Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование
Знание коммуникационных стилей помогает менеджерам правильно построить линию своего поведения и предсказать поступки подчиненного в той или иной ситуации.
Тема 6. Менеджер и его функции
1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему
Менеджер (англ. manager, от mаnаgе - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.
Термин "менеджер" имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно:
- к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;
- руководителю предприятия или его подразделения (управления, отделения, отдела);
Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:
Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные.
Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.
Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.
К менеджеру любого уровня
предъявляется целый ряд требов
умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:
Проект «этики поведения» менеджеров (Давос, 1973г.):
А. Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов.
Б.1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом их потребности, обеспечивая честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, качество и разнообразие путем реализации достижений НТП.
Б.2. Он должен служить сотрудникам, так как только тогда он будет восприниматься ими как руководитель.
Б.3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск.
Б.4. Он должен служить обществу, помнить об экологии, способствовать НТП.
В. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.
2. Стили управления
Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (организации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:
Авторитарный стиль управления. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненным дистанцию, которую не имеют право нарушить. При этом стиле руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Применение авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде.
Либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила и задает границы решения, а сам при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты, и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.
Подчиненные самостоятельно принимают необходимое решение. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.
Демократический стиль управления. Для него характерно:
1. Менеджер стремится, как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику;
2. В общении с подчиненными
менеджер вежлив и
3. В подготовке к реализации
управленческих решений
4. При этом стиле возможен
контроль за деятельностью
Каждый из стилей в «чистом виде» встречается очень редко. Определение эффективного стиля руководства должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию.
Так, авторитарный стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Демократический стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.
Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.
Содержание стилей руководства
Параметры |
Авторитарный стиль |
Демократический стиль |
Либеральный стиль |
Природа стиля |
Власть и ответственность сосредоточены в руках руководителя |
Полномочия делегированы, но сохранены ключевые позиции у руководителя |
Снятие руководителем с себя ответственности и отречение от власти в пользу коллектива |
| Установление целей и выбор средств централизованы у высшего руководства |
Принятие решений разделено по уровням с участием работников в управлении |
Предоставлена возможность самоуправления в желаемом для группы режиме |
| Информационные потоки движутся преимущественно вертикально (сверху) |
Потоки информации движутся по вертикали и горизонтали |
Движение потоков информации в основном по горизонтали |
Сильные стороны |
Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профуровня, слабой мотивации сотрудников |
Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении |
Высокие творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоятельности сотрудников |
Слабые стороны |
Нездоровый микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников |
Требуется много времени для решения задач |
Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов |
Тема 7. Управленческие решения
1. Содержание и виды управленческих решений
2. Процесс принятия решений
3. Методы принятия решений
4. Условия эффективности
1. Содержание и виды управленческих решений.