Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование

Файлы: 1 файл

Курс лекций по мен..doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

Функция менеджмента – это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также это соответствующая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание, могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными.

Впервые функции управления были выделены Анри Файолем.

Различают следующие функции управления: 

1 Планирование;

2 Организация;

3 Мотивация;

4 Контроль

Если менеджер желает обеспечить устойчивое будущее своей организации, он постоянно должен осуществлять все управленческие функции. Эта деятельность должна начинаться с планирования. Если работа спланирована, то она должна быть и организована, а работники подготовлены для ее выполнения. Качество труда в большей степени зависит от побуждающих мотивов. Наконец, чтобы определить точность выполнения планов, необходимо проконтролировать процесс труда, т.е. все четыре функции взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2. Характеристика основных функций менеджмента

Планирование (planning) - функция управления, включающая процесс определения целей, разработки стратегии, составления планов координации различных видов деятельности.

В процессе планирования принимается решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей.

Планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается самой главной из них.

Целью планирования является упрощение достижения целей предприятия путем:

1. устранения отрицательного эффекта  неопределенности внешней и внутренней  среды предприятия;

2. сосредоточения внимания руководителей  на главных задачах организации;

3. достижения эффективного функционирования предприятия за счет оптимального распределения ресурсов;

4. облегчения организационной,  мотивационной, контролирующей деятельности  руководства

Процесс планирования осуществляется соответственно по уровням организации:

Стратегическое планирование (высший уровень): главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет себя вести в своей рыночной нише. Стратегическое планирование – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким будет поведение конкурентов.

На среднем уровне управления занимаются тактическим планированием, т.е. определяются промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач.

Планирование, осуществляемое на нижнем уровне, называется оперативным планированием. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ вписывается в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

Принципы планирования:

1. Полнота планирования – должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значения для развития организации;

2. Точность планирования – необходимо использовать современные методы, средства, тактики и процедуры, обеспечивающие точность прогнозов;

3. Ясность планирования – цель и меры планирования должны иметь простые и легкие при воспроизводстве формулировки, доступные всем членам организации;

4. Непрерывность планирования;

5. Экономичность планирования – расходы на планирование должны находиться в соразмерном отношении с получаемым от планирования выигрышем.

Организация (organizing) - функция управления, включающая определение задач, которые необходимо выполнить, и лиц, которые должны будут их выполнять; группирование заданий, создание структуры отчетности и того, на каком уровне должны приниматься те или иные решения.

Организация как  функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности любой организации. Функция организации нацелена на упорядочение деятельности менеджера и исполнителей.

В организационной деятельности можно  выделить три основных направления:

1. определение норм управляемости, т.е. определение того количества человек, которым эффективно может управлять руководитель;

2. установление взаимоотношений полномочий и ответственности, которые связывают руководителей разных уровней и их подчиненных;

3. формирование организационной структуры.

Руководство (leading) - включает в себя стимулирование подчиненных, направление их действий, выбор наиболее эффективных каналов взаимосвязи и разрешение конфликтов в коллективе.

К данной функции относится мотивация  персонала. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.

Менеджеры ежедневно сталкиваются с проблемой мотивации деятельности сотрудников, т.е. как направлять их энергию на имеющуюся работу. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда привили работникам чувство цели.

Человек, получивший в процессе обучения и повышения квалификации, накопления опыта знания и навыки, хочет применить свое умение в труде и чем больше ему это удается, тем больше степень его удовлетворенности, а соответственно и степень выраженности мотивов. В данном случае сотрудник считает цели организации своими целями.

Современные теории мотивации

Теории мотивации можно разделить  на 2 группы:

1. содержательные теории мотивации: основываются на определении внутренних побуждений личности, которые заставляют людей действовать так, а не иначе.

2. процессуальные теории мотивации: базируются на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания.

Содержательные теории мотивации

1. Иерархия потребностей по Абрахаму Маслоу.

Маслоу из всего разнообразия потребностей выделил пять:

1. физиологические потребности;

2. потребности в безопасности  и уверенности в будущем;

3. социальные потребности (принадлежности  к коллективу, поддержка в коллективе);

4. потребности в уважении;

5. потребности самовыражения.

По теории Маслоу все потребности  можно расположить в виде строгой  иерархической структуры:

Физиологические потребности и  потребности безопасности являются первичными, т.е. врожденными или потребностями низших уровней.

