Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование
♠ текущий контроль осуществляется от начала деятельности до момента получения результата. Его цель – вовремя обнаружить отклонения от намеченных планов и нормативов.
♠ заключительный контроль осуществляется после выполнения какой-либо программы. Его цель – получение информации о деятельности работников, которых необходимо поощрять за достигнутые результаты.
Этапы осуществления контроля:
3. Принципы менеджмента
Принципы менеджмента – это основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Принципы менеджмента
К общим принципам относятся:
♣ Принцип применимости: менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников;
♣ Принцип системности: менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом;
♣ Принцип многофункциональности: менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели);
♣ Принцип интеграции: внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений;
♣ Принцип ориентации на ценности: менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и т.д.
Основные принципы управления выделенные Анри Файолем
1. Разделение труда. Узкая специализация ведет к повышению объема производства, поскольку способствует повышению эффективности труда рабочих |
2. Полномочия. Менеджер должен уметь отдавать распоряжения. Полномочия дают ему на это право. Однако вместе с получением полномочий наступает ответственность |
3. Дисциплина. Служащие должны повиноваться и уважать правила, на основе которых работает их организация |
4. Единоначалие. Каждый служащий должен получать распоряжения только от одного начальника |
5. Единство направления. Каждой группой разных видов организационной деятельности, объединенных единой целью, должен управлять один менеджер, работающий по единому плану |
6. Подчинение личных интересов общественным. Интересы отдельного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации в целом |
7. Вознаграждение. Работники должны получать за свою работу справедливую заработную плату |
8. Централизация. Данным термином характеризуется степень вовлеченности подчиненных в процесс принятия решений |
9. Скалярная цепь. Цепь полномочий от высшего руководства до самых низких уровней, получившая название "скалярная цепь" |
10. Порядок. Люди и материалы должны находиться в нужном месте в нужное время |
11. Беспристрастность. Менеджеры должны быть одинаково добры и справедливы ко всем своим подчиненным |
12. Стабильность персонала. Управленческий персонал обязан правильно планировать кадровую работу персонала и обеспечивать наличие нужных специалистов для заполнения вакансии |
13. Инициативность. Служащие, которым предоставляется право составлять и выполнять планы, проявляют значительно большую заинтересованность в работе |
14. Коллективизм. Командный дух способствует созданию атмосферы гармонии и единства в организации |
К частным принципам управления относятся:
♣ Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении: состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений;
♣ Принцип научной обоснованности: заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов;
♣ Принцип плановости: заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе. План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем;
♣ Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности: предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение;
♣ Демократизация управления – участие в управлении организацией всех сотрудников;
♣ Принцип устойчивости и мобильности системы управления: предполагает, что при изменении внешней и внутренней среды организации система менеджмента не должна претерпевать коренных изменений.
Тема 3. Методы менеджмента
1.Понятие и классификация методов менеджмента
Метод управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.
Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.
Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму.
Направленность методов управления ориентированна на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания).
Содержание – это специфика приемов и способов воздействия.
Организационная форма – воздействие
на конкретно сложившуюся
Все методы управления органически дополняют друг друга, находятся в постоянном динамическом равновесии.
В конкретном методе управления определенным образом сочетаются содержание, направленность и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления:
- организационно-
- экономические, обусловленные экономическими стимулами;
- социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников.
2. Организационно-
Эти методы основаны на прямых директивных указаниях. Через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления – функция организации. В связи с этим задача ОАМ состоит в координации действий подчиненных. Они обеспечивают четкость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.
Организационно-
Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако эти методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, осуществляют контроль за их выполнением, разрабатывают систему административных средств поддержания трудовой дисциплины. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства.
В рамках организации возможны 3 формы проявления ОАМ:
ОАМ отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.
3. Экономические методы управления
Это система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов (материальное стимулирование и санкции, финансирование и кредитование, зарплата, себестоимость, прибыль, цена). При этом следует учесть, что кроме сугубо личных участник процесса преследует и общественные, и групповые цели.
В качестве основных методов управления
здесь выступает система
Социально-психологические методы управления – это совокупность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы, протекающие в них.
Главная цель применения этих методов формирование в коллективе положительного социально-психологического климата, благодаря чему в значительной мере будут решаться воспитательные, организационные и экономические задачи.
Эти методы предполагают два направления воздействия на поведение работника и повышение его трудовой активности. С одной стороны, они нацелены на формирование благоприятного морально-психологического климата в коллективе, развитие благожелательных отношений между его членами, изменение роли руководителя, а, с другой стороны, на раскрытие личных способностей каждого работника, помощи в их совершенствовании. Это в конечном итоге ведет к максимальной самореализации человека в своей трудовой деятельности, а, следовательно - к повышению ее эффективности.
В качестве основных форм социально-психологического воздействия применяются:
♥ планирование социального развития трудовых коллективов;
♥ убеждение как метод воспитания и формирования личности;
♥ экономическое соревнование;
♥ критика и самокритика;
♥ постоянно действующие
♥ различного рода ритуалы и обряды;
♥ создание и поддержание морального климата в коллективе;
♥ личный пример.
Тема 4. Типы организаций
1. Типы организаций по взаимодействию с внешней средой
Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работ2耀и жесткой иерархией власти в организации. С такими характеристиками организация может действовать эффективно в условиях, когда используется рутинная технология (низкая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется несложное и нединамичное внешнее окружение. Так, даже современное автомобильное производство вполне может быть эффективным в рамках механистической структуры. Существует достаточная степень определенности в отношении технологий автомобильного производства, и проблемы, с которыми это производство сталкивается во внешней среде, мало изменились за последние десятилетия (безопасность движения, чистота окружающей среды, топливо, дороги, инфраструктура и т.п.).
Организации механистического типа, характерны следующие черты:
а) жесткая иерархия власти;
б) централизм в принятии решений;
в) наличие огромного количества формальных
правил и процедур для
принятия управленческих решений и для
контроля за деятельностью работников;
г) узкая специализация и ответственность работников.
Достоинства:
а) цели организации просты и известны работникам;
б) выполняемые работы
делятся на отдельные специализированные
операции, поэтому результат можно легко
измерить и проверить;
в) высокая производительность
труда работников при
выполнении
рутинных операций;
г) предсказуемость поведения работников
из-за большого количества
правил и процедур.
Недостатки:
а) бюрократизация управления из-за большого количества процедур;
б) возможность существования некомпетентных работников;
в) неадекватные реакции при существовании
организации в сложной
динамической внешней среде.
Органический подход к проектированию
организации характеризуется
Организации органического типа, характеризуются децентрализаци
Достоинства:
а) высокая производительность
труда работников, при выполнении
наукоемких операций;
б) возможность внедрения новых видов технологий
и разработки новых
видов продукции;
в) эффективная деятельность в условиях
сложной динамичной среды,
которая их окружает.
Недостатки: