Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 21:18, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие, виды и школы менеджмента
Тема 2. Функции и принципы менеджмента
Тема 3. Методы менеджмента
Тема 4. Типы организаций
Тема 5. Коммуникации в организации
Тема 6. Менеджер и его функции
Тема 7. Управленческие решения
Тема 8. Управление конфликтами
Тема 9. Элементы организации и процесса управления
Тема 10. Кадровое прогнозирование и планирование

Файлы: 1 файл

Курс лекций по мен..doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

а) сложность в управлении из-за размытости уровней управления и широкой специализации работников.

Организации органического типа успешно действуют в условиях нестабильной внешней среды.

 

2. Типы организаций  по взаимодействию подразделений

В зависимости от характера связей между подразделениями организации  различают следующие типы организационных структур.

Под организационной структурой понимается совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами.

Линейная организационная  структура управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель – единоначальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления.

В линейной ОСУ решения передаются по цепочке «сверху вниз», а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня.

В данном случае действует принцип  единоначалия, суть которого состоит  в том, что подчиненные выполняют  распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления в таких структурах управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника.

Схема линейной организационной структуры:





 

 

 

 

 

 

 




 

 

 

 

 

Достоинства

Недостатки

1. единство и четкость распорядительства;

1. высокое требование к руководителю, который должен быть подготовлен  всесторонне, чтобы обеспечить эффективное руководство по всем функциям управления;

2. согласованность действий исполнителей;

2. перегрузка информацией, множество  контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными структурами;

3. простота управления;

3. затруднительные связи между  инстанциями;

4. оперативность в принятии решения;

4. концентрация власти в управляющей верхушке

5. личная ответственность руководителя  за конечные результаты деятельности  своего подразделения

 

Функциональная  организационная структура управления. В такой структуре за управленческими отделами закрепляется выполнение различных функций управления.

Схема функциональной организационной  структуры:

 




 

 

Достоинства

Недостатки

1. высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление  конкретных функций;

1. чрезмерная заинтересованность  в реализации целей и задач «своих» подразделений;

2. освобождение линейных менеджеров  от решения некоторых специальных  вопросов;

2. трудности в поддержании постоянных  взаимосвязей между различными  функциональными службами;

3. уменьшение потребности в специалистах широкого профиля

3. длительная процедура принятия решений;

 

4. снижение ответственности исполнителей за работу, поскольку каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей


Линейно-функциональная (штабная) структура управления. В данном случае функциональные структуры подразделения находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они реализуют либо через главного руководителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредственно через соответствующих руководителей служб – исполнителей.

Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления:

 

 

 

 





 



 


 

Достоинства

Недостатки

1. более глубокая подготовка  решений и планов, связанных со  специализацией работников;

1. отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными подразделениями;

2. освобождение главного линейного  менеджера от глубокого анализа проблем;

2. недостаточно четкая ответственность,  т.к. готовящий решение, как  правило, участвует в его реализации;

3. возможность привлечения консультантов и экспертов

3. чрезмерно развитая система  взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления


Матричная организационная  структура управления. Создается путем совмещения структур двух видов: линейной и программно-целевой. В соответствии с линейной структурой (по вертикали) строится управление по отдельным сферам деятельности организации: НИОКР, производству, сбыту, снабжению. В соответствии с программно-целевой структурой (по горизонтали) организуется управление программами (проектами, темами).

При матричной структуре управления руководитель программы (проекта) работает с непосредственно не подчиненными ему специалистами, которые подчинены  линейным руководителям. Он в основном определяет, что и когда должно быть сделано по конкретной программе. Линейные руководители решают, кто и как будет выполнять ту или иную работу.

Схема матричной организационной  структуры управления:












 

Достоинства

Недостатки

1. возможность быстро реагировать  и адаптироваться к изменяющимся  внутренним и внешним условиям;

1. сложная структура соподчинения

2. рациональное использование кадров  за счет специализации различных  видов трудовой деятельности;

2. присутствие «духа» нездорового  соперничества между руководителями  программ;

3. усиление контроля за отдельными  задачами проекта;

3. необходимость постоянного контроля  за «соотношением» сил между  задачами управления по целям;

4. сокращение нагрузки на руководителей высокого уровня за счет делегирования определенной части полномочий;

4. трудность в приобретении навыков,  необходимых для работы по  новой программе

5. повышение личной ответственности  за выполнение программы в  целом и ее составных элементов

 

Создание матричной  ОСУ организацией считается целесообразным в случае, если существует необходимость освоения ряда новых сложных изделий в сжатые сроки, внедрение технологических новшеств и быстрого реагирования на конъюнктурные колебания рынка.

 

3. Типы организаций  по взаимодействию с человеком

Существует два типа организаций  по отношению к человеку:

1) Организации корпоративного типа, характеризуются следующими чертами: а) объединение людей осуществляется по профессиональному признаку; б) главным средством управления людьми является монополия на ресурсы и информацию; в) взаимодействия между людьми осуществляется формально в

процессе производства.

2) Организации индивидуалистического типа. Характерные черты: а) свободные добровольные объединения людей; б) интересы организации определяются интересами ее участников; в) главным средством управления является информированность членов организации; г) взаимосвязи между людьми носят неформальный характер.

 

 

Тема 5. Коммуникации в организации

1. Понятие коммуникаций, их виды. Процесс коммуникации

2. Коммуникационные сети  и организационные коммуникации

 

  1. Понятие коммуникаций, их виды

Коммуникация – передача определенного  смысла и его понимание.

Управленческие коммуникации охватывают как межличностные коммуникации, т.е. общение двух или нескольких людей, так и организационные коммуникации, т.е. все коммуникативные модели, шаблоны и системы, существующие в рамках организации.

Коммуникации в организации  выполняют четыре основные функции:

  • Контрольную
  • Мотивационную
  • Эмоционального выражения
  • Информационную

Процесс межличностного общения

 

Методы межличностного общения  включают в себя: личное общение, телефон, групповые собрания, официальные  презентации, служебные записки, обычная почта, факс, публикации, электронная почта, голосовая почта, теле и видеоконференции и т.д.

Преграды на пути эффективных межличностных  коммуникаций

  • Фильтрование – это намеренное манипулирование информацией, чтобы сделать ее боле подходящей для получателя.
  • Эмоции – ощущения получателя при приеме информации тоже оказывает влияние на результаты его интерпретации.
  • Информационная перегрузка – ситуация, когда объем информации, с которым приходится работать, превосходит наши способности ее обрабатывать.
  • Стремление к самозащите человек стремиться защитить себя, используя соответствующие поведенческие шаблоны, словесно нападает на собеседника, делает саркастические замечания, излишне много рассуждает и ставит под сомнение мотивы других людей
  • Жаргон специализированная терминология или технический язык, который члены группы используют для общения друг с другом
  • Национальная культура

Так же существуют процессы, которые  способствуют улучшению коммуникации, например активное слушание – это  процесс, нацеленный на полное понимание смысла без каких-либо необдуманных суждений или интерпретаций.

 

 

 

 

 

 

Основные элементы поведения, характерные  для активного слушателя

 

  1. Коммуникационные сети и стили

Организационные коммуникации подразделяются на формальные, т.е. общение в рамках определенной структуры рабочих взаимоотношений и неформальные, т.е. общение между сотрудниками, независимое от структурной иерархии организации.

Направление коммуникативного потока происходит:

Сверху вниз – любые коммуникации, направленные от менеджера к рядовому служащему

Снизу вверх коммуникативный поток, направленный вверх, от рядовых служащих к менеджерам.

Горизонтальные коммуникации –  общение работников одного и того же организационного уровня

Диагональные коммуникации общение происходящие как в конкретных рабочих областях, так и на разных организационных уровнях.

Организационные коммуникационные сети

Коммуникационные сети различные  модели комбинаций вертикальных и горизонтальных потоков организационных коммуникаций

Цепочная коммуникационная сеть: скорость – средняя; точность – высокая; вероятность  появления лидера – средняя; важность удовлетворения членов группы своей  работой – средняя.

Круговая коммуникационная сеть: скорость – высокая; точность – высокая; вероятность появления лидера – высокая; важность удовлетворения членов группы своей работой – низкая.

Общая цепочная сеть: скорость – высокая; точность – средняя; вероятность  появления лидера – отсутствует; важность удовлетворения членов группы своей работой – высокая.

Коммуникационный стиль  - это способ построения взаимоотношений отдельного индивида с другими индивидами.

Коммуникационный стиль характеризуется  двумя сторонами:

  1. степень открытости человека к другим людям;
  2. степень открытости других людей к этому человеку.

В этой связи теория менеджмента  выделяет пять основных коммуникационных стилей.

  1. Открытие   себя   другим   -   характеризуется   высокой   степенью 
    открытости человека другим людям и низким уровнем обратной связи;
  2. Реализация себя - это высокая степень открытости другим людям и 
    высокая степень обратной связи;
  3. Замыкание в себе - характеризуется низким уровнем открытости 
    другим людям и низким уровнем обратной связи;
  4. Защита себя - характеризуется низким уровнем открытости другим 
    людям и высоким уровнем обратной связи;
  5. Торговля за себя - когда степень открытости другим людям зависит от 
    уровня обратной связи.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Менеджмент"