Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование
Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также это соответствующая организация работы и контроль деятельности.
Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.
Впервые функции управления были выделены Анри Файолем.
Различают следующие функции управления:
1 Планирование;
2 Организация;
3 Мотивация;
4 Контроль
Если менеджер желает обеспечить устойчивое будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Эта деятельность должна начинаться с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, необходимо проконтролировать процесс труда, т.е. все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.
2. Характеристика основных функций менеджмента
Планирование (planning) - функция управления, включающая процесс определения целей, разработки стратегии, составления планов координации различных видов деятельности.
В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.
Планирование как функция
Целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:
1. устранения отрицательного
2. сосредоточения внимания
3. достижения эффективного функци
4. облегчения организационной,
мотивационной, контролирующей
Процесс планирования осуществляется соответственно по уровням организации:
Стратегическое планирование (высший уровень): главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов.
На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.
Планирование, осуществляемое на нижнем уровне, называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписывается в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.
Принципы планирования:
1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации;
2. Точность планирования – необходимо использовать современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;
3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;
4. Непрерывность планирования;
5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.
Организация (organizing) - функция управления, включающая определение задач, которые необходимо выполнить, и лиц, которые должны будут их выполнять; группирование заданий, создание структуры отчетности и того, на каком уровне должны приниматься те или иные решения.
Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей.
В организационной деятельности можно выделить три основных направления:
1. определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;
2. установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;
3. формирование организационной структуры.
Руководство (leading) - включает в себя стимулирование подчиненных, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи и разрешение конфликтов в коллективе.
К данной функции относится мотивация персонала. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Менеджеры ежедневно сталкиваются
с проблемой мотивации
Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде и чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.
Современные теории мотивации
Теории мотивации можно
1. содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.
2. процессуальные теории мотивации: базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.
Содержательные теории мотивации
1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу.
Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:
1. физиологические потребности;
2. потребности в безопасности и уверенности в будущем;
3. социальные потребности (
4. потребности в уважении;
5. потребности самовыражения.
По теории Маслоу все потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры:
Физиологические потребности и потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.
Социальные потребности, потребности в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или потребностями высших уровней.
Согласно теории А. Маслоу, если у человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.
2. Теория потребностей Дэвида Макклелланда.
Основной упор делает на потребности высших уровней, согласно с чем, выделяется 3 типа потребности:
Потребность власти – желание воздействовать на других людей;
Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения;
Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.
3. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.
Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:
- возможность достижения и
- интерес к данному виду
- ответственность;
- продвижение по службе;
- возможность профессионального роста
2. гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся:
- способ управления и политика администрации;
- условия труда;
- межличностные отношения на рабочем месте;
- заработок;
- степень непосредственного
- влияние работы на личную жизнь
4. Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y
Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.
Теория Y – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.
Процессуальные теории мотивации
В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.
Имеются три основные теории:
1. Теория ожиданий
Основная мысль состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения; вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).
2. Теория справедливости
Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.
Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.
Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.
3. Модель Портера – Лоулера
Они разработали комплексную
Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение, а это способствует повышению результативности труда.
Контроль (controlling) - функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений.
Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и ошибок в процессе производства и управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями. Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы.
Требования, предъявляемые к контролю:
1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);
2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;
3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений;
4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.
Виды управленческого контроля:
♠ предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;