Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование

Файлы: 1 файл

Курс лекций по мен..doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

Знание коммуникационных стилей помогает менеджерам правильно построить линию своего поведения и предсказать поступки подчиненного в той или иной ситуации.

 

Тема 6. Менеджер и его функции

  1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему;
  2. Стили управления

1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему

Менеджер (англ. manager, от mаnаgе - управлять) - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Менеджер — это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи.

Термин "менеджер" имеет  довольно широкое распространение и употребляется применительно:

- к организатору конкретного вида работ в рамках отдельного подразделения или программно-целевой группы;

- руководителю  предприятия  или  его  подразделения (управления, отделения, отдела);

  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующему работу в соответствии с современными методами;
  • специалисту по управлению производством;
  • предпринимателю-организатору в определенной сфере;
  • члену руководящего состава фирмы, наделенному исполнительной властью и осуществляющему определенные ему функции.

Организация не может существовать без менеджеров, так как они выполняют следующие функции:

  • устанавливают связи между отдельными операциями в организации;
  • обеспечивают выполнение организацией ее основного предназначения;
  • осуществляют руководство коллективом организации или подразделения;
  • выступают в роли лидера, способного вести за собой подчиненных, используя авторитет, высокий профессионализм и положительные эмоции;
  • разрабатывают и реализуют стратегию и тактику деятельности организации;
  • несут ответственность за результаты деятельности организации или подразделения;
  • обеспечивают интересы лиц или органов, которым принадлежит организация;
  • выполняют роль основного звена по связи организации с внешним окружением (властью, партнерами и т. д.);
  • создают коллектив и направляют его развитие в нужное русло, воспитывают членов коллектива, обладая высокими нравственными качествами;
  • выступают в роли инноватора, понимающего роль науки в современных условиях, умеющего ценить и без промедления внедрять в производство то или иное изобретение или ноу-хау;
  • генерируют идею, находят в ней сильные и слабые стороны, стремятся заглянуть в суть проблемы, добраться до истины;
  • анализируют, оценивают сделанное, намечают и реализуют меры по улучшению положения дел;
  • представляют организацию в различных мероприятиях.

Функции менеджера, как и ситуации, в которых они реализуются, разнообразны, тем не менее, можно выделить три основные.

Во-первых, менеджер определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, при этом он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает  в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.

К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:

  • наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
  • компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
  • владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;

умение обосновывать и  принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;

  • наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
  • высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
  • умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
  • способность и умение управлять ресурсами организации;
  • умение прогнозировать и планировать работу организации;
  • владение способами повышения эффективности управления и функционирования организации;
  • владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
  • умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
  • хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
  • убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
  • уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
  • инициативность, целеустремленность;
  • высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
  • обаяние, популярность, привлекательность;
  • готовность взять на себя ответственность;
  • решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
  • знания и проницательность (знание конкретных условий в организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
  • умение оказывать самопомощь (помощь самому себе), поддерживать себя за счет развития навыков управления в определенных условиях организации;
  • умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции.

Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально-психологические особенности личности, позволяющими человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовать. К организаторским способностям обычно относятся:

  • адаптационная мобильность, т. е. склонность к творческим формам деятельности, углублению знаний, инициативность, нетерпимость к консерватизму, готовность к обоснованному риску, стремление к нововведениям, самообладание, предприимчивость и др.;
  • контактность, т. е. общительность, способность располагать к себе людей, умение выслушивать, понимать и убеждать людей, а также способность взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника;
  • стрессоустойчивость, т. е. интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии решений;
  • доминантность, т. е. властность, честолюбие, стремление к личной независимости, лидерству, самоуважение, волевой характер.

Проект «этики поведения» менеджеров (Давос, 1973г.):

А. Профессиональная задача менеджера - служение клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу, приведение в равновесие противоречащих друг другу результатов.

Б.1. Он должен служить клиентам, удовлетворяя наилучшим образом их потребности, обеспечивая честное соревнование фирм, что дает максимальное снижение цены, качество и разнообразие путем реализации достижений НТП.

