Лекции по "Инновационному менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций

Описание работы

Каждая страна одновременно использует все источники разви­тия. Конкурентоспособность и эффективность экономики определя­ются структурой источников. Если для функционирования и разви­тия народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Эконо­мическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с боль­шими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе акти­визации инновационной деятельности в области базовых наукоем­ких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями разви­тия экономики.

Файлы: 1 файл

innovacionnui management.doc

— 663.00 Кб (Скачать файл)

конспект лекций по курсу инновационной менеджмент 

 

 

                                                                            Кафедра Менеджмента                                                                            

 и маркетинга                                                           

 

 

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ПО КУРСУ

ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 

 

Направление В 341100 «Менеджмент  в отрасли связи» 

 

 

                                                                             Подготовил:                                                                    

        Ст. преподаватель                                                                                              

 Шегай Р.Г. 

 

 

                                           

 Ташкент – 2000 

 

 

                                                                 

Лекция 1 

 

 

 BВЕДЕНИЕ  

 

 

       Курс "Инновационный менеджмент" основываются на курсах "Экономика  предприятия", "Экономико-математические  ме­тоды", "Экономический анализ", "Теория организации", "Маркетинг", "Финансовый менеджмент", "Управление персоналом", "Стратегический менеджмент", "Разработка управленческого реше­ния" и др. Инновацион­ный менеджмент является единственным инструментом экономии ресурсов, улучшения качества това­ров и повышения благосостояния населения. В соответствии с теорией М. Портера конкурентное развитие страны происходит на основе факторов производства, инвестиций, иннова­ций или благосостояния (высший уровень развития). Страны, входящие в мировое технологическое ядро (США, Япония, Германия, Великобритания, Франция), в настоящее время развиваются преимущественно на основе активизации инновационной деятельности.     

 Промышленно развитые страны, сделавшие инновации приори­тетным направлением развития, занимают передовые позиции в мире по всем показателям развития экономики.     

 Можно  выделить 4 стадии конкурентного развития страны:     

- стадия развития на  основе факторов производства;     

- стадия инвестиционного  развития;     

- стадия инновационного  развития;     

- стадия развития на основе благосостояния.     

 На основе такого  деления стадий конкурентного  разви­тия можно выделить следующие  структурные источники экономи­ческого  развития страны:     

1) развитие на основе  факторов производства;     

2) развитие на основе  инвестиций;     

3) развитие на основе  инновационной деятельности.     

 Каждая страна одновременно  использует все источники разви­тия.  Конкурентоспособность и эффективность  экономики определя­ются структурой  источников. Если для функционирования  и разви­тия народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Эконо­мическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с боль­шими процентами.      

 Приоритет должен быть  отдан развитию страны на основе  акти­визации инновационной деятельности  в области базовых наукоем­ких  отраслей народного хозяйства,  являющихся двигателями разви­тия экономики. Факторы производства и инвестиции являются сред­ствами научно обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.      

 Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах  и новой технике является основой  экономического развития страны. Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение – инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях.     

 Современные инновационные  процессы сложны. Для проведения  анализа закономерностей их развития необходимы специалисты, занимающиеся различными организационно-экономическими аспектами нововведений – инновационные менеджеры. Их задача и способствовать продвижению инновационных процессов, прогнозировать возможные катаклизмы и пути их преодоления.     

 В данном конспекте  лекции рассмотрены вопросы, связанные  с инновациями, инновационной  деятельностью. 

 

Лекция 2 

 

2.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 

 

 

       Решение задач, стоящих перед  инновационными организациями, осуществляется в рамках тех или иных организационных структур, предусматривающих наличие   определенного состава подразделений или отдельных функционеров, которые находятся в установленных взаимосвязях и взаимодействии, и в рамках внутриструктурной деятельности того или иного вида, направленной на выполнение определенных функций и на достижение целей функционирования инновационных организаций.     

 Организационная структура  – это совокупность основных  подразделений или отдельных  функционеров, специалистов, призванных последовательно решать основные задачи, характерные для данного вида инновационной организации, его профиля, специализации, и сферы, в которой она функционирует, а также подразделений, выполняющих вспомогательные, обслуживающие и управленческие функции; система их взаимосвязей ответственности, предусматривающих целенаправленное воздействие на все виды располагаемых ресурсов с целью достижения результатов создания и реализации инноваций.          

 Основными факторами,  определяющими тип, сложность  и иерар­хичность (количество уровней управления) организационной струк­туры предприятия, являются:     

- масштаб производства  и объем продаж;     

- номенклатура выпускаемой  продукции;     

- сложность и уровень  унификации продукции;     

- уровень специализации, концентрации, комбинирования и ко­оперирования производства;     

-   степень развития инфраструктуры региона;      

-  международная интегрированность предприятия . 

Структура ИО в зависимости  от рассмотренных факторов может  быть линейной,  функциональной, линейно-функциональной матрич­ной (штабной), бригадной, дивизиональной, либо проблемно-целевой.  Типы структур организации представлены в таблице  2.1.       

