Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций
Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование
а) сложность в управлении из-за размытости уровней управления и широкой специализации работников.
Организации органического типа успешно действуют в условиях нестабильной внешней среды.
2. Типы организаций
по взаимодействию
В зависимости от характера связей
между подразделениями
Под организационной структурой понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.
Линейная организационная структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.
В линейной ОСУ решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня.
В данном случае действует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления в таких структурах управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.
Схема линейной организационной структуры:
Достоинства |
Недостатки |
1. единство и четкость |
1. высокое требование к |
2. согласованность действий |
2. перегрузка информацией, |
3. простота управления; |
3. затруднительные связи между инстанциями; |
4. оперативность в принятии |
4. концентрация власти в управляющей верхушке |
5. личная ответственность |
Функциональная
организационная структура
Схема функциональной организационной структуры:
Достоинства |
Недостатки |
1. высокая компетентность |
1. чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач «своих» подразделений; |
2. освобождение линейных |
2. трудности в поддержании |
3. уменьшение потребности в |
3. длительная процедура принятия решений; |
4. снижение ответственности |
Линейно-функциональная (штабная) структура управления. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они реализуют либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб – исполнителей.
Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления:
Достоинства |
Недостатки |
1. более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников; |
1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями; |
2. освобождение главного |
2. недостаточно четкая |
3. возможность привлечения |
3. чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления |
Матричная организационная структура управления. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).
При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.
Схема матричной организационной структуры управления:
Достоинства |
Недостатки |
1. возможность быстро |
1. сложная структура соподчинения |
2. рациональное использование |
2. присутствие «духа» |
3. усиление контроля за |
3. необходимость постоянного |
4. сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий; |
4. трудность в приобретении |
5. повышение личной |
Создание матричной ОСУ организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрение технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.
3. Типы организаций по взаимодействию с человеком
Существует два типа организаций по отношению к человеку:
1) Организации корпоративного
процессе производства.
2) Организации индивидуалистического типа. Характерные черты: а) свободные добровольные объединения людей; б) интересы организации определяются интересами ее участников; в) главным средством управления является информированность членов организации; г) взаимосвязи между людьми носят неформальный характер.
Тема 5. Коммуникации в организации
1. Понятие коммуникаций, их виды. Процесс коммуникации
2. Коммуникационные сети и организационные коммуникации
Коммуникация – передача определенного смысла и его понимание.
Управленческие коммуникации охватывают как межличностные коммуникации, т.е. общение двух или нескольких людей, так и организационные коммуникации, т.е. все коммуникативные модели, шаблоны и системы, существующие в рамках организации.
Коммуникации в организации выполняют четыре основные функции:
Процесс межличностного общения
Методы межличностного общения включают в себя: личное общение, телефон, групповые собрания, официальные презентации, служебные записки, обычная почта, факс, публикации, электронная почта, голосовая почта, теле и видеоконференции и т.д.
Преграды на пути эффективных межличностных коммуникаций
Так же существуют процессы, которые способствуют улучшению коммуникации, например активное слушание – это процесс, нацеленный на полное понимание смысла без каких-либо необдуманных суждений или интерпретаций.
Основные элементы поведения, характерные для активного слушателя
Организационные коммуникации подразделяются на формальные, т.е. общение в рамках определенной структуры рабочих взаимоотношений и неформальные, т.е. общение между сотрудниками, независимое от структурной иерархии организации.
Направление коммуникативного потока происходит:
Сверху вниз – любые коммуникации, направленные от менеджера к рядовому служащему
Снизу вверх коммуникативный поток, направленный вверх, от рядовых служащих к менеджерам.
Горизонтальные коммуникации – общение работников одного и того же организационного уровня
Диагональные коммуникации общение происходящие как в конкретных рабочих областях, так и на разных организационных уровнях.
Организационные коммуникационные сети
Коммуникационные сети различные
модели комбинаций вертикальных и горизонтальных
потоков организационных
Цепочная коммуникационная сеть: скорость – средняя; точность – высокая; вероятность появления лидера – средняя; важность удовлетворения членов группы своей работой – средняя.
Круговая коммуникационная сеть: скорость – высокая; точность – высокая; вероятность появления лидера – высокая; важность удовлетворения членов группы своей работой – низкая.
Общая цепочная сеть: скорость – высокая; точность – средняя; вероятность появления лидера – отсутствует; важность удовлетворения членов группы своей работой – высокая.
Коммуникационный стиль - это способ построения взаимоотношений отдельного индивида с другими индивидами.
Коммуникационный стиль
В этой связи теория менеджмента выделяет пять основных коммуникационных стилей.