Б.2. Он должен служить сотрудникам, так как только тогда он будет восприниматься ими как руководитель.

Б.3. Он должен служить инвесторам, обеспечивать максимальный доход как вознаграждение за риск.

Б.4. Он должен служить обществу, помнить об экологии, способствовать НТП.

В. Услуги менеджера клиентам, сотрудникам, инвесторам и обществу возможны только в случае обеспечения долгосрочного существования предприятия, для чего необходимы достаточные доходы. Поэтому они являются средствами, а не целью.

2. Стили управления

Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия (организации) в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:

  • задачи и функции коллектива;
  • условия работы коллектива;
  • размеры и структура коллектива;
  • индивидуальные качества и опыт руководителя;
  • профессионализм менеджера;
  • уровень профессиональной подготовки и сознательности членов трудового коллектива;
  • уровень зрелости и сплоченности трудового коллектива и др.

Авторитарный  стиль управления. Суть его состоит в отдаче подчиненным в приказной форме распоряжений без объяснений их связи с общими целями и задачами деятельности организации. Применяющий его руководитель отдает предпочтение официальному характеру отношений, поддерживает между собой и подчиненным дистанцию, которую не имеют право нарушить. При этом стиле руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Применение авторитарного стиля, хотя и обеспечивает высокую производительность, но не формирует внутренней заинтересованности исполнителей в эффективном труде.

Либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед подчиненными задачу, создает необходимые организационные условия для их работы, определяет ее правила и задает границы решения, а сам при этом отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта, арбитра, оценивающего полученные результаты, и в случае сомнений и разногласий исполнителей принимает окончательное решение. Он также обеспечивает сотрудников информацией, поощряет, обучает.

Подчиненные самостоятельно принимают необходимое решение. Такая работа позволяет им выразить себя, приносит удовлетворение и формирует благоприятный морально-психологический климат в коллективе, порождает доверие между людьми, способствует добровольному принятию на себя повышенных обязательств.

Демократический стиль управления. Для него характерно:

1. Менеджер стремится,  как можно больше вопросов  решать коллегиально, систематически информировать подчиненных о положении дел в коллективе, правильно реагирует на критику;

2. В общении с подчиненными  менеджер вежлив и доброжелателен, находится в постоянном контакте, часто управленческих функций  делегирует другим специалистам, доверяет людям;

3. В подготовке к реализации  управленческих решений принимают  участие все члены коллектива;

4. При этом стиле возможен  контроль за деятельностью руководителя  со стороны подчиненных.

Каждый из стилей в «чистом виде»  встречается очень редко. Определение  эффективного стиля руководства  должно происходить с учетом многих факторов: психологических особенностей личности самого руководителя, потребностей и интересов подчиненных, степени их квалификации и ответственности, внутренних и внешних факторов, воздействующих на организацию.

Так, авторитарный стиль может быть оправдан в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.

Демократический стиль следует применять при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности.

Применение либерального стиля свидетельствует о нечеткости в определении целей группы и ее роли в производственном процессе.

Содержание стилей руководства

 

Параметры

Авторитарный  стиль

Демократический стиль

Либеральный стиль

Природа стиля

Власть и  ответственность сосредоточены в руках руководителя

Полномочия  делегированы, но сохранены ключевые позиции у руководителя

Снятие руководителем с себя ответственности и отречение от власти в пользу коллектива

 

Установление  целей и выбор средств централизованы у высшего руководства

Принятие  решений разделено по уровням с участием работников в управлении

Предоставлена возможность самоуправления в желаемом для группы режиме

 

Информационные  потоки движутся преимущественно вертикально (сверху)

Потоки информации движутся по вертикали и горизонтали

Движение  потоков информации в основном по горизонтали

Сильные стороны

Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профуровня, слабой мотивации сотрудников

Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении

Высокие творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоятельности сотрудников

Слабые стороны

Нездоровый  микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников

Требуется много времени для решения задач

Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов


 

 

Тема 7. Управленческие решения

1. Содержание и виды управленческих решений

2. Процесс принятия решений

3. Методы принятия решений

4. Условия эффективности управленческих  решений.

1. Содержание и виды управленческих решений.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"