 Каждый из перечисленных  типов структур имеет свои  недостатки и преимущества. Для выбора (проектирования) конкретной структуры конкретного предприятия (организации) необходимо выполнить глубокий анализ факторов, влияющих на структуру, которые были рассмотрены в начале данного вопроса.      

 К факторам дальнейшего  развития структуры предприятия мы относим следующие:     

-  развитие специализации и кооперирования производства;     

-  автоматизация управления;      

-  применение к проектированию структуры и к функциониро­ванию системы менеджмента совокупности научных подходов,      

- соблюдение принципов рациональной организации производ­ственных процессов (пропорциональность, прямоточность и др.);     

- перевод существующих  структур управления на проблемно-целевую  структуру.     

 Основные принципы  формирования проблемно-целевой  струк­туры предприятия являются:     

- целевой подход, т. е.  формирование структуры на основе  дерева целей предприятия;     

- комплексность в определении  количества заместителей ру­ководителя  предприятия {1-й уровень дерева  целей);     

- ориентация на проблемы, т. е. формирование подразделений для решения конкретной проблемы или выполнения конкретных функций в целом по предприятию (2-й уровень дерева целей);     

- ориентация на конкретные  товары или рынки при построении  структур подразделений по отдельным товарам или рынкам, формиро­вание финансового плана предприятия (на 3-м уровне дерева целей);     

- отсутствие специальных  подразделений для обязательной  го­ризонтальной координации выполнения  дерева целей предприятия;     

- обеспечение мобильности  и адаптивности структуры к из­менениям;      

- обеспечение координации  решения проблем по достижению  конкурентоспособности товаров  (по горизонтали) маркетологами  по конкретным товарам.     

 Таким образом, структура  определяется: количеством и глубиной  соблюдаемых принципов и требований к формированию; структу­рой дерева целей; содержанием положений об отделах и должност­ных инструкций. На рис.2.2 представлена проблемно-целевая орга­низационная структура, учитывающая перечисленные условия. 

 

Лекция 3 

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

 

 

        Необходимость государственного  регулирования инновационной деятельности  вызвана в первую очередь их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется  структура экономики. Инновации изменяют экономическую организацию общества. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ.      

 Государственное   регулирование    экономики и  инновационных процессов является одним из главных  условии перевода функционирования экономики на рыночные отношения. Главная функция государства в условиях рыночных отношении — защита свободы личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.     

 Инструментами государственного  регулирования должны стать:     

- социально-экономические и научно-технические прогнозы го­сударственной политики в области финансов, цен, денежного обра­щения, воспроизводственной, структурной политики и др.;     

- государственно-административные, общеэкономические и ры­ночные  регуляторы;     

- федеральные и региональные  программы, балансы и модели  оптимизации экономических процессов;      

-  государственные заказы и современные контрактные системы;     

- индикативные механизмы  и регуляторы деятельности госу­дарственных  предприятий и организаций и  других форм собствен­ности;     

-  механизм интеграции регуляторов и структур.     

 К основным функциям  государственных органов в инновационной  сфере относятся:                                

- аккумулирование средств  на научные исследования и  инновации;     

- координация инновационной  деятельности;     

- стимулирование инноваций,  конкуренции в данной сфере,  страхование инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;     

- создание правовой базы  инновационных процессов, особенно  системы защиты авторских прав  инноваторов и охраны интеллек­туальной  собственности;     

- кадровое обеспечение  инновационной деятельности;     

- формирование научно-инновационной  инфраструктуры;     

- институциональное обеспечение  инновационных процессов в отраслях  государственного сектора;     

- обеспечение социальной  и экологической направленности  ин­новаций;     

- повышение общественного статуса инновационной деятель­ности;     

- региональное регулирование  инновационных процессов;    

- регулирование международных  аспектов инновационных про­цессов.      

 К формам государственной  поддержки научной и инновацион­ной  деятельности  относится   следующие:     

-  прямое финансирование;     

- предоставление индивидуальным  изобретателям и малым вне­дренческим  предприятиям беспроцентных банковских  ссуд;     

- создание венчурных  инновационных фондов, пользующихся  значительными налоговыми льготами;      

- снижение государственных  патентных пошлин для индивиду­альных  изобретателей;     

- отсрочка уплаты патентных  пошлин по ресурсосберегающим  изобретениям;     

- реализация права на  ускоренную амортизацию оборудования;      

- создание сети технополисов,  технопарков и т. п.     

 Центральное место  в системе прямого государственного  регу­лирования занимает финансирование  НИОКР и инновационных проектов  из бюджетных средств. Государственные  ассигнования и субсидии могут  предоставляться государственному и негосудар­ственному секторам на собственно инновационные цели или на обеспечение инновационной составляющей инвестиций многоце­левого характера. В целях диверсификации инновационных вло­жений государства возможно создание специализированных госу­дарственных холдинговых и инновационных компаний. Важное значение для генерирования нововведений и создания первона­чального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИОКР и государственные заказы на инноваци­онную продукцию. Эффективность инновационных процессов по­вышается при использовании механизмов конкурсности в распре­делении бюджетных средств.     

Информация о работе Лекции по "Инновационному менеджменту"