Социальные потребности, потребности  в уважении и самовыражении являются вторичными, т.е. приобретенными, или  потребностями высших уровней.

Согласно теории А. Маслоу, если у  человека существуют две потребности разных уровней, то доминирующей, т.е. определяющей его поведение, является потребность более низкого уровня.

2. Теория потребностей Дэвида Макклелланда.

Основной упор делает на потребности  высших уровней, согласно с чем, выделяется 3 типа потребности:

Потребность власти – желание воздействовать на других людей;

Потребность успеха удовлетворяется не признанием успеха, а процессом доведения работы до успешного завершения;

Потребность в причастности схожа с мотивацией по Маслоу, т.к. работники заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских отношений.

3. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга.

Согласно этой теории все факторы, влияющие на удовлетворенность человека работой, могут быть разделены на две группы:

  1. факторы – мотиваторы, определяющие удовлетворенность работой, к которым относятся:

- возможность достижения и признания  успеха;

- интерес к данному виду деятельности;

- ответственность;

- продвижение по службе;

- возможность профессионального  роста 

2. гигиенические факторы, определяющие неудовлетворенность человека своей работой. К ним относятся:

- способ управления и политика  администрации;

- условия труда;

- межличностные отношения на  рабочем месте;

- заработок;

- степень непосредственного контроля  за работой;

- влияние работы на личную  жизнь

4. Теория человеческого фактора Дуглага Макгрегора – Х и Y

Теория X – средний индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его необходимо постоянно принуждать, понукать, контролировать и направлять. Человек такой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, беспокоится лишь о собственной безопасности.

Теория Y – люди не являются от природы пассивными. Они стали такими в результате работы в организации. У данной категории работников затраты физического и умственного труда так же естественны и необходимы, как игры на отдыхе. Такой человек не только принимает на себя ответственность, но и стремится к ней. Он не нуждается в контроле со стороны, т.к. способен сам себя контролировать.

 

Процессуальные теории мотивации

В рамках этих теорий анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения конкретных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования физиологических потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими, но и социальными потребностями.

Имеются три основные теории:

1. Теория ожиданий

Основная мысль состоит в  надежде человека на то, что выбранный  им тип поведения приведет к удовлетворению желаемого. Теория ожиданий подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда – результаты; результаты – вознаграждения; вознаграждения – валентность (удовлетворенность вознаграждением).

2. Теория справедливости

Здесь речь идет о том, что люди субъективно определяют отношение  полученного вознаграждения к затраченным  усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и снижается работоспособность.

Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне либо увеличивать ее.

Основной вывод теории справедливости для практики управления заключается в том, что до тех пор, пока люди не начнут считать, что они получают справедливое вознаграждение, они будут стремиться уменьшить интенсивность труда.

3. Модель Портера – Лоулера

Они разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теории справедливости, т.е. в их модели фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения. Согласно модели достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудником усилий, его способностей, а также осознания им своей роли.

Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение, а это способствует повышению результативности труда.

Контроль (controlling) - функция управления, связанная с наблюдением над ходом работ, чтобы они выполнялись в соответствии с планом и намеченными стандартами, а также с устранением любых существенных отклонений.

Целью контроля, с одной стороны, является выявление слабых мест и  ошибок в процессе производства и  управления, своевременное их исправление и недопущение повторения; с другой стороны, обеспечение соответствия между намеченными планами и производимыми мероприятиями. Объектом контроля являются средства и предметы труда, персонал, производственные и управленческие процессы.

Требования, предъявляемые к контролю:

1. Эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля (уменьшение расходов, связанных с обнаружением и устранением выявленных в процессе контроля недостатков; сокращение расходов на контроль, затрат на персонал и технику контроля);

2. Эффективность влияния на людей – выясняется вопрос, вызывает ли у работников применяемая технология контроля положительные стимулы или негативные, стрессовые ситуации;

3. Выявление задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией; способствовать устранению отклонений; выработке эффективных решений; 

4. Определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволять выявить отклонения на самой ранней стадии.

Виды управленческого контроля:

♠ предварительный контроль осуществляется до начала деятельности во время определения ее целей и планов реализации. Его цель - определение оптимальности разработанных планов посредством моделирования будущей деятельности;

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"