Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:31, курс лекций
Каждая страна одновременно использует все источники развития. Конкурентоспособность и эффективность экономики определяются структурой источников. Если для функционирования и развития народного хозяйства страны, приобретения потребительских товаров используется в основном валюта от экспорта природных ресурсов, то уровень экономического развития такой страны будет низким. Экономическая политика страны, ориентированная на международные кредиты, бесперспективна, т. к. кредиты надо возвращать, и с большими процентами. Приоритет должен быть отдан развитию страны на основе активизации инновационной деятельности в области базовых наукоемких отраслей народного хозяйства, являющихся двигателями развития экономики.
Лекция 4
4. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
4.1. Функции инновационного менеджмента
Содержание инновационного
Стратегический маркетинг
- комплекс работ по
Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации любой деятельности в условиях рыночных отношений на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000 - первая стадия жизненного цикла объекта и, в-третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.
Исходя из концепции маркетинга
фирмы, предлагаются следующие функции
и задачи стратегического маркетинга
(табл. 4.1).
Функции и задачи стратегического маркетинга
Функции |
Задачи |
I. Формирование рыночной стратеги |
1.1. Анализ и прогнозирование потре спроса 1.2. Анализ и прогнозирование конъю 1.3. Анализ и прогнозирование факто рентного преимущества фирмы I.4. Анализ связей фирмы с внешней 1.5. Анализ и прогнозирование качес 1.6. Прогнозирование воспроизводств товаров фирмы 1.7. Анализ и прогнозирование орган 1.8. Прогнозирование объемов рынков 1.9. Прогнозирование лимитных цен н товары 1.10. Прогнозирование конкурентоспос 1.11. Разработка и экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособност 1.12. Окончательный выбор целевых ры 1.13. Разработка нормативов конкурен 1.14. Оформление документа "Рыночная
|
2. Реализация концепции маркетинга |
2.1. Согласование структуры и содер 2.2. Участие в проектировании орган 2.3. Участие в разработке положений и должностных инструкций фирмы 2.4. Входной маркетинговый контроль (на предмет соблюдения концепц 2.5. Разработка, согласование и утверждение руководством фирмы "Плана мероприятий по реализации концепции маркетинга в деятельности фирмы на период ___" 2.6. Участие в анализе внешнеэконом 2.7. Согласование цен на выпускаемы 2.8. Согласование долгосрочных контрактов и договоров 2.9. Установление схемы обратной св |
3.Стратеги-ческая реклама и ст |
3.1. Определение целей рекламы 3.2. Определение методов, правил и 3.3. Формирование стратегии стимулирования сбыта товаров и роста прибыли |
4. Обеспечение маркетинговых исследований |
4.1. Разработка структуры службы ма
4.2. Информационное обеспечение и с
4.3. Кадровое обеспечение исследований
4.4. Обеспечение техническими средс
4.5. Обеспечение внутренних и внешн |
Планирование - функция менеджмента, комплекс работ по: анализу ситуаций и факторов внешней среды; прогнозированию, оптимизации и оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Планы могут быть проблемными, локальными или комплексными, стратегическими, тактическими (как правило, годовыми) или оперативными.
Особенностями планирования
инновационной деятельности
- большая неопределенность
плановых ситуаций в связи
с новизной инноваций,
- значительный риск вложения инвестиций;
- неподготовленность персонала,
компонентов системы
- постоянная смена объекта и предмета исследований;
- низкий уровень унификации
и стандартизации компонентов
инновационного менеджмента;
- перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности,
К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:
- выбор оптимальной стратегии
фирмы на перспективу на
- обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
- формирование с применением
научных подходов оптимального
по номенклатуре и
- структуризация целей инновационной деятельности;
- комплексное обеспечение выполнения планов;
- формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов;
- координация выполнения планов по заданиям, исполнителям, ресурсам, срокам, месту и качеству работ;
- стимулирование выполнения планов.
К основным принципам
планирования инновационной
- преемственность стратегического и текущего {тактического} планов:
- социальная ориентация плана;
- ранжирование объектов планирования по их важности;
- адекватность плановых показателей;
- согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента;
- вариантность плана,
- сбалансированность плана
(при условии обеспечения по
важнейшие показателям резерва)
- экономическая обоснованность плана;
- автоматизация системы планирования;
- обеспечение обратной связи системы планирования.
Организация процессов - функция менеджмента, комплекс
Управленческий процесс
- совокупность операций и
Производственный процесс представляет собой комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление товара заданного качества, количества, ассортимента и в установленные сроки.
Каждый производственный
процесс состоит из множества
частичных процессов, в
Под основными процессами
понимаются такие, в
К вспомогательным
относят такие процессы, которые
непосредственно не
К обслуживающим относятся такие процессы, как контроль качества
продукции, внутризаводское транспортирование, складирование и т.п.
Аналогично производственным
процессам на основные, вспомогательные
и обслуживающие
Проектирование любых процессо
Основными принципами
рациональной организации
Учет - функция менеджмента
по фиксации времени, расхода
ресурсов, каких-либо параметров
системы менеджмента на
Ведение регулярного,
полного и качественного учета
выполнения планов является
Требования к учету:
- обеспечение полноты, т.е. ведение учета по всем подсистемам системы менеджмента, показателям качества, количества ц.
ресурса ем к ост и товаров, подразделениям фирмы, товарным рынкам и т.д..
- обеспечение динамичности,
т.е. учет показателей в
- обеспечение системности, т.е. учет показателей системы менеджмента ц ее внешней среды /макросреда, инфраструктура региона, микросреда фирмы);
- автоматизация учета на основе компьютерной техники;
- обеспечение преемственности, применяемости и перспективности учета;
- использование результатов учета в стимулировании качественного труда.
Если учет ведется
в основном количественных
Контроль - функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.
Контроль можно
- стадия жизненного цикла объекта - контроль но стадии стратегического маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
- объект контроля - предмет
труда, средства производства, технология,
организация процессов,
- стадия производственного процесса - входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
- исполнитель - самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
- возможность дальнейшего использования объекта контроля - разрушающий и неразрушающий контроль;
- принимаемое решение - активный /предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
- степень охвата объекта контролем - сплошной и выборочный контроль;
- режим контроля - усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
- степень механизации - ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
- время контроля - предварительный, текущий, заключительный контроль;
- способ получения и обработки информации - расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;
- периодичность выполнения контрольных операций - непрерывный и периодический контроль.
Контроль может быть
определен как постоянный и
структурированный процесс,
1) мониторинг и анализ результатов;
2) сравнение достигнутых
результатов с
выявление отклонений;
3) прогнозирование последствий сложившейся ситуации,
4) корректирующие действия.
Ключевым является контроль трех основных параметров инновационного проекта:
1) время (проект должен
быть выполнен в заданный
2) затраты (бюджет должен быть соблюден);
3) качество /требуемые характеристики проекта должны быть
соблюдены).
Мотивация - функция
менеджмента, процесс