменяющейся и непредсказуемой среды |
Факторы индивидуальных различий |
Все служащие отличаются друг от друга своим стремлением к профессиональному росту, уровнем самостоятельности, толерантности к неопределенности и ожиданиями. Эти и другие индивидуальные различия особенно важны для менеджеров при выборе методов мотивации, стилей руководства и разработки рабочих заданий |
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
1. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента
Управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.