Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций
Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с большими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики.
конспект лекций по курсу инновационной менеджмент
и маркетинга
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ПО КУРСУ
ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Направление В 341100 «Менеджмент в отрасли связи»
Ст. преподаватель
Шегай Р.Г.
Ташкент – 2000
Лекция 1
BВЕДЕНИЕ
Курс "Инновационный менеджмент" основываются на курсах "Экономика предприятия", "Экономико-математические методы", "Экономический анализ", "Теория организации", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Разработка управленческого решения" и др. Инновационный менеджмент является единственным инструментом экономии ресурсов, улучшения качества товаров и повышения благосостояния населения. В соответствии с теорией М. Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, инноваций или благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности.
Промышленно развитые страны, сделавшие инновации приоритет
Можно выделить 4 стадии конкурентного развития страны:
- стадия развития на
основе факторов производства;
- стадия инвестиционного развития;
- стадия инновационного развития;
- стадия развития на основе благосостояния.
На основе такого
деления стадий конкурентного
развития можно выделить
1) развитие на основе факторов производства;
2) развитие на основе инвестиций;
3) развитие на основе
инновационной деятельности.
Каждая страна одновременно
использует все источники
Приоритет должен быть
отдан развитию страны на
Инновационные процессы,
их воплощение в новых
Современные инновационные процессы сложны. Для проведения анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача и способствовать продвижению инновационных процессов, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.
В данном конспекте
лекции рассмотрены вопросы,
Лекция 2
2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Решение задач, стоящих перед
инновационными организациями,
Организационная структура – это совокупность основных подразделений или отдельных функционеров, специалистов, призванных последовательно решать основные задачи, характерные для данного вида инновационной организации, его профиля, специализации, и сферы, в которой она функционирует, а также подразделений, выполняющих вспомогательные, обслуживающие и управленческие функции; система их взаимосвязей ответственности, предусматривающих целенаправленное воздействие на все виды располагаемых ресурсов с целью достижения результатов создания и реализации инноваций.
Основными факторами, определяющими тип, сложность и иерархичность (количество уровней управления) организационной структуры предприятия, являются:
- масштаб производства и объем продаж;
- номенклатура выпускаемой продукции;
- сложность и уровень унификации продукции;
- уровень специализации, концентрации, комбинирования и кооперирования производства;
- степень развития инфраструктуры региона;
- международная интегрированность предприятия .
Структура ИО в зависимости от рассмотренных факторов может быть линейной, функциональной, линейно-функциональной матричной (штабной), бригадной, дивизиональной, либо проблемно-целевой. Типы структур организации представлены в таблице 2.1.
Каждый из перечисленных типов структур имеет свои недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса.
К факторам дальнейшего развития структуры предприятия мы относим следующие:
- развитие специализации и кооперирования производства;
- автоматизация управления;
- применение к проектированию структуры и к функционированию системы менеджмента совокупности научных подходов,
- соблюдение принципов рациональной организации производственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);
- перевод существующих
структур управления на
Основные принципы
формирования проблемно-
- целевой подход, т. е.
формирование структуры на
- комплексность в определении
количества заместителей ру
- ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);
- ориентация на конкретные
товары или рынки при
- отсутствие специальных
подразделений для
- обеспечение мобильности и адаптивности структуры к изменениям;
- обеспечение координации
решения проблем по достижению
конкурентоспособности товаров
(по горизонтали)
Таким образом, структура определяется: количеством и глубиной соблюдаемых принципов и требований к формированию; структурой дерева целей; содержанием положений об отделах и должностных инструкций. На рис.2.2 представлена проблемно-целевая организационная структура, учитывающая перечисленные условия.
Лекция 3
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Необходимость
Государственное регулирование экономики и инновационных процессов является одним из главных условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.
Инструментами
- социально-экономические и науч
- государственно-
- федеральные и региональные
программы, балансы и модели
оптимизации экономических
- государственные заказы и современные контрактные системы;
- индикативные механизмы
и регуляторы деятельности
- механизм интеграции регуляторов и структур.
К основным функциям
государственных органов в
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций,
конкуренции в данной сфере,
страхование инновационных
- создание правовой базы
инновационных процессов,
- кадровое обеспечение
инновационной деятельности;
- формирование научно-
- институциональное обеспечение
инновационных процессов в
- обеспечение социальной
и экологической
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных
аспектов инновационных про
К формам государственной
поддержки научной и
- прямое финансирование;
- предоставление индивидуальным
изобретателям и малым вне
- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;
- снижение государственных
патентных пошлин для индивиду
- отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;
- реализация права на
ускоренную амортизацию
- создание сети технополисов, технопарков и т. п.
Центральное место
в системе